Из опыта работы в классах коррекционно-развивающего обучения

Разделы: Математика


Любое действие преследует определённую цель. (Аксиома).

Одна из дидактических целей урока – обучающая. За многие годы работы в классах коррекционно-развивающего обучения сформировалась своя система. У многих авторов можно найти общее в описании групп учащихся со стойкой неуспеваемостью, пониженной обучаемостью, педагогической запущенностью и задержкой психического развития, а также сходства в причинах, вызывающих эти состояния. Думается, что эта терминологическая путаница отражает современное состояние проблемы неуспеваемости, её острую актуальность и недостаточную изученность.

Сегодня главной целью является личностно-ориентированное целенаправленное образование и воспитание каждого ученика. Особое значение приобретает функция диагностики интеллектуальных и прочих возможностей, психосоматического здоровья детей. Поэтому главное выделить скрытые причины неуспеваемости, отклонений в поведении. Не менее важно взаимодействие специалистов разных профилей в постановке диагноза и выборе оптимальной системы мер по обучению, воспитанию и развитию детей. Работа в классах такого типа ведётся совместно с психологом, медиком, социальным педагогом и, если это возможно, то и с родителями. На каждого ученика составляется "Карта наблюдения за развитием школьника", которая состоит из следующих пунктов:

  1. Характеристики внимания на уроке.
  2. Отношение к оценке деятельности.
  3. Характеристики памяти.
  4. Тип материала, который запоминается особенно легко.
  5. Интеллектуальные умения.
  6. Прочие характеристики.

Количество учащихся в классе (до 15 человек) позволяет при подготовке и проведении урока учитывать внутреннюю дифференциацию. Класс разбит на подвижные группы, формирование которых зависит от целей и задач урока.

Низкие способности к математике обусловлены быстрой утомляемостью, плохой памятью, ослабленным здоровьем и т.п. С учётом и этих факторов ведётся обучение. Основной метод – многократное повторение и наглядность. Учебный материал иллюстрируется на доступных и актуальных для детей примерах. До сих пор ребята при сложении чисел с разными знаками мысленно заменяют знаки "плюс" и "минус", соответственно, понятиями "прибыль" и "долг". Когда дело касается, например, заработка родителей – внимание ребят возрастает стократно. Что практически полностью ликвидирует трудности, связанные со сложением рациональных чисел.

На личном опыте убедилась в эффективности карточек-информаторов. Уже в 7-м классе учащиеся сами составляют их. Например, "Формулы сокращённого умножения":

Благодаря карточкам-информаторам школьники с помощью репродуктивного метода достаточно легко используют формулы в упражнениях.

Удачная смена деятельности учащихся – лучший отдых. Различные задания (оригами, геометрия Танграма, игра "Кто быстрее" и т.п.) позволяют отвлечь учащихся от вычислений и измерений, а также развивают память, быстроту реакции, воспитывают умения сосредоточиться.

Важным для достижения успеха является стиль работы, который установится в классе. Если: а) учитель понимает основы коррекционно-развивающего обучения; б) он знает и умеет создать условия для развития ученика на уроке; в) учитывает потребности и возможности учащихся и строит свою работу в соответствии с ними; г) обеспечивает настрой на взаимодействие с учащимися; д) владеет методическим арсеналом современных технологий обучения, то это приведёт к переводу ученика из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.