"Как готовить творческого специалиста со школьной скамьи"

Разделы: Общепедагогические технологии


С развитием высокоскоростных технологий ускорились темпы всей нашей жизни. Отсюда возникает потребность в новых творческих кадрах, способных решать задачи нестандартным образом. Поэтому воспитание и формирование будущего специалиста должно закладываться уже со школьной скамьи. Но репродуктивный метод обучения многих основных и дополнительных дисциплин зачастую не готовит выпускников с такими качествами мышления. В течение обучения у школьника складывается ряд стереотипов, который мешает проявлению индивидуальности, что особенно важно в творческих профессиях. Ведь человек, находящийся во власти созданных стереотипных образах, не умеет в полной мере творчески самореализовываться. Происходит “подмена” в понятиях создания принципиально нового на создание вещи с незначительными изменениями составляющих элементов (т.е. типовое проектирование). В этом случае учащиеся, решившие вступить на творческий путь, не осознают в полной мере сущность творческого процесса и его результата. Отсюда важнейшая задача современных педагогов не просто изложить требуемый материал, а создать условия, при которых учащийся смог бы самостоятельно решить поставленную задачу без дополнительной информации из окружающей среды. Изолирование учащегося на этапе формирования идеи и обозначения ее решения от излишней информации побуждает к более быстрому пониманию проблемы и поиску нетрадиционного решения.

Еще одна актуальная проблема в современном образовании, на наш взгляд, это недостаток информации у старших школьников и выпускников о сущности профессий, о ситуации на рынке труда. И в ряде случаев выпускники выбирают будущую профессию либо по желанию родителей, либо просто выбрав модную специальность. Но некоторые специальности требуют особой подготовки. Например, работа дизайнера заключается не только в умении придумывать и рисовать. Необходимы знания композиции, рисунка, истории искусств, а также умения общаться с людьми, решать конфликтные ситуации, реализовывать практически свои проекты. Дизайнер должен быть в курсе новинок, поэтому и абитуриент, подающий документы на эту специальность обязан быть человеком нового времени. В среднем учебном заведении возможна подготовка будущих дизайнеров через решение проектных заданий, направленных на осознание и искоренение актуальных проблем своего учреждения. Это может быть и оформление школьной среды, и проведение мероприятий, и решение имиджевых проблем и т. д.

В качестве примера нами предлагается схема организации проектной деятельности учащихся на примере создания имиджевых часов, проект разработан студентами Магнитогорского Государственного Университета Технологического факультета 4 курса Максимовой Елены и Игошевой Ольги:

I этап: Осознание проблемы, ее формулировка.

На данном этапе мы рассмотрели ситуацию, сложившуюся в Магнитогорском Государственном Университете. Технологический факультет является творческим факультетом, но, имея специальность “Технология и предпринимательство” со специализацией “Дизайн бытовых и промышленных изделий”, в здании практически отсутствуют бытовые, офисные изделия, показывающие особенность и отличие от других факультетов.

Итог: понимание и озвучивание проблемы – отсутствие имиджевых особенностей факультета.

II этап: Поиск решения выявленной проблемы.

Методом “мозгового штурма” нами были выявлены следующие варианты решения проблемы (идеи):

  • введение формы для преподавателей;
  • введение аксессуаров в одежду студентов (галстуки, нашивки, подвески, пояса и т. д.);
  • ландшафтный дизайн (оформление природной среды возле факультета);
  • дизайн экстерьера (внешнее оформление здания);
  • использование нестандартных динамических и статистических форм (воздушный шар или стенд);
  • фирменная полиграфия (тетради, ручки, блокноты, конверты для дисков, папки и т. д.);
  • имиджевые бытовые изделия (кружки, зеркало, часы, канцелярские подставки для бумаги и карандашей).

Итог: опираясь на собственный опыт (мы учимся на специальности “Технология и предпринимательство” со специализацией “Дизайн бытовых и промышленных изделий”) и личную заинтересованность из рассмотренных вариантов мы выбрали предложение разработки имиджевых часов (<Рисунок 1>).

III этап: Формирование образа.

Цель: создание имиджевых часов с образовательным аспектом.

Задачи: простота исполнения, отображение имиджа организации (здесь имидж кафедры “Рекламы и художественного проектирования”), простота и лаконичность формы, образовательный аспект.

Итог: формирование более четкого образа будущего изделия с поставленными функциональными задачами.

IV этап: Создание клаузур.

На данном этапе происходит первоначальное эскизирование, набрасывание идей.

Итог: графическое отображение идей с различными формами, функциональностью (<Рисунок 2>,<Рисунок 3>, <Рисунок 4>).

V этап: Анализ аналогов.

На данном этапе, когда четко сформулирована проблема, есть образ будущего изделия, можно обратиться к опыту предыдущих проектировщиков, занимающихся подобными вопросами.

Итог: благодаря данному этапу можно посмотреть стилистику, функциональность, технологию изготовления (<Рисунок 5>).

VI этап: Корректировка клаузур, разработка проектного предложения.

На данном этапе происходит отбор лучших вариантов первоначальных эскизов, их корректировка.

Итог: конкретно выбранный оптимальный вариант и дополненный готовый эскиз проекта (<Рисунок 6–10>).

VII этап: Создание технической документации.

Выбор материалов, нанесение размеров, описание технологии изготовления, создание технологической карты.

Итог: вся техническая документация. Возможна корректировка изделия под технические возможности изготовления.

VIII этап: Изготовление изделия.

На данном этапе изготавливается изделие по технологической карте.

Итог: готовое изделие.

Данный ход проектирования можно использовать для любой вещи, а также использовать на основных дисциплинах, например, на физике. Проблемный ход проектирования позволяет раскрепостить учащегося, добиться его активности, самостоятельности в решении проблем и нестандартного творческого мышления.

Используемая литература.

1. Художественное проектирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий: учебник для студентов художественно-промышленных вузов / З. Н. Быков [и др.]; под ред. З. Н. Быкова, Г. Б. Минервина. – М.: Высшая школа, 1986. – 236 с.

2. Художественное проектирование: учебное пособие для студентов и педагогов по специальностям № 2109 “Черчение, рисование и труд” / Б. В. Нешумов [и др.]; под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

3. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна / О. И. Нестеренко. – М.: Молодая гвардия, 1994. -315 с.

4. Розенсон И. А. Основы теории дизайна: учебник для вузов / И. А. Розенсон. – СПб.: Издательский дом “Питер”; 2006. – 220 с.