Урок географии в 8-м классе по теме "Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники"

Разделы: География


Класс учащихся: 8

Цели учителя: Создание условий для освоения учащимися программного материала на уровне получения новых знаний и первичного закрепления материала.

Задачи учащихся:

  • Актуализировать знания об озерах как составной части гидросферы.
  • Выявить происхождение, особенности и географию озер России.
  • Охарактеризовать подземные воды как важнейший природный ресурс страны.
  • Получить представление о распространении многолетней мерзлоты на территории России.
  • Объяснить значение болот для человека и природы.
  • Познакомиться с особенностями покровных и горных ледников.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Физическая карта России, учебник (“География России” в 2 книгах. Книга 1. “Природа и население”. 8 класс/под ред. А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004), атлас, контурные карты, презентация, экран, проектор.

Этап урока Слайд Работа учителя Работа учащихся
Проверка домашнего задания - Организует проверку домашнего задания в форме фронтального опроса заданного на дом параграфа учебника, знания географической номенклатуры. Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, показывают на настенной карте реки России.
Изучение

нового материала

1, 2 Организует работу учащихся по самостоятельной постановке задач урока по представленному на слайде 2 содержанию урока. Самостоятельно определяют цели урока. Ставят главный проблемный вопрос урока.
3, 4 Актуализирует знания учащихся о крупнейших озерах России – Каспийском и Байкале, выясняет понимание вопроса об условиях, способствующих или препятствующих образованию озер. Формирует представление об особенностях режима озер в разных климатических условиях. Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради, наносят на контурную карту названия озер России.
5, 6, 7 Актуализирует знания учащихся о происхождении озерных котловин и особенностям стока. Приводят примеры разных типов озерных котловин, объясняют условия их образования.
8 Организует самостоятельную работу учащихся по работе с учебником и развитию речи в форме составления связного рассказа о подземных водах России по наводящим вопросам. Самостоятельно работают по тексту учебника (стр.106), подготавливая связный рассказ о подземных водах. Отвечают, используя наводящие вопросы учителя.
9 Объясняет материал о многолетней мерзлоте, параллельно задавая вопросы и организуя работу с контурной картой. Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы, работают по карте атласа, отмечая в контурной карте границу распространения многолетней мерзлоты.
- Организует физкультминутку (2 минуты). Выполняют двигательные упражнения и упражнения для глаз.
10 Организует диалог, полилог учащихся по вопросам о болотах, акцентирует внимание учащихся на распространение болот по территории России. Участвуют в беседе, выказывают свое отношение к болотам как кладовой природных богатств. Изучают географию болот Росси по карте атласа и настенной карте.
11 Формирует понятие о типах, своеобразии и размещении ледников на территории России. Слушают учителя, работают с картой атласа, нанося на контурную карту крупнейшие ледники России.
Первичное закрепление материала - Задает вопросы на закрепление материала:

В какой части страны сосредоточено наибольшее количество озер?

Приведите примеры озерных котловин разных типов.

Каковы условия образования и значение болот для природы и человека?

Подумайте, как связаны размещение и запасы подземных вод с климатом, рельефом и горными породами?

Какая часть территории России лежит в пределах многолетней мерзлоты?

Отвечают на вопросы учителя.
Подведение итогов урока, рефлексия. 12 Заключительное слово учителя. Выставление отметок учащимся. Рефлексия учащихся.
Домашнее задание: - Задает домашнее задание:

Изучить параграф 16 учебника.

Закончить оформление контурной карты.

Знать географическую номенклатуру по теме.

По желанию подготовить сообщения об использовании внутренних вод России.

Записывают домашнее задание в тетрадь, выясняют особенности его выполнения.