Урок "Закон Архимеда"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • изучить силу, действующую на погруженное в жидкость или газ тело;
  • формирование умения анализировать, делать выводы;
  • воспитание активности.

Тип-урок-исследование

Оборудование: тело, мензурка, динамометр, виды жидкости,

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос-загадку:

Кто решит известный спор,
Почему плывет линкор,
Но потонет гвоздик малый,
Хоть он из того же металла?

Чтобы решить этот спор, мы должны сначала изучить материал нашего урока.

2. Подготовка к новому материалу.

Повторение формул в виде игры домино по заранее подготовленным карточкам.

Построить логическую цепочку

3. Объяснение нового материала.

Прошу учащихся экспериментально определить объем воды в мензурке до и после погружения тела.

 

V1- объем воды в мензурке до погружения тела

V2- объем воды мензурке после погружения тела

V- Объем погруженного тела

Прошу учащихся измерить объем погруженного тела с помощью линейки.

Погруженное тело нужно взять в виде простой геометрической фигуры. В 7 классе учащиеся умеют рассчитывать объем по формуле: V= abc.

Теперь предлагаю учащимся сравнить результаты двух экспериментов и сделать вывод, учащиеся самостоятельно дают формулировку закону Архимеда:

Объем погруженного тела равен объему вытесненной жидкости.

Предлагаю учащимся провести следующий эксперимент определить вес тела в воздухе и в воде, сравнить полученные результаты. Учащиеся видят, что вес тела в воздухе больше веса тела в воде, так как на тело действует выталкивающая сила.

H1-уровень жидкости, который создает давление на верхнюю грань тела

H2- уровень жидкости, который создает давление на нижнюю грань тела

H- высота тела

F=F2-F1

F=S(P2-P1)=Gs(H2-H1)= gV

F=gV

Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость или газ тело, называется силой Архимеда.

4. Закрепление нового материала.

1). Прошу дать объяснение на вопрос-загадку, поставленную в начале урока.

2). Работа с вопросами картинками.

Примерное задание:

На каком из рисунков на тело действует больше сила Архимеда. Почему?

3). Объяснить эксперимент с картофелем, погруженным в пресную и соленную воду. Почему в пресной воде картофель тонет, а соленной воде картофель плавает?

5. Решение задач примерного типа:

  1. Чему равна выталкивающая сила, действующая на тело объемом 200мл, погруженного в бензин?
  2. Брусок размером 50см*20см*10см погрузили в воду. Чему равна сила Архимеда, действующая на брусок?
  3. Чему равна сила Архимеда, действующая на стеклянное тело массой 500г в соленной воде?
  4. Чему равна масса алюминиевого тела, если сила Архимеда, действующая на тело в керосине, равна 400Н?
  5. Чему равна плотность тела, если вес тела в воздухе 15Н, а вес этого тела в воде 14,2Н?

6. Итог урока

7. Рефлексия

  1. Что на уроке для вас было самым важным?
  2. В чем заключались трудности?
  3. Оцените свою деятельность по 5-бальной системе?