Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных, их размножение и значение"

Разделы: Биология


Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с многообразием кишечнополостных животных, установить их приспособленность к среде обитания, общие черты организации; на примере гидроидных и сцифоидных рассмотреть особенности размножения; доказать родство одноклеточных и многоклеточных.
  2. Воспитательные: воспитание самостоятельности, формирование эстетических установок (обратить внимание на красоту многих кораллов), чувство долга перед коллективом.
  3. Развивающие: развитие памяти, мышления, фантазии и творческих особенностей.

Оборудование:

Влажный препарат “медуза”, скелеты коралловых полипов, лупы, таблицы “Тип кишечнополостные”, “Морские губки и кишечнополостные”. Видеофильм “Многообразие кишечнополостных и размножение кораллов”, различные книги по данной теме.

ХОД УРОКА

Основные термины и понятия:

1. Бионика – наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов.

2. Атоллы – кольцеобразные острова, сложенные кораллами (в основном мадрепоровыми).

3. Рифы береговые – образованы кораллами по берегам островов и материков.

4. Рифы барьерные – образованы кораллами, и стоящие от берега на некотором расстоянии.

5. Планула – подвижная плавающая личинка в жизненных циклах класса гидроидных и сцифоидных кораллов.

6. Нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина.

7. Хищничество – такой тип взаимоотношений популяций, при котором представители одного вида поедают представителей другого вида.

8. Квартиранство – использование одними видами других (их тел или жилищ) в качестве убежища или жилища.

9. Идиоадаптация – это приспособление организмов к окружающей среде.

- Сегодня у нас с вами урок немного необычный. Это будет урок-путешествие. За правильные ответы вы будете получать фишки. С помощью разного вида транспорта мы побываем на различных станциях, которые называются:

1 станция - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

а) Демонстрация различных терминов (термин случайный).

- Какой термин лишний не относящийся к теме? (Протозоология)

1. Гермафродит – организм, который содержит мужские и женские органы.

2. Гетеротрофы (животные, человек, грибы, бактерии) – питаются готовыми органическими веществами.

3. Регенерация – процесс восстановления утраченных или повреждённых частей тела.

4. Размножение – процесс воспроизведения себе подобных.

5. Рефлекс – ответная реакция организма на воздействия раздражителя при участии нервной системы.

6. Протозоология – наука, изучающая простейших.

7. Симбиоз – взаимовыгодные связи видов, при которых организмы получают обоюдную пользу от этих отношений.

8. Полипы – кишечнополостные животные, ведущие прикреплённый образ жизни.

б) Головоломка “из части - целое” (№ 1).

Ответы:

2 - пищеварительная клетка;

5 - яйцеклетка;

7 – кожно-мускульная клетка;

8 - стрекательная;

9 - сперматозоид;

12 - нервная.

2 станция - СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ
(переход к теме урока)

а) Нужно сформулировать тему урока, для этого посмотреть на 2-й лист “Многообразие кораллов, а точнее, жизнь на коралловом рифе”, таблицы, всё, что лежит на столе, схему размножения “Типа Кишечнополостных” и рисунки учебника.

“Многообразие кишечнополостных их размножение и значение”

б) Лист № 4 “Вопросы к фильму”.

- Они поставлены так, чтобы вы могли в них увидеть подсказку, потому что не всегда быстро можно уловить это в фильме.

Просмотр сюжета (остановка на “португальском кора6лике”)

Вопросы к фильму (лист № 4)

1. К каким классам относятся животные, которых вы увидели в этой части фильма?

2. На какой стороне тела находится у медузы рот?

  • на спинной;
  • на брюшной;
  • на боковой.

3. Каким образом передвигаются медузы?

  • выбрасывают воду из кишечной полости через ротовое отверстие;
  • выбрасывают воду из-под купола колоколообразного тела;
  • благодаря движениям щупалец, расположенных по краям тела.

4. Как называют способ передвижения медузы?

  • поступательный;
  • реактивный;
  • колебательный.

5. Назовите класс, к которому относят колониальный полип физалию - “португальский кораблик”.

  • гидроидные;
  • сцифоидные;
  • коралловые полипы.

6. Какие типы экологических взаимоотношений существуют между живыми организмами? Привести примеры.

7. Какие клетки кишечнополостных убивают свою жертву?

8. Что общего вы увидели в размножении представителей двух классов?

9. Какой самый большой коралловый риф?

10. Какие существуют способы размножения кораллов?

11. Назовите геометрическую фигуру, на которую по своей форме похожи атоллы - острова, образованные колониальными рифами:

  • круг;
  • кольцо
  • треугольник.

12. Какие условия необходимы для размножения и развития кораллов?

13. Каковы особенности строения актинии, позволяющие ей добывать пищу?

14. В чем сходны среды обитания актинии, коралловых полипов, медуз и в чем их отличие?

15. Какие признаки доказывают, что все эти животные, которых вы увидели кишечнополостные?

Отрывок из рассказа Конан Дойля “Львиная грива”
(Газета “Биология” №26/1998)

Сообщение “Португальский кораблик” - Физалия.

Работа над вопросами к фильму, запись материала, касающегося первой части фильма.

Просмотр второй части фильма.

- Что общего вы увидели в размножении представителей двух классов? (Cравнивайте рис. № 3 с кадрами фильма)

- Какие типы взаимоотношений существуют в данном случае. Привести примеры.

а) Дендромона - медуза - рыбка медуза (нахлебничество).

б) Физалия (порт. кора6лик) - рыбка (хищничество).

- Учёные, которые снимали этот фильм, вернее делали эти съёмки, наблюдали, что движения гидроидных полипов медлительны, они то сгибают тело, то медленно покачиваются из стороны в сторону, но чаще сидят неподвижно, широко расставив щупальца – подстерегают добычу. На некоторых можно заметить почки или молодых развивающихся медуз (с ноготок человека). Подросшие медузы энергично сжимают и разжимают зонтик, тонкая нить, связывающая медузу с полипом, при этом обрывается, и молодая медуза толчками уплывает прочь. Эти полипы корине и их медузы.

- Медуза! Какое это поколение в развитии этих полипов?

- Эти медузы очень прожорливы, хотя и очень маленькие. Обильная пища им нужна для развития половых продуктов. Плавая, они разбрасывают огромное количество яиц, которые впоследствии дают начало полиплоидному поколению гидроидов.

- У представителей класса Сцифоидных полипов медузы очень крупные. В особых приспособлениях медузы происходит оплодотворение и развитие яиц. Наружу выходят вполне сформированные планулы. Через 2-76 суток они оседают на дно и прикрепляются к твёрдому предмету. А через 2-3 суток осевшая планула превращается в маленького полипа.

Ребята открывают задание

Головоломка “Враги медузы” (№ 5).

Ответ: “самыми страшными врагами медузы являются сами же медузы”.

Головоломка “Враги медузы”

Правильно разгадав головоломку, вы узнаете, кого боится медуза

 

3 станция - ВОЛШЕБНАЯ

- Самые большие структуры на планете управляются из открытого Космоса. С необъяснимой точностью орбитальное движение луны каким-то образом вызывает процесс размножения кораллов по всему миру.

- Продолжаем напрягать все виды памяти, чтобы проявить сообразительность и решить все задачи, поставленные перед нами. Смотрим 3-ю часть фильма.

Просмотр третьей части фильма (период размножения - 1 и 3 четверти луны)

Ответы на вопросы 1, 2, 3.

4 станция - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

- Рассмотрим кораллы с помощью лупы.

- Когда одиночный полип поселяется на камне или скале, он выделяет клейкое вещество и оказывается как бы внутри трубочки. Она быстро затвердевает и становится его родным надёжным домом. Вскоре на поверхности тела полипа вздувается почка: она растёт, затем прорывается. Так возникает рот, вокруг которого вырастают щупальца - рождается новый полип. Подросшая крошка обзаводится своим известковым жилищем, затем снова почкуется. И так много-много раз, пока со временем не образуется колония. У сформированного полипа живые мягкие ткани выглядят по сравнению с мощным скелетом, как полупрозрачная плёночка. В колонии каждый полип сидит в известковой ячейке, словно в отдельной квартире, но живёт отнюдь не отшельником, а поддерживает связь с соседями через тонкие каналы. По ним вся пища – добыча распределяется между всеми членами колонии. Так, от поколения к поколению, сантиметр за сантиметром растут кораллы.

- Отвечаем на последние вопросы: (типы взаимоотношений):

  • кораллы-некоторые виды рыб;
  • актиния - рак-отшельник (симбиоз);
  • кораллы - водоросли (мутуализм).

- А кто объяснил происхождение коралловых островов-атоллов, мы сейчас узнаем.

Калейдоскоп “Кто он”

Если вы правильно отгадаете слова рядом с рисунками, то из букв в выделенных клеточках получится фамилия известного английского ученого, более 100 лет назад, объяснившего происхождение коралловых островов – атоллов.

Ответы: эктодерма, атоллы, корнерот, почкование, риф, актиния. (Дарвин).

5 станция - ПРОМЫШЛЕННАЯ 6 станция - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

(группы расходятся на разные станции – высказывают своё мнение)

Кишечнополостные в моей жизни.

Я в жизни кишечнополостных.

1. Отложение извести. 1. Исследователь.
2. Удобрения. 2. Такая же частица природы.
3. Источник пищи (ропилема) 3. Убийца, загрязняю бытовыми нефтепродуктами.
4. Эстетическое значение.
5. Ювелирные изделия. 4. Туристы истребляют большое количество.
6. В медицине (лекарство - обелин)
7. Использование медузы Пелагии в технике (бионика) создаёт искусственный свет - “живой свет”, который может применяться в операционных. 5. Защитник, создаю заповедники.

Общие черты Кишечнополостных

1. Тело состоит из 2-х слоёв, между которыми находится мезоглея.

2. Полость тела кишечная или гастральная.

3. Все кишечнополостные, за исключением немногих видов, морские.

4. Способы размножения; бесполое (почкование) и половое.

5. Эти животные-хищники (стрекательные клетки).

6. Они очень разнообразны по внешнему виду.

7. Наличие у них смены поколений (полипов и медуз).

Подведение итогов (подсчёт фишек у команд, выставление оценок).

Домашнее задание:

  1. §6.
  2. Составить поздравительные телеграммы и сочинения для тех животных, у которых завтра день рождения от имени других.
  3. Записи в тетради.
  4. Ответить на вопросы викторины “Знаете ли Вы?” (Вопросы на стенде)