Слет юных ботаников. Темы: "Путешествие по лесу" и "Путешествие с культурными растениями"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


На сцене появляется мальчик. 

Мальчик: Внимание! Внимание! Сейчас после третьего звонка откроется слёт юных ботаников.

Трижды звенит звонок. Открывается занавес. На сцене, на расставленных вокруг стола стульях, сидят учащиеся. Встаёт ведущий и обращается к публике. 

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня впервые в нашей школе открывается слёт юных ботаников, посвященный важному вопросу «Путешествие по лесу».

Нам всегда казалось несправедливым отношение некоторых ребят к растениям. Большинство из них с удовольствием возятся с котятами и собаками, а растений не замечают; если замечают, то, часто, с целью сорвать или сломать. «Что интересного?», - думают они о растениях, – «Тычинки, пестики, цветоножки...»

А многие знаменитые учёные посвятили всю свою жизнь изучению растений.

Учащиеся встают. 

Ученик первый: Чарльз Дарвин.

Ученик второй: Климент Аркадьевич Тимирязев.

Ученик третий: Иван Владимирович Мичурин.

Ученик четвёртый: Трофим Денисович Лысенко.

Ведущий: Иван Владимирович Мичурин говорил: «Заветной мечтой моей жизни всегда было видеть, чтобы люди останавливались у растений с таким же интересом, с каким останавливаются они перед новым паровозом». Мечта Мичурина сбылась. Посмотрим внимательно вокруг себя, подумаем, какова роль растений в нашей жизни, и мы увидим, что без них мы жить не можем.

Вопрос ведущего: Что ежедневно служит нам пищей?

Ответ учащихся (хором): Растения.

Вопрос ведущего: Из чего сделана ткань и одежда, которые мы носим?

Ответ учащихся: Из растений.

Вопрос ведущего: Предметы, на которых мы едим, сидим, обедаем?

Ответ учащихся: Сделаны из растений.

Вопрос ведущего: А бумага, на которой мы пишем, рисуем; книги, которые мы читаем?

Ответ учащихся (хором): Сделаны из растений.

Вопрос ведущего: Наконец, от чего зависит чистота воздуха, которым мы дышим?

Ответ учащихся (хором): От растений.

Ведущий: Совершим путешествие в лес. «Как хорошо дышится в лесу» - говорим мы летом, вдыхая полной грудью «вкусный воздух». Дышим, словно пьём этот воздух.

Один из учащихся читает стихотворение. 

Ученик:

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя как радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стряхая капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берёт он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жильё, и мачты кораблей.

Ведущий: В лесу встретишь красавицу сосну с красноватым стволом и тёмно-зелёной хвоей.

Одна из учениц декламирует стихотворение Якуба Колоса. 

Ученица:

Сосны высокие,
Гордые сосны,
Много вы носите
Солнечных вёсен.

Вас, гладкоствольные,
Ветер колышет,
Думы родите вы
Шумом и тишью.

Те же на севере
С вёсен до вёсен
В снежной Карелии
Высятся сосны.

Те же высокие.
Над тёплым морем
Сосны окутали
Крымские горы.

Сосны далёкие,
Близкие сосны,
Сердцу вы снитесь
С вёсен до вёсен.

Вас одинаково
Ветер колышет,
Думы родите вы
Шумом и тишью.

Ведущий: Сосна лесной завоеватель новых земель.

Входит учащийся, передаёт ведущему телеграмму. Ведущий читает телеграмму. 

Ведущий: Внимание! Получена радиограмма. К нам на слёт придут представители леса. (Стук в дверь). Вот и они.

Все приветствуют сосну, берёзу и дуб. 

Сосна: Здравствуйте, юные ботаники!

В лесу я услыхала стихотворение Якуба Колоса, и поспешила на ваш слёт.

Да, мы действительно любим солнечный свет, он нам необходим. Мы погибаем под широкими лапами елей; семена наши в тени не прорастают, а старые сосны отмирают. Мы каждый год вырастаем на 30-50 см, а можем достигать высоты 35 м и жить 350 лет.

Я не боюсь ни влаги, ни ветров, ни мороза. Недаром на латыни меня называют пинус – «скала».

Берёза (обращается к сосне): А какую пользу Ты приносишь людям?

Сосна: Вдоль железных дорог задерживаем снег и предотвращаем наводнения. Под моей сенью мелеют реки. Мои тонкие стволы в течение многих столетий двигали корабли, поддерживая паруса, подгоняемые ветром.

Ученик декламирует. 

Ученик:

И сосны выплыли в простор зыбей
Свободной стаей гордых кораблей,
Их груди смело мчатся против бури.

Сосна: Так писал обо мне поэт Райнис.

Вы все видели на моём стволе капли свежей смолы. Она ярко горит. Ещё древние греки, нагревая в покрытом сверху войлоком горшке смолу, получали скипидар и канифоль. Если Вы заболеете, будете кашлять, то употребляйте скипидар. Он ещё растворяет краски. Тот, кто из Вас играет на скрипке, знает, что канифолью натирают смычки.

Ведущий: В хвойном лесу сосны сменяются густыми елями. В хвойном лесу сыро и немного мрачно.

Берёза: Но когда из мрачного хвойного леса попадаете в берёзовую рощу, вы сразу ощущаете радость от белоствольных красавиц с зелёными кудрями.

Ведущий: Весёлая берёзка – наше любимое русское дерево. Народ создал о своём любимом дереве песню. 

Со сцены тихо звучит русская народная песня «Во поле берёзка стояла». Учащийся громко читает. 

Учащийся:

О лес! О жизнь!
О солнце! О свет!
О свежий дух берёзы!

Сосна (обращается к берёзе): А какую пользу Ты приносишь людям?

Берёза: Кора берёзы используется для изготовления различных кустарных поделок. Древесина используется как топливные материал; берёзовые дрова имеют большие преимущества перед дровами из других пород деревьев, так как дают больше тепла, они хорошо горят даже сырые. Мою древесину применяют в мебельной промышленности. Карельская берёза хорошо полируется и из неё получается самая красивая мебель.

Ведущий: А когда в лесу вы увидите громадное высокое дерево с толстым стволом, извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листы, то знайте, - это …

Учащиеся: Дуб.

Дуб: Я самое красивое дерево. Прошу относится ко мне с любовью и почтением. По латыни я называюсь «кверкус», т.е. красивое дерево. Я долгожитель, могу жить до двух тысяч лет и более.

Ученица декламирует. 

Ученица:

Мастистые, ветвистые дубы,
Задумчиво поникнув головами,
Что старцы древние на вечер пред толпами,
Стоят, как бы решая их судьбы.

Дуб: Правильно писал поэт Майков.

Только под дубом в древние времена решались важные вопросы.

Хор исполняет песню «Расти дубок»:

За рекой, за речкой край широк, широк.
Посадил я в поле молодой дубок.
В тёмной роще жёлудем я его нашёл,
Чуть приметной веточкой жёлудь мой взошёл.

Ты тянись, дубок, зеленей, дубок.
Поскорее, вместе с нами, подрастай.
Ты, в горячий зной колоски укрой,
Помоги сберечь нам урожай.

Не один я вышел, вышло сто ребят.
Посадили в поле сто дубков подряд.
И звено за звеньями, как большая цепь
Полоса защитная облетела всех.

Припев:
А когда повеяло тёплою весной,
Все дубки оделися молодой листвой.

Дуб: В честь великих исторических событий, какие деревья сажали?

Берёза, сосна (вместе): Дубы. Дубы.

Дуб: Правильно. В г. Санкт-Петербурге дубы, посаженные Петром I на площади Декабристов и на Каменном острове, растут до сих пор.

Угадайте, какой великий поэт воспел меня в своих стихах?

Гляжу ли я на дуб уединённый,
И мыслю: патриарх лесов.
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Александр Сергеевич Пушкин воспел красоту дуба в селе Тригорском. А любимый Пушкиным 700-летний дуб сохранился и сейчас в Гатчинском районе.

Многие ребята любят мою кашу из желудей, она очень питательна, состоит из белков, жиров и сахара.

Сосна: А какую пользу Ты приносишь людям?

Дуб: Моя кора идёт на дубление кожи. Чтобы кожа стала мягкой и прочной и не подвергалась гниению, её смягчают настоем из дубовой коры.

Пробка из вечнозелёных дубов идёт на изоляцию, на специальные круги и подошвы; из пробковых отбросов получают нафталин.

Ведущий: В лесах растёт ещё много различных пород деревьев…

Учащиеся: Клён, ольха, липа, осина, ель …

Ведущий: И все породы деревьев человек использует для своего блага.

Учащиеся читают стихотворение С.Я. Маршака 

Ученик первый: Что мы сажаем, сажая леса?

Ученик второй:

Мачты и реи,
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль

Ученик третий:

Странствовать по морю
В бурю и штиль

Ученик четвёртый: Что мы сажаем, сажая леса?

Ученик первый:

Легкие крылья –
Лететь в небеса,
Стол, за которым
Ты будешь писать,

Ученик второй:

Ручку, линейку,
Пенал и тетрадь.

Ученик третий: Что мы сажаем, сажая леса?

Ученик четвёртый:

Лист, на который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу, и тень

Вместе: Вот что сажаем в сегодняшний день.

Сосна (держит в руках лист с картинками): Смотрите, во что превратил нас человек.

Берёза: Вы видите дрова, дома, мосты и спички…

Дуб: А из моей древесины изготавливают хорошую мебель.

Берёза: А если тонкие листы моей древесины высушить и проклеить химическими веществами (формалином), положить под пресс, то моя фанера становится твёрдой и водонепроницаемой. Тонкая фанера называется лигиофоль, из этой фанеры изготавливают мебель, обшивают кузова автомашин, делают футляры для радиоприёмников и ещё много разнообразных вещей.

Ведущий: И так, ребята, мы путешествовали по лесу, где чистым воздухом так приятно дышать!

Но… лес не только для нашей забавы,
Он – богатство страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой,
А уж сколько орехов и ягод,
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.

Ребята поют песню о лесе. 

Ведущий: Спасибо, дорогие гости, что рассказали там много о себе. Вы наши друзья!

Чтобы оберегать леса, помогать бороться с вредителями, т.е. быть настоящим другом природы, нужно хорошо знать природу, для чего необходимо внимательно наблюдать её, изучать строение и жизнь, выяснять привносимую пользу и вред.

Давайте выращивать деревья!

Ведущий: И в честь нашей дружбы мы сыграем и станцуем танец.

Учащиеся и деревья танцуют танец на мотив «Калинка-малинка». 

Ведущий: А сейчас, викторина – домашнее задание.

Викторина 

Прочитайте книги: Н. Верзилин «Растения в жизни человека», «По следам Робинзона», «Лечебница в лесу», «Путешествие с домашними растениями». Ответьте на вопросы:

  1. Как называется утолщённый стебель картофеля?
  2. Какое питательное вещество находится в картофеле?
  3. Почему картофель раньше называли «чёртовым яблоком»?
  4. Почему при поджаривании лук краснеет?
  5. Какое строение имеет луковица?
  6. Почему микробы погибают от лука?
  7. Откуда происходит название луарет?
  8. Где впервые испекли хлеб, из чего он состоял?
  9. Какое название имеет сладкий сок арбуза?
  10. Из чего сделаны янтарные бусы и ожерелья?
  11. Сколько килограммов смолы может дать столетняя сосна?
    (Ответы из книги Н. Верзилина «Растения в жизни человека»).
  12. Через какой промежуток времени созревают семена сосны?
  13. Какие витамины содержит хвоя сосны?
  14. Является ли хвоя сосны «вечнозелёными листьями»?
  15. Почему дуб считался священным деревом?
  16. Кого награждали венком из дубовых листьев?
  17. Как приготовить дубовую кашу?
  18. Где растут вечнозелёные дубы?
  19. Какой слой пробковой коры можно снять с пробкового дуба? Что можно приготовить из пробки?
  20. В каком возрасте начинает цвести дуб?
    (Ответы из книги «По следам Робинзона»).

Приложение: "Путешествие с культурными растениями"