Литературная гостиная "Женский образ"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: развитие у учащихся мотивации к чтению поэзии на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников, приглашенных гостей и родителей.

Оборудование: стенные газеты с информацией о родителях (матерях), стихотворения о маме собственного сочинения, буклеты “Самому дорогому человеку”, магнитофон, аудиозапись с лирической музыкальной композицией.

Участники: ученический коллектив 5-го класса, ведущие, чтецы, учитель литературы, классный руководитель,родители.

Подготовительная работа: До проведения литературной гостиной учащиеся были разбиты на группы, каждой группе было предложено задание.

  • 1 группа: сбор информации о мамах учеников класса.
  • 2 группа: оформление стенных газет “Современная женщина-мать” с информацией о мамах учеников класса.
  • 3 группа: знакомство с творчеством поэтов, выбор понравившегося стихотворения, подготовка выразительного чтения наизусть.
  • 4 группа: подбор информации и оформление буклета “Самому дорогому человеку”
  • 5 группа: оформление классной комнаты для проведения литературной гостиной.

В сборе информационного материала, оформлении стенных газет, классной комнаты ребятам помогали родители.

Оформление литературной гостиной

Класс разделен на две части ковровой дорожкой. В первой части класса, которая находится у школьной доски, расставлены три стола, покрытые ажурными скатертями, на столах расположена композиция, состоящая из букета весенних веточек с пророщенными листиками и вазы с фруктами. За столами сидят участники литературной гостиной. За центральным столом располагаются ведущие, классный руководитель и учитель литературы.

Для зрителей и гостей расставляются стулья в несколько рядов в противоположной части класса.

Центральная часть класса остается свободной. Чтецы выходят на ковровую дорожку для декламирования стихотворений, но встают не в центр, а сбоку для того, чтобы их было хорошо видно как зрителям, так и остальным участникам литературной гостиной.

На классной доске размещены две стенные газеты с информацией о мамах учеников класса (фотография, рассказ, написанный учеником о своей маме, стихотворения), в центре доски – название литературной гостиной.

Стены класса украшены весенними цветами, вырезанными из цветной бумаги.

Сценарий урока

Учащиеся и гости заходят в класс до звонка на урок, знакомятся со стенными газетами, занимают свои места. В начале урока звучит музыкальная композиция, настраивающая на лирический лад, затем выходит учитель литературы и произносит вступительное слово, после слов учителя, ведущие с места, где они сидят, начинают литературную гостиную.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, уважаемые родители!

В этот прекрасный весенний день мы с ребятами подготовили для вас необычный подарок. Представляем вашему вниманию литературную гостиную “Женский образ”

Ведущая:

Всё начинается с любви
Твердят:
В начале было слово,
но я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка -
Всё начинается с любви.
Весна шепнёт тебе: живи!
И ты от шёпота качнёшься,
И выпрямишься, и очнешься.
Всё начинается с любви.

Ведущий: Великое чувство любовь. В любви зарождается всё хорошее, доброе, светлое. А кто нам дарит любовь? Женщины!

Своей улыбкой, блеском глаз, волшебным голосом.

Чтец 1:

Ах, женщины, - и красота, и праздник,
И героини юношеских снов!
С рожденья в дочерях весны прекрасной
Надежда наша, вера и любовь!
Они всё жизнь нам солнцем ярким светят,
И как сказал восторженный поэт:
- Без женщин разве можно жить на свете?
- Без женщин жить нельзя на свете, нет!

Ведущая: Самая близкая, родная из всех женщин на свете - это наша мама. Она подарила нам жизнь, она оберегает нас от всех невзгод.

Чтец 2:

Воспеваю то, что вечно ново
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём - исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!... Я произношу его:
МАМА!

Ведущий: Мама, мамочка. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, оберегает нас.

Руки мамы качали тебя в колыбели. Это она согревала тебя своим дыханием и убаюкивала своей песней.

Ведущая:

Колыбель качая,
Ты мне пела, дорогая,
Спой теперь, чтоб слушал я
С благодарностью тебя.

Чтец 3:(Стихотворение читает одна из мам, присутствующих в классе)

Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани,
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой,
Солнце скрылось за горой.
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?!
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских
Звёзд не трогал золотых.
Я дитя оберегал
Колыбель его качал"

Ведущий: Младенец старательно складывает по слогам "ма-ма", и, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый. Мама... Вслушайтесь, как гордо звучит это слово!

Ведущая: В народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Ребята, какие пословицы, поговорки о маме вы знаете?

(Учащиеся класса отвечают с места)

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Птица рада весне, а младенец матери.

Нет милее дружка, чем родима матушка.

При солнышке светло, при матушке добро.

Ведущий: Как справедливо подмечено: мама для ребенка – это солнышко, в маминых глазах мы видим добро, от маминого взгляда на душе светло даже в самый пасмурный день. А сколько стихотворений написано о маме!

Чтец 4:

Е. Благинина

Солнышко

Как это бывает - сама не пойму,
Что солнышко в небе - то мама в дому.
За облако солнышко скроется вдруг,
Всё станет пустым и печальным вокруг.
Уйдет хоть ненадолго мама моя,-
Такой невесёлой сделаюсь я.
Домой возвратится родная моя, -
И снова весёлою сделаюсь я.
Играю, смеюсь, кувыркаюсь, пою...
Люблю я родную голубку свою!

Ведущая: Современная жизнь требует от женщины-матери многого: растить ребёнка, заниматься хозяйскими делами, добиваться успехов на работе. Скользящие графики, ночные смены - от этого никуда не деться.

Чтец 5:

Е. Трутнева

Маме

С широко раскрытыми глазами,
Сладкий сон стараюсь превозмочь,
Я лежу и думаю о маме,
Нет её: она дежурит в ночь...
Мамочка, любимая, родная!
предо мной твой образ дорогой,
Я тебя весёлой вспоминаю,
Молодой, красивой и простой.
Ты уже немного поседела,
Но глаза по-прежнему блестят,
Ты берёшься за любое дело
Молодо, как много лет назад.

Ведущий: Будьте чуткими и внимательными к маме. Умейте ценить материнскую любовь.

Чтец 6:

Фаза Алиева

Материнский наказ

Немало, сын мой, будет в жизни сложной
Нападок разных, сплетен и интриг,
Не опускайся до людей ничтожных,
Не обращай внимания на них.
Владей собой. Укус клопа не страшен.
Носи во всём достоинство своё.
Горох на сковородке вон как пляшет,
А всё ж не может расколоть её...

Ведущий: Женщина-мать достойна уважения. Земной поклон Вам, дорогие мамы!

(Группа ребят, отвечающих за создание буклета “Самому дорогому человеку”, раздаёт подарки всем гостям литературной гостиной см. Приложение №1)

Выходят пять чтецов, встают в центре полукругом. Ученики в определенной последовательности декламируют строфы из стихотворения, учитель музыки аккомпанирует на фортепьяно.

С. Островой

Песня о женщине

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.

Всё на свете метится следами
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня - украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.

Учитель: Подходит к концу наша литературная гостиная. Ребята, уважаемые родители хотелось бы выслушать ваше мнение, впечатления, отзывы о сегодняшнем празднике.

Родители и дети высказывают свои предложения, делятся впечатлениями.

Фотографируются на память о празднике.