Урок истории в 6-м классе по теме "Культура XVI века"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по теме: “Культура XVI века”.
  2. Систематизировать исторические понятия.
  3. Работать над обогащением словарного запаса.
  4. Осуществлять гигиену труда в учебном процессе.
  5. Развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом и на современном этапе.
  6. Формировать у учащихся активную жизненную позицию патриотизма, уважения к другим народам.

Оборудование:

  1. Серия картин по теме: “Культура XVI века”.
  2. Карточки со словом: “ Молодцы!”
  3. Магнитофон.
  4. Портреты князей: Олега, Владимира.
  5. Рисунок с изображением компаса.

Ход урока

1. Организация на урок: Проверка готовности к уроку

2. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы, как обычно, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, смотреть и слушать. Начиная изучать историю в 5 кл., мы пришли к выводу, что это лучше сделать путешествуя. Путешествуя по Древнему Востоку, мы узнали, что дала миру цивилизация стран Древнего Востока. В путешествие по Древней Греции нас пригласил великий и могучий Зевс. Мы побывали на горе Олимп, там, по просьбе богов, провели наш захватывающий КВН. Потом мы гуляли по Риму - вечному, красивому городу. Мы так увлеклись путешествием, что не заметили, как попали на стоянку древних людей. Определив по карте и компасу,

который еще год назад оказался у меня на “Столе находок”, мы обнаружили, что находимся на стоянке наших древних предков. Тогда, в сентябре, мы с вами начали самое увлекательное путешествие на земле, путешествие по нашей стране. Мы побывали на стоянке древних людей, вместе с ними участвовали в загонной охоте, занимались собирательством и рыболовством, беседовали с “человеком разумным”, отдыхали в славянском поселке. “Машина времени” перенесла нас в 9 век, и мы оказались в Киеве. Там правил великий, могучий русский князь Олег.

Вспомните и скажите, чем знаменит князь Олег?

Ответ детей: Создал Русское государство - единое Древнерусское государство в 882 г.

Слова учителя: Что такое государство?

Ответ детей: Государство - это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана земель.

Слова учителя: Погостив в славном городе Киеве, мы отправились дальше. “Машина времени” стремительно перенесла нас в новый век. 'Это был 988 год. Чем знаменит этот год?

Ответ детей: Принятие Русью христианства.

Слова учителя: В годы правления какого князя было принято христианство?

Ответ детей: В годы правления князя Владимира.

Слова учителя: Какое значение имело крещение Руси?

Ответ детей: Крещение Руси содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры и искусства. Укрепило международное положение Руси.

Слова учителя: Что такое культура?

Ответ детей: Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, достижения в материальной и духовной сферах, достигнутые ими в ходе своего исторического развития. Существует более 200 определений этого понятия.

Слова учителя: Итак, сегодня мы с вами будем говорить о культуре, культуре 16 века. Но, мы не будем сегодня путешествовать и не пойдем в музей. Мы будем сами создавать в классе музей. В этот музей мы приглашаем наших гостей. Встали, приветствуем их. Все увиденное в музее, мы обобщим в конце урока. В музее - б залов. В этих залах гидами будете вы. А я вам буду помогать.

1 зал - Просвещение. Книгопечатание.

Рассказ гидов 1 зала: Крупнейшим событием культуры середины 16 века стало возникновение российского книгопечатания. Оно возникло по инициативе Ивана Грозного и при помощи церкви. В1564 году в Москве на Печатном дворе (в казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатал первую русскую книгу “ Апостол”. В 1565 году был издан “Часословец” - книга для обучения грамоте. Иван Федоров был не только типографским мастером, но литературным редактором, он исправлял переводы, заменял устаревшие и малопонятные слова, писал послесловия к книгам, в которых вел речь о значении просвещения. Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной людям.

2 зал – Литература.

Рассказ гидов 2 зала: “Четьими” на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. “Минеи” — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи Минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся православными людьми. Там были и жития святых, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи Минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI веке был написан знаменитый “Домострой”.

Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. “Домострой” содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Формально Сильвестр посвятил этот сборник своему сыну Анфиму. Но прежде всего он имел в виду молодого царя Ивана IV, который только что обзавелся собственной семьей и нуждался в наставлениях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей “Домостроя” была идея подчинения всей жизни государства царской власти, а в семье — ее главе.

(Чтение учеником фрагмента из “Домостроя”). Всякому человеку: богатому и бедному большому и малому — все рассчитать и разметить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу; приказному же человеку все рассчитать учтя государево жалование и по доходу, им по поместью, и такой уж двор при себе держать и все имущество и всякий припас; по тому же расчету и людей держать, и все хозяйство, по ремеслу своему и прибыли — и есть, и пить, и одежду носить, и людей одевать, и с людьми сходиться с нужными. Если же кто, не рассчитав своего и не разметив житья своего и ремесла и прибыли, начнет, на людей глядя, жить не посредствам, занимая или беря незаконным путем, та честь его обернется великим бесчестьем со стыдом и позором, и в лихое время никто ему не поможет... надобно каждому человеку избегать тщеславия, и гордыни, и греховных встреч, жить по силе своей и по возможности, и по расчету и на прибыль от законных средств”.

3 зал — Общественная мысль.

Слова учителя: В 15 веке такого еще не было, а в 16 веке начала зарождаться публицистика, связанная с общественной мыслью. Это была переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.

Рассказ гидов 3 зала: Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами занимает в XVI веке русское общество. Это привело к появлению нового литературного жанра — публицистики. Писателей этого жанра интересовало вооружение и организация войска, формы землевладения, роль крестьянства в стране, ответственность монарха перед своими подданными и т.д. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.

Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в “Истории о великом князе Московском” и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все сословия (сословно-представительная монархия). Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и ее неограниченный характер.

Таким образом, создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.

4 зал — Архитектура.

Рассказ гидов 4 зала: Красота города создана человеком и одухотворена им. Открывая для себя эту красоту, человек приходит к прозрению идей, которые воплощали в архитектуре ее творцы - зодчие и строители. Часто мы не знаем, при каких обстоятельствах создавались архитектурные произведения, нередко мы не знаем даже имен их создателей, но настрой души, пристрастия и их художественный вкус - все это может заменить пытливый взор. Главные герои этих страничек - соборы и церкви Кремля, как архитектурны памятники Москвы. Памятник - понятие не только историческое, оно заключает в себе и качественную оценку художественного произведения: памятник - то, что достойно памяти, что входит в культурное наследие народа. И это не только прекрасное “застывшее мгновенье”, чарующая мелодия, дошедшая из глубины веков. Памятник - запечатленное в камне миропонимание эпохи, духовная эстафета одного поколения другому. Как будто, неподвластный разрушительному воздействию времени, он - звено, связывающее прошлое с настоящим и будущим. Чем город древнее, тем богаче мир его художественных образов.

В Москве, история которой во многом определила судьбы отечества, многие из этих образов приобрели значение национального символа.

Изменяется внешний облик Московского Кремля. Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры 16 века проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного.

img6.jpg (113399 bytes)

Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555—1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор.

(Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его главок. Храмы построены в шатровом стиле.

Шатровый стиль – это архитектурный стиль, в котором постройки венчаются многогранной пирамидой - шатром. Шатровый стиль зародился в 16 веке - это был шедевр, а затем, этот стиль распространился по всей России, в том числе и по Донской земле. Правда храм Дона в шатровом стиле построили позже, в 1706 году в “стольном” Черкасске. Это был войсковой собор во имя Воскресенья Христова Черкасск, ныне станица Старочеркасская, являлся столицей донского казачества до 1805 года. Главным храмом Войска Донского был Воскресенский собор.

При закладке в 1709 году Петр 1 положил в алтарную стену собора несколько кирпичей и залил их известью, что подтверждает памятная надпись, сделанная уже в 19 веке. Собор выполнен в стиле византийского крестово-купольного храма, широко распространенного на Руси. Рядом с собором взметнулась ввысь шатровая башня-колокольня. Это единственная на юге России шатровая колокольня. Колокола для нее Петр 1 прислал из Москвы. По звону колокола на площади-майдане перед собором собирался круг, решавший важные вопросы казачьей жизни. Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколен - у нас простор для такой музыки... Считают, что колокола придумал епископ Ноланский. Как-то он шел лугом и было ему видение, будто синий колокольчик, качаясь, издает громкие звуки. Такими, по форме полевого цветка, и стали лить церковные колокола. На Валдае есть музей колоколов. Самый старый колокол музея датируется 1536 г. Первое упоминание о колоколах на Руси можно найти в Новгородской летописи 1066 г. Самый древний из сохранившихся колоколов отлит в начале 12 в., если верить преданию, привезен он в новгородский Антониев монастырь его основателем из Рима. Кстати, дату изготовления колоколов определить легко. Древние мастера ставили на изделиях и дату, и свои имена. Спустя два века на Руси было создано до 20 разных звонов: красный, малиновый, вечерний. К 2000-летию христианства остались известны лишь три канона - благовест, перезвон и трезвон. Благовест - самая древняя форма звона (звон колоколов).

Кажется, ничем другим так ярко не могла выразить Русь свое стремление к силе, единству, могуществу, как мощным колокольным звоном своих церквей. Невозможно представить себе Русскую землю без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи и колокольного звона. Это неповторимое слияние веры и искусства создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.

5 3ал -Живопись.

Слова учителя: Живопись в 16 веке была представлена такими направлениями; Фрески, мозаика, иконы, миниатюра. Это все картины, но назывались они по-разному. Где вы их видели? Дать определения.

Ответы детей: Фрески – обычно это роспись стен, выполненная краской по сырой штукатурке. Их можно увидеть в церкви.

Мозаика – картины из цветного стекла или цветных камешков. Их можно увидеть в детском калейдоскопе или в витражах.

Иконы – это изображение святых. В 16 веке их писали на дощечках.

Миниатюра – маленькие картинки, которыми украшали книги.

Рассказ гидов 5 зала: Дионисий – бывший князь, ставший монахом. Он написал икону – картину “Церковь воинствующая” размером 4 метра.

В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения — истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над “неверными басурманами”.

6 зал - Праздники, быт, традиции.

Рассказ гидов 6 зала: Народный быт в XVI веке в основном сохранял прежние черты.

Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха. Этот праздник посвящался воскресению Иисуса Христа и праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, творожная пасха.

Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались двенадцать дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти “святые дни” в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян — январские “календы”, отсюда — русская “коляда”). Мужчины переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую, некоторые наряжались животными. В таком виде они ходили по улицам из дома в дом с песнями, шумом и криками. Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 году строго запретил “эллинское беснование, игры и плескания, празднование календы и переодевание”.

Итог урока.

Наш музей закрывается. Машина времени переносит нас назад – в 21-век. Сейчас вы должны рассказать, что увидели в музее и об этом вы обязательно дома расскажите своим родителям.

Оценка работ.

Карточки со словом : “Молодцы!”