Открытый урок по географии в 6-м классе по теме "Равнины суши"

Разделы: География


Цели:

  1. Образовательные:
  • продолжить формирование представлений о разнообразии форм рельефа суши;
  • сформировать понятие “равнина”;
  • представления о типах равнин, их изменении во времени;
  • развивать практическое умение находить и описывать географическое положение равнин.
  1. Развивающие:
  • продолжить развивать мыслительные действия (анализ, сравнение, обобщение) через заполнение таблицы;
  • продолжить развивать умение работать в группах и оценивать свою работу;
  • продолжить развивать умение рефлектировать свою деятельность.
  1. Воспитательные:
  • продолжить воспитание мотивации к учению;
  • развивать интерес к естественным наукам.

Ведущие понятия:

  • Равнина,
  • плоские и холмистые равнины,
  • низменность,
  • возвышенность,
  • плоскогорье,
  • впадина.

Оборудование: атлас, учебник, контурная карта, физическая карта мира и России, компьютер.

Тип урока: комбинированный.

Географическая номенклатура:

  • Западно-Сибирская равнина,
  • Восточно-Европейская равнина,
  • Амазонская низменность,
  • Среднесибирское плоскогорье,
  • Прикаспийская низменность.

ХОД УРОКА

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент урока Подготовка учащихся к работе
  • Приветствие
  • Определение отсутствующих
  • Проверка готовности учащихся к уроку
  • Готовность наглядных пособий
  • Раскрытие общей цели урока
  • Присутствующие
  • Школьные принадлежности
2.Систематизацияопорных ЗУН Логика содержание темы.
  • Тема урока и алгоритм работы на уроке.
  • <Приложение 1>
  • Схема базовых понятий на доске
  • Своя цель на урок.
  • Связь базовых понятий общей темы
Проверка опорных ЗУН. Тест для групп (задания по вариантам) Групповая работа, самооценка в оценочный лист.
Понимание связей между объектами. Устный опрос Проблемные вопросы и ответы на них.
3. Изучение нового материала: “ Равнины суши”. Самостоятельная работа в группах по алгоритму. Организовать работу в группах на понимание нового
  • Работа в группе (распределение обязанностей).
  • Заполнение таблицы по схеме.
  • 1-2 проблемных вопроса другой группе.
4. Закрепление
  • Установить связь нового материала со старым.
  • Умение работать с картой.
  • Организовать работу понимание материала по таблице.
  • Показ географических объектов на карте.
  • (Создать проблемную ситуацию)
  • Задать проблемные вопросы другой группе.
  • Сравнение нового и старого материала.
  • Правила работы с картой.
5. Рефлексия групповой работы Умение рефлексировать. Прием “5 пальцев” Рефлексия каждой группы.
Оценивание своей деятельности Оценки. Самооценка своей работы.
6. Домашняя работа Практическая работа Контурная карта 8, задание 1,3. §21. Вопросы на понимание задания.
7. Дополнительные вопросы по карте. Умение определять географические объекты на карте. Задать вопросы. Устные ответы и показ.

Тест: “Литосфера”

Вариант 1

  1. Литосфера включает в себя:
  • только земную кору,
  • земную кору и верхнюю часть мантии,
  • земную кору, верхнюю часть мантии и ядро.
  1. При движении от поверхности в глубь Земли температура и давление вещества:
  • увеличиваются,
  • не изменяются,
  • уменьшаются.
  1. При излиянии магмы на поверхность земли образуется горная порода:
  • известняк,
  • гранит,
  • базальт.
  1. Установите соответствие. Виды горных пород:
  • Магматические.
  • Осадочные.
  • Метаморфические.

Примеры:

  • базальт, гранит,
  • известняк, гипс,
  • мрамор.
  1. Дополните.

Толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере, называются……. .

  1. Земной коре свойственны движения:
  • только вертикальные,
  • вертикальные и горизонтальные.
  1. Большинство районов распространения землетрясений находится:
  • на границе суши и океана,
  • в глубине материков.
  1. На материке расположен вулкан:
  • Гекла,
  • Этна,
  • Везувий.
  1. К районам распространения гейзеров относится остров:
  • Камчатка,
  • Исландия,
  • Мадагаскар.
  1. Прибор, регистрирующий землетрясения, называется:
  • сестрометром;
  • сейсмографом.
  1. Гора – это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту:
  • более 200м,
  • более 500,
  • более 1000м.
  1. Самые длинные горы на Земле – это:
  • Уральские горы;
  • Гималаи;
  • Анды.

Тест: “Литосфера”

Вариант 2

  1. При движении от поверхности в глубь Земли температура и давление вещества:
  • увеличиваются,
  • не изменяются,
  • уменьшаются.
  1. Установите соответствие. Виды горных пород:
  • Магматические.
  • Осадочные.
  • Метаморфические.

Примеры:

  • базальт, гранит,
  • известняк, гипс,
  • мрамор.
  1. Литосфера включает в себя:
  • только земную кору,
  • земную кору и верхнюю часть мантии,
  • земную кору, верхнюю часть мантии и ядро.
  1. Земной коре свойственны движения:
  • только вертикальные,
  • вертикальные и горизонтальные.
  1. Дополните.

Толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере, называются……. .

  1. На материке расположен вулкан:
  • Гекла,
  • Этна,
  • Везувий.
  1. К районам распространения гейзеров относится остров:
  • Камчатка,
  • Исландия,
  • Мадагаскар.
  1. Гора – это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту:
  • более 200м,
  • более 500,
  • более 1000м.
  1. Самые длинные горы на Земле – это:
  • Уральские горы;
  • Гималаи;
  • Анды.
  1. Большинство районов распространения землетрясений находится:
  • на границе суши и океана,
  • в глубине материков.
  1. При излиянии магмы на поверхность земли образуется горная порода:
  • известняк,
  • гранит,
  • базальт
  1. Прибор, регистрирующий землетрясения, называется:
  • сестрометром;
  • сейсмографом.

Вопросы по карте.

  1. Равнина, на которой находится город Москва.
  2. Равнина, расположенная к востоку от Уральских гор.
  3. Самая большая низменность в Южной Америке.
  4. Возвышенность, которая находиться к югу от Москвы.
  5. Самая большая по площади низменность в мире, лежащая ниже уровня моря.
  6. Плоскогорье в Сибири между реками Енисей и Лена.

ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

ФОРМА РЕЛЬЕФА ПРИЗНАКИ СТРОЕНИЕ ТИПЫ ПО ВЫСОТЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВОВРЕМЕНИ
ГОРЫ 1.ОБШИРНЫЕ УЧАСТИКИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

2.ПРИПОДНЯТЫЕ НАД РАВНИНАМИ

3. БОЛЬШИЕ ПЕРЕПАДЫ ВЫСОТ (БОЛЕЕ 200М)

1. ИМЕЮТ ВЕРШИНУ, СКЛОН И ПОДОШВУ.

2. ГОРНАЯ СИСТЕМА:

- ГОРНЫЕ ХРЕБТЫ

- ГОРНЫЕ ДОЛИНЫ

- НАГОРЬЕ

  • НИЗКИЕ – ДО 1000М
  • СРЕДНИЕ – 1000 – 2000М
  • ВЫСОКИЕ – ОТ 2000М И ВЫШЕ
  • Чем быстрее поднимаются горы, тем быстрее они разрушаются.
  • Обломки перемещаются под действием силы тяжести.
РАВНИНЫ 1. ОБШИРНЫЕ УЧАСТИКИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

2. РОВНАЯ ИЛИ СЛАБОВАЛНИСТАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

РАВНИНЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОВЕРХНОСТИ:

- ПЛОСКИЕ (НЕТ ВОЗВЫШЕННОСТЕЙ)

- ХОЛМИСТЫЕ (РОВНАЯ)

НИЗМЕННОСТЬ – 200М НАД УРОВНЕМ МОРЯ

<Рисунок 1>

ВОЗВЫШЕННОСТЬ –

200 – 500М НАД УРОВНЕМ МОРЯ

<Рисунок 2>

ПЛОСКОГОРЬЕ – ВЫШЕ 500М НАД УРОВНЕМ МОРЯ

<Рисунок 3>

ВПАДИНА – НИЖЕ УРОВНЯ МОРЯ

  • Разнообразие рельефа связано с действием внешних сил (воды, ветра и т.д.)
  • Образуются овраги, дюны и барханы.

Инструкция по заполнению таблицы.

  1. Откройте учебник, страница 57 § 21.
  2. Прочитайте понятие “Равнина” и запишите в колонку таблицы – форма рельефа.
  3. Выделите главные признаки равнин в понятии.
  4. Заполните колонку – признаки.
  5. Прочитайте первый пункт в § 21.
  6. Выделите равнины по характеру поверхности. Как они называются.
  7. Заполните колонку – строение.
  8. В атласе 16 -17 найдите Западно-Сибирскую и Восточно - Европейскую равнины.
  9. Прочитаете второй пункт § 21, страница 58.
  10. Выделите типы равнин по высоте. Как они называются.
  11. Заполните колонку – типы по высоте.
  12. Найдите и покажите друг другу по карте атласа: Амазонскую низменность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
  13. Прочитайте третий пункт § 21, страница 60.
  14. Заполните колонку – изменение во времени.
  15. Прочитайте третий пункт § 21, страница 62.
  16. Составьте 1 -2 проблемных вопроса по § 21 и заполненной таблице.

Приложение