Урок математики во 2-м классе "Сложение чисел с переходом через десяток"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: создать условия для:

  • раскрытия детьми способа сложения двух однозначных цифр с переходом через десяток.
  • расширения представлений о разных способах сложения чисел;
  • совершенствования умений решать задачи на нахождение неизвестных, уменьшаемого и вычитаемого;
  • развития вычислительных навыков

Оборудование: наборные полотна с десятью ячейками, набор кружочков двух цветов и для каждой группы пример на сложение

Тип урока: урок новых знаний

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент.

Психологический настрой.

Учитель: Предлагаю вам весёлые задачи и шутки. Как вы думаете, зачем?

Дети: Чтоб у нас стало хорошее настроение, чтобы было интересно работать.

Учитель: Если вы готовы слушать, я предлагаю вам задачу.

Раз, два, три, четыре.
Кто живёт у нас в квартире?
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех начну считать опять.

  • у кого возникло желание повторить;
  • кто уже знает, сколько членов семьи было?

Учитель: Слушайте вторую задачу.

Просят Колю сосчитать
Сколько будет пять и пять.
Коля фыркнул: “Пустяки”!
Это будет две руки!

  • поднялось ли у вас настроение;
  • стало ли вам интересно;
  • подарите друг другу радость и улыбнитесь.

II. Организация мотивации, постановка учебной задачи.

(На доске: карточки в виде наборного полотна с 10-ю ячейками и опора в виде выражения: 9 + 4)

Учитель: Как вы думаете, зачем я предлагаю вам это задание?

Дети: Мы думаем, Вы предлагаете это задание, чтобы мы сложили эти числа. Учитель: Что вы уже знаете о сложении таких чисел?

Дети: Знаем таблицу сложения, что можно сложить присчитыванием. Можно сложить с помощью счётного материала.

Учитель: Всегда ли это удобно?

Дети: Нет. Не всегда. Если большие числа, то неудобно. Учитель: А эти числа большие?

Дети: Да, так как в результате получается больше 10.

Учитель: Какой вопрос в связи с этим можно задать?

Дети: как по-другому сложить эти числа. Учитель: Что мы будем делать?

Дети: Искать способ, как легче сложить числа, когда в ответе больше 10.

Учитель: Можно я помогу сформулировать нашу задачу? Мы будем учиться складывать однозначные числа с переходом через десяток.

III. Планирование достижения цели.

Учитель: С помощью чего мы будем учиться этому? Давайте построим лесенку достижений нашей цели.

Учитель: какой критерий возьмём за оценку?

Дети: Правильность решения и затраченное время.

IV. Поиск способа решения учебной задачи.

Учитель: Как лучше организовать эту работу?

Дети: Лучше в группе.

Учитель: Почему?

Дети: Вместе работать легче, чем самостоятельно. Могут быть разные варианты. Их интересно узнать.

Учитель: Объединитесь в группы. Алгоритм групповой работы нужно повторить?

Дети: Да.

Учитель: С чего начнём?

Дети: Выберем организатора.

Учитель: Зачем. Что должен делать организатор?

Дети: Установить последовательность высказывания мнений, чтобы не все сразу говорили, чтобы все мнения можно было выслушать.

Учитель: Что потом?

Дети: Уточним задание, чтобы все поняли.

Учитель: С чего начнёт работу группа?

Дети: Сначала будет думать каждый сам. Потом будем высказывать по очереди своё мнение.

Учитель: Зачем?

Дети: Чтобы подготовить отвечающего. Чтобы он знал мнение группы, что отвечать.

V. Конкретизация и применение способа решения учебной задачи.

Учитель: Мне хочется помочь вам. Вы разрешите? Предлагаю ответить на мой вопрос:

“Сколько всего прибавили к первому слагаемому”?

(На доске запись: 7+3+4= 6+4+4= 9+1 +5=)

Дети: 7, 8 и 6.

Учитель: Мне будет приятно, если это вам поможет. Теперь вы получите задания, над которыми будете работать. Кто уточнит задания.

(Дети получают наборные полотна с десятью ячейками, набор кружочков двух цветов и для каждой группы пример на сложение)

(На доске надпись: 9 +4 8 +6 7 +5)

Учитель: Начинайте работать. Желаю успеха.

(Учитель прислушивается к обсуждениям детей, ненавязчиво направляет их в случае необходимости)

Учитель: Кто уже готов представить мнение своей группы?

(Отвечающий каждой группы подводит итог работы)

Учитель: какой же способ мы с вами открыли?

Дети: Мы второе слагаемое будем делить на части и прибавлять по частям. Учитель: Почему этот способ лёгкий.

Дети: Потому что мы уже знаем состав числа 10.

Учитель: Попробуйте составить алгоритм этого сложения. Кому необходимо посоветуйтесь.

Дети: Если к 8 надо прибавить 4, то мы прибавляем 4 по частям: сначала прибавляем 2, чтобы получилось 10, потом оставшуюся часть - 2, так как 4 — это 2 и 2. Затем выполняем вычисления. К 8 прибавить 2 получается 10, к 10 прибавляем 2, получается 12.

Значит, если к 8 прибавить 4 получится 12.

VI. Контроль за процессом и результатом освоения способа.

Учитель: Как убедиться: правильны ли наши предположения?

Дети: Обратимся к учебнику, с. 26.

Учитель: Что вы увидели?

Дети: Мы увидели, что мы рассуждали правильно.

Учитель: Мне приятно было участвовать в этом открытии. Чтобы убедиться насколько этот способ лёгкий выполните задание с. 26.

VII. Работа над изученным материалом.

Учитель: А сейчас самостоятельно каждый решает задачу №З под скобочкой 1, с. 26 дети читают и дополняют текст задачи).

Что известно в задаче?

Дети: Известно, когда Юра сорвал б слив, у него осталось 10.

Учитель: Что надо узнать? Подумайте и посоветуйтесь в парах. С чего начнём?

Дети: С краткой записи

(Дети заносят данные условия задачи в краткую запись и решают. Проверка по опоре).

Учитель: А сейчас самостоятельно решаем задачу №З под скобочкой 2.

Кому нужна помощь?

Кто справился с заданием, выполняет задание №5. Что нужно сделать?

Дети: Измерить длину ломаной линии.

Учитель: С чего нужно начать работу?

Дети: С измерения каждого звена.

Учитель: Что для этого надо уметь?

Дети: Правильно пользовать линейкой, сокращенно записывать наименования единиц измерения.

Учитель: Попробуйте сделать эту работу в парах. Запишите и проконтролируйте друг друга.

(Проверка-опора: 4см + Зсм + З см +4см = I4см)

VIII. Оценивание продвижения к цели.

Учитель: Что нового мы ухнали?

Дети: Узнали, что есть лёгкий способ сложения однозначных числе с переходом через десяток.

Учитель: Чему учились на уроке?

Дети: Складывать однозначные числа с переходом через десяток. Учитель: Как учились работать?

Дети: в группах, в парах, самостоятельно.

Учитель: Что у вас уже получается в работе в группе? дети: Все участвуют в обсуждении.

Учитель: Чему ещё надо учиться?

Дети: Учиться слушать друг друга.

Учитель: Спасибо за работу. Предлагаю домашнее задание на выбор: №4(с. 26) и занимательные рамки. Кому интересно: “научить” своих родителей лёгкому способу сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Урок окончен. Спасибо за работу.