Урок-мастерская в 5-м классе "Классификация и устройство швейных машин. Работа на незаправленной машине"

Разделы: Технология


Цели:

  1. Познакомить учащихся с классификацией швейных машин и их устройством. Обучить правилам работы на швейной машине с ножным приводом.
  2. Прививать навыки работы в коллективе, помочь почувствовать уверенность в себе и в своих силах.

Оборудование:

  • Машины с ручным, ножным и электрическим приводом
  • Наборы этикеток с названием деталей.
  • Таблицы: «Строение швейной машины», «Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине».
  • Текст с указанием местоположения и функций деталей.
  • Инструкции:
  • ТБ при работе на швейной машине.
  • Подготовка машины к работе.
  • Шитьё на машине без ниток.

1. Беседа.

Прежде, чем мы начнем разговор по теме сегодняшнего урока, мне бы хотелось спросить: какие машины вам известны и какое значение они имеют в вашей жизни других людей.

2. Вступительное слово учителя.

Без машины трудно представить сегодняшний день. Жизнь кажется без них невозможной: обувь, одежда, дома, мебель, посуда и т. д. – все это результат деятельности машин, созданных человеком себе в помощь.

Что же такое машина? (Машина – это устройство, которое оказывает человеку помощь в работе: заменяет его руки, ноги, помогает считать, писать, чертить и многое другое).

Швейная машина одна из немногих помогающих человеку. Раньше, лет двести тому назад, вся одежда шилась вручную. Это далеко не лёгкий труд. Вот и появилась необходимость облегчить его.

Первые машины появились в Англии в конце 18 века. Эти машины были несовершенными и малопроизводительными. Постепенно они совершенствовались и приобрели современную форму. До 20 века в России машины не производились. Существовали лишь небольшие мастерские, занимавшиеся сборкой машин из деталей, которые привозились главным образом из-за границы.

Первый завод по производству швейных машин в нашей стране был построен в 1923 году в городе Подольске Московской области. После ВОВ машины стали производиться в Белоруссии, в городе Орше.

Швейная машина значительно облегчила шитьё одежды. При помощи машины работа выполнялась в 50 раз быстрее, чем вручную.

Швейные машины бывают бытовые и промышленные. Промышленные предназначены для швейных фабрик, а бытовые для домашнего обихода.

Вот с устройством и принципами работы бытовых швейных машин нам и предстоит с вами познакомиться.

3. Демонстрация.

В зависимости от того, как приводится в движение швейный механизм, машины подразделяются на ручные, ножные и с электрическим приводом.

Машины состоят из различных деталей, название которых надо знать, чтобы понимать друг друга во время совместной работы. А не называть их «штучками» и прочими неподходящими словами.

4. Работа в группах.

Сейчас мы познакомимся с устройством машин.

Задание №1:

В пакете набор этикеток с названием деталей машины (деталь – изделие, изготовленное из какого-нибудь одного материала; её нельзя разделить на составные части) с ножным приводом. Всего их 20 (Приложение 1).

Предлагаю разбиться на группы по 3-4 человека и разложить этикетки с названиями на предполагаемые детали. (В данном случае полагаюсь на интуитивный опыт учащихся).

Задание № 2:

Получив письменные пояснения по местоположению деталей и выполняемым ими функциям (Приложение 2), попробуйте исправить свои ошибки. Этикетки с названиями ненайденных деталей отложите в сторону. (Как правило, не могут найти только главный вал, скрытый от глаз учеников корпусом машины).

Задание № 3.

Даются схемы строения машины, вывешивается таблица. И вот уже в третий раз слово группам: назовите детали.

Самоконтроль в группах

(этикетки делятся поровну между девочками и каждая, называя детали, получает предварительную оценку группы).

5. Контрольный ответ учителю на оценку.

6. Итог.

Я верила в вас, знала, что вы справитесь. Значит, и шитьё у нас пойдет хорошо. Но перед тем как вы сядете за машины, я сообщу еще вам некоторую информацию и научу приемам безопасной работы на машине.

7. Инструктаж по ТБ:

  • Волосы под косынкой.
  • Не наклоняться низко к движущимся деталям.
  • Сидеть прямо (между машиной и животом – кулачок).
  • Руки держать подальше от иглы.
  • На платформе – никаких посторонних предметов.

8. Практическая работа на незаправленной швейной машине с ножным приводом.

Возьмите кусочек ткани, сложите её вдвое и подложите под лапку так, чтобы край ткани выступал с правой стороны лапки.

Проколите ткань иглой. Опустите лапку.

Поставьте ноги на педаль (когда не работаем, ноги с педали убирать).

Правой рукой приведите маховое колесо в движение и, почувствовав ногами, куда наклоняется педаль, нажимайте на неё в эту сторону до полного наклона; затем в противоположную, тоже до полного наклона.

Примечание:

Если педаль не довести до полного наклона в одну сторону и начать отклонять её в противоположную, то маховое колесо меняет направление вращения, а это приводит к обрыву верхней нити во время шитья или застреванию её в челночном устройстве.

При правильном нажатии на педаль ткань будет двигаться только в одном направлении (от себя). А если ткань движется то в одну, то в другую сторону, это значит, что качание педали неверное. Упражнение следует начать снова.

Во время работы надо придерживать и направлять полоски ткани, чтобы она не смещалась под лапкой влево или вправо. Это упражнение надо выполнять, пока не будут свободно сочетаться движения ног с работой рук.

9. Закрепление:

  • На каких машинах мы сегодня работали?
  • Что приводит в движение верхнюю часть машин?
  • Мы познакомились с вами со множеством деталей в машинах. Совокупность деталей, собранных воедино, называется механизмом.
  • Запишем сегодня названия механизмов и приспособлений, чтобы знать, с чем еще нам предстоит познакомиться, и что еще предстоит изучить более подробно и обстоятельно.

10. Запись в тетрадях:

Механизмы швейной машины.

  • Механизм иглы.
  • Нитепритягиватель.
  • Челночное устройство.
  • Механизм продвижения ткани.

Приспособления:

  • Регулятор длины стежка.
  • Нитенаправители.
  • Регулятор натяжения верхней нити.
  • Моталка.

11. Домашнее задание: принести ткань, тетради.