Урок литературного чтения. Бианки В.В. "Сова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  1. Формировать представление о сказке и особом виде литературной сказки “сказки-несказки”;
  2. Формировать правильное выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения;
  3. Формировать умение владеть верной интонацией чтения текста, передающее содержание читаемого и настроение читающего.

Развивающие:

  1. Развивать связную устную речь, творческие способности, наблюдательность за особенностями поведения персонажей, отношением к нему других персонажей и автора/

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к творчеству Бианки В.В.;
  2. Воспитывать через характеристику поступков героев бережное отношение к природе.

Интеллектуальные:

  1. Помочь выявить художественную ценность произведения;
  2. Создать эстетическое переживание.

Оборудование:

  1. Презентация урока;
  2. Книги Бианки В.В.;
  3. Карточки с установлением цепи питания;
  4. Музыка “Звуки леса”.

Ход урока

I. Орг. момент

Действия учителя Действия детей Слайд Время
Сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомство со сказками русских писателей Слушают учителя на фоне музыки 1 1 мин

II. Речевая разминка

Действия учителя Действия детей Слайд Время
1. Приготовились к зарядке для язычка. Произносим слова в слух чётко, не по слогам, так как будем писать Читают группы родственных слов 2 2 мин
2. Прочитайте скороговорку увеличивая темп. Читают скороговорку

Мы узнали от совы , что нету слов на букву Ы.

2 1 мин

III. Подготовка к первичному целостному восприятию

1. Определение темы урока

Действия учителя Действия детей Слайд Время
Прочитайте подчёркнутые буквы и вы узнаете какое произведение мы будем с вами читать.

Как вы понимаете тему “сказка-несказка”

Читают строчки с буквами, получают слова:

Сказка-несказка

Виталий Валентинович Бианки Сова

Предположения

3

Щелчок-проверка

3 мин

2. Краткое слово о творчестве писателя

Действия учителя Действия детей Слайд Время
Рассказывает о Бианки, привлекая внимание к его книгам. Слушают учителя 4 2 мин

IV. Физминутка “Кузнечики”

V. Первичное целостное восприятие

Действия учителя Действия детей Слайд Время
Откройте, пожалуйста, учебники на с. 140.

Я начинаю читать, будьте готовы мне помогать.

Слушают учителя и читают про себя, следя по тексту 4 6-7 мин

VI. Беседа эмоционально-оценочного плана

Действия учителя Действия детей Слайд Время
Понравилась вам сказка? Чем Ответы детей 4 1 мин

VII. Физминутка для глаз

VIII. Вторичное восприятие сказки и ее анализ

Действия учителя Действия детей Слайд Время
Давайте ёще раз прочитаем сказку, старайтесь голосом передавать интонацию разговора героев

-Назовите главных героев сказки

-Что вы можете сказать об отношениях совы и старика к друг другу в начале сказки. Докажите строчками из текста.

Почему старик называет её отчаянной головой?

Отчаянный – смелый человек, совершает смелый поступок, не думая о последствиях.

А кто-нибудь ещё также называет сову? Докажите строчками из текста.

Почему же мыши к ней плохо относятся?

А изменилось ли отношение старика к сове в конце сказки? Докажите строчками из текста.

Почему изменилось?

Почему не смог чай белить, зачитывайте строчки из текста

Почему молока у коровы мало.

Почему клевер на лугу не родится.

Почему шмели на стариков луг не заглядывают

Почему мыши по лугу рыщут

Почему сова в дубу сидит, мышей не ловит

Кто же из них оказался мудрее, лучше знал природу.

Найдите в тексте слова совы, которые учат старика

Как вы понимаете эти слова?

Чему же научила сова старика?

Читают по цепочке

Сова и Старик

Сова дружелюбно настроена, приветливо.

А старик не видит её другом, не ласков с ней, грубо обращается.

Считает, что сова поступает резко, смело, неправильно, с плохими последствиями.

Мыши.

Сова им враг в природе

Стал приветлив, ласков, в гости зазывает.

Не смог без совы свой любимый чай белить и пить

Молока у коровы мало, без клевера тощает.

Клевер на лугу не родится

Шмели на чужих лугах гуляют…

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут.

Сова в дубу сидит, мышей не ловит.

На старика обиделась, рассердилась

Сова

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Дружить не в тягость. Не тяжело, а без друга плохо.

В природе всё взаимосвязано

4

 

 

 

5

8-10 мин

IX. Работа по карточкам

Действия учителя Действия детей Слайд Время
Положите перед собой карточки, попробуйте соединить слова, чтобы у вас получилась последовательность событий сказки

Расскажите и проверьте, что у вас получилось.

Работают по карточкам   2 мин

X. Обобщение

Действия учителя Действия детей Слайд Время
Ребята, как вы думаете, почему Бианки выбрал для своёй сказки из огромного количества птиц, именно образ совы.

Почему же это сказка – несказка.

Сова – символ мудрости.

Научила, что нельзя рвать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе.

Ответы

1 1 мин

XI. Домашнее задание: читать по ролям

XII. Итог урока

Приложение 1