Внеклассное занятие на тему "Будь здоров!", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели занятия:

В ходе занятия учащиеся:

  • смогут осознать ценность здоровья и важность его укрепления, бережного отношения к нему;
  • формировать навыки сохранения здоровья;
  • продолжать работу над формированием умений слушать текст, делать выбор в конкретной ситуации, отвечать на вопросы;
  • смогут рассмотреть понятия “здоровье”, “закаливание”.

Оборудование:

  • карта города “Будь здоров!”
  • рис.1— солнце, цветы, ясное небо; рис.2 – дождь, тучи, гроза, грязь
  • 2 таблицы с названиями продуктов
  • грамзапись: В. Шаинский “Улыбка”

Структура занятия

Этапы

Формы и методы

Ожидаемые результаты

  1. Мотивация и постановка проблемы
Работа с рисунками.

Беседа.

У учащихся появится желание обсуждать проблемы занятия, они показывают умение отвечать на вопросы.
2. Работа с основными понятиями Работа с плакатом, соотнесение рисунка и слова Учащиеся смогут рассмотреть понятия “здоровье”, “закаливание”, показать умения выделять главное, делать выводы
3. Изучение основной проблемы Игра-путешествие Учащиеся показывают умения отвечать на вопросы, соблюдать правила игры.
4. Закрепление пройденного материала Физкультминутка Учащиеся показывают умения выполнять упражнения
5. Подведение итогов. Беседа Учащиеся показывают умение делать выводы

Ход занятия

Мотивация и постановка проблемы

-- Мы начинаем занятие по программе “Мой выбор”. Целый год у нас проходят такие занятия. Вспомните, пожалуйста , те темы, с которыми мы уже познакомились. (Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Ежели вы вежливы. Кто дружбу водит, тот счастье находит. Учиться или не учиться – вот в чём вопрос. Мои увлечения. Живой мир. Нужны ли ребёнку права.).

Сегодня на занятии будет идти разговор о том, почему необходимо беречь здоровье и

как заботиться о нём.

“Здоровье приходит с годами,
а уходит с часами”
“Здоровому врач не надобен”
Русские народные пословицы

-Как вы понимаете этот эпиграф? Что нужно, чтобы быть здоровым?

Рассмотрите два рисунка одного и того же художника. Первый рисунок он нарисовал, когда был здоров, а второй, когда простудился. Определите, где какой рисунок . Почему вы сделали такой выбор?

Рис. №1: солнце, цветы, ясное небо и т.д.

Рис. №2: дождь, тучи, гроза, грязь и т.д.

Когда человек здоров, у него хорошее настроение, он радуется жизни, тому, что его окружает. У больного человека – плохое настроение, его ничего не интересует, не радует.

Работа с основными понятиями

Заботиться о здоровье нужно с детства.

Задание: рассмотрите данные, выберите из них те, на которых написано то, что способствует укреплению здоровья. Соедините схемы линией со словом “здоровье”.

Ответьте на вопрос:

  • Почему вы сделали такой выбор?

Одни поступки людей помогают беречь здоровье, а другие наносят ему вред.

Изучение основной проблемы

Учитель: Ребята, давайте совершим путешествие в Страну Свободы, в город “Будь здоров!”, и познакомимся с тем, как нужно беречь здоровье. Вместе с нами отправится в эту сказочную страну Сомневайкин.

Учитель: Сомневайкин, ты знаешь, как можно попасть в город “Будь здоров!”?

Сомневайкин: Я сомневаюсь, получится ли у нас. Но давайте попробуем.

ХОРОМ: В путь-дорогу собирайся,

За здоровьем отправляйся!

Раз! Два! Три! Вот мы и на месте. А встречает нас доктор Градусник.

Доктор Градусник: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы прилетели в чудесный город “Будь здоров!”. Он как сказочное королевство. А правит им Королева Чистота. Все жители его отличаются особой опрятностью, аккуратностью и крепким здоровьем.

Здесь живут здоровые и очень красивые люди. В нашем городе много улиц и площадей, прудов и фонтанов, бассейнов, парков, скверов, стадионов, спортивных площадок.

Сомневайкин: Что это за город? В городе должны быть многоэтажные дома, фабрики, заводы, очень много машин. И кругом асфальт. Вот это город. А пруды, скверы и спортивные площадки – это лишнее.

Учитель: Ребята, вы согласны с Сомневайкиным? Для чего людям в городе нужны скверы и парки, пруды и бассейны, спортивные площадки и стадионы?

Да, всё это необходимо, чтобы люди могли укреплять здоровье.

Доктор Градусник: Сейчас я поведу вас на экскурсию по нашему чудесному городу. Мы попадаем на УЛИЦУ ЧИСТЮЛЬ.

1. Учитель: Ребята, почему эта улица так называется? Кто на ней живёт?

Послушайте отрывок из сказки Корнея Чуковского “Мойдодыр”.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и Хромой
Выбегает умывальник
И качает головой:
“Ах, ты, гадкий, ах, ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки”.

  • К кому обращается Мойдодыр?
  • Как Мойдодыр называет мальчика и почему?
  • Почему необходимо умывать лицо и по многу раз в день мыть руки?

--Да, люди, которые плохо следят за чистотой своего тела, часто болеют.

1. “ГРЕБЕШКОВЫЙ ДОМ”.

Здесь их встречает гребешок, который предлагает ребятам загадки:

1) Целых 25 зубов для кудрей и хохолков.

И под каждым, под зубком лягут волосы рядком –

2) У кого с собой гребешок простой,

покажи тотчас, мой порадуй глаз.

  • А теперь конкурс на лучшую косичку.

2. “ДОМ ШАМПУНЬКИ”.

Здесь ребят встречает собачка Шампунька и предлагает ответить на вопросы:

– Гладко, душисто, моет чисто.

Что это? Для чего оно нужно?

Почему нужно умываться с мылом?

– Костяная спинка, на брюшке щетинка. (Щётка)

Для чего нужна щётка?

– Белый, белый порошок,

Между зубками скок-скок.

Заблестели зубки, раскраснелись губки.

Как нужно ухаживать за зубами? Отчего они портятся?

3. “ДОМИК ТЕТУШКИ МОЧАЛКИ”

Тётушка Мочалка зачитывает ребятам письмо: “Дорогие мои дети, я пишу вам письмецо! Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо. Нужно мыться непременно утром, вечером и днём – перед каждою едою, после сна и перед сном. Дорогие мои дети, очень, очень вас прошу: “Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу. Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним. Сам я моюсь очень часто. До свиданья!

Мойдодыр”

– Скажите, ребята, как часто нужно мыть руки? Почему с мылом? Зачем нужны мочалки? В какой последовательности человек должен мыть себя?

4. ДОМ– “ВСЁ В ПОРЯДКЕ”.

Ребят встречает Юля-чистюля и просит, чтобы ребята отгадали её загадки.

1) Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слёз, не забуду и про нос. (Носовой платок)

– У кого из вас, ребята, есть носовой платок?

  1. Я на ёжика похож, а ещё на свинку. У меня на спинке полная щетинка. Если вижу я детей грязных, будто свинки, я щетинкою своей им почищу спинки.

Итог: Выберите ребят, у которых в порядке всё: причёска, одежда, обувь, ногти, носовые платки, расчёска.

Этих ребят мы посвящаем в рыцари Чистоты.

Учитель: Нам с вами очень повезло, что мы попали в такой чудесный город, на эту улицу, где живут очень аккуратные, чистые и опрятные люди – чистюли. А ведь среди детей и взрослых встречаются и грязнули. Чем чистюли отличаются от грязнуль?

Сомневайкин: Я знаю. Чистюли моются с утра до вечера, не играют, не бегают, а сидят на скамейках, чтобы не испачкаться.

Учитель: Ребята, согласны ли вы с Сомневайкиным? Кого называют чистюлями, а кого – грязнулями?

Учитель: Что означают слова: “Чистота – залог здоровья”?

Чистота помогает детям расти здоровыми и крепкими, бороться с разносчиками различных заболеваний – микробами и делает жизнь радостнее и интереснее. Тот, кто выбирает чистоту, –выбирает здоровье.

ХОРОМ: От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

2. Доктор Градусник: А теперь мы с вами пришли на ПЛОЩАДЬ ЗАКАЛЯЙКА.

Сомневайкин: Что это за название? Кого здесь закалывают?

Доктор Градусник: Сомневайкин, речь идёт о закаливании. Ты заешь, что это такое?

Сомневайкин: Нет, не знаю. А что это?

Доктор Градусник: Сейчас ты узнаешь: ребята, посмотрите вокруг, что находится на площади Закаляйка.

Рисунок: стадион, бассейн, спортивная площадка, место для приёма солнечных и воздушных ванн.

Ответьте на вопросы:

  • Для чего нужны эти сооружения?
  • Что такое закаливание?
  • Что помогает закаливанию организма?

Затем сделайте вывод, что закаливание – это комплекс упражнений для укрепления организма. Для закаливания используют: физические упражнения, купание, обливание водой комнатной температуры, обтирание тела влажным полотенцем, ходьбу босиком.

Доктор Градусник: Сомневайкин, теперь ты понял, что такое закаливание?

Сомневайкин: Да, теперь я понял, что такое закаливание. С завтрашнего утра обязательно буду обтираться влажным полотенцем, делать физические упражнения, ходить в бассейн.

3. Доктор Градусник: А сейчас мы побываем в ПАРКЕ ИГР.

Доктор Градусник предлагает ответить на вопросы:

  • Назовите свою любимую игру и почему она вам нравится.
  • Назовите игры, которые помогают укреплять здоровье.

(Можно предложить учащимся поиграть в одну из игр. Например, “гуси-лебеди”, “совушки”, “рубка дров”, “третий лишний”).

4. Теперь мы попадаем на улицу ЗДОРОВОЙ ПИЩИ. На глаза нам попадается плакат:

Кефир

Мыло

Зубная паста

Овощи

Фрукты

Мясо

Расчёска

Зубная щётка

--Какие здесь 2 группы? (продукты питания и предметы личной гигиены). А все ли продукты питания полезны для человека?

Сомневайкин: Все продукты очень полезны. Человек не может жить, расти, развиваться без продуктов. А самые полезные продукты: конфеты, шоколад, торт, фанта, яблоки, арбузы, помидоры, огурцы. Я их очень люблю. А вы , ребята, любите?

Доктор Градусник: Сомневайкин, как врач я хочу тебя предупредить, что не все продукты , которые ты любишь, полезны для здоровья. Давайте поработаем с таблицей:

Продукты, которые необходимы

человеку

Продукты, которыми нельзя

злоупотреблять

Молоко, кефир, сметана, морковь, капуста,

огурцы, помидоры, яблоки, груши, яйца,

клубника, малина, масло, мясо, рыба, лук

Шоколад, чипсы, торты, кока-кола, фанта,

кетчуп, жирное мясо, копчёная колбаса,

чупа-чупс, “сникерс”

Почему овощи, фрукты, ягоды так полезны для человека? ( в них содержится много витаминов).

5. Как вы думаете, что означает понятие “здоровье”! Прислушаемся к слову – как бодро и звонко оно звучит. Не правда ли, оно созвучно слову... (дети подсказывают – слову “здорово”!). Какие чувства у вас возникают, когда вы произносите это слово?

(Ответы детей).

Учитель: Давайте подумаем, от чего зависит здоровье человека? (необходимо по возможности через картинки, слайды, диафильмы, песни и т.д. показать, что здоровье – это хорошее настроение, бодрое, веселое.)

--Что такое хорошее настроение? Что мы чувствуем при этом?

И вот мы на ПЛОЩАДИ НАСТРОЕНИЯ.

Звучит песня “Улыбка” В. Шаинского.

Учитель: Улыбка – это прекрасно. Посмотрите в зеркало и улыбнитесь доброй улыбой. Скажите, как изменяется ваше лицо, когда вы улыбаетесь. А как влияет улыбка на других?

Улыбка – это радость и здоровье. Ученые говорят, что минута доброго смеха прибавляет несколько часов жизни.

– Добрая улыбка – это пожелание человеку добра, здоровья. Когда мы говорим, улыбаясь, “Здравствуйте” – мы желаем человеку здравствовать, т.е. быть здоровым, бодрым, жизнерадостным. Какое настроение у нас и у того, кого мы приветствуем, если мы говорим слова приветствия с улыбкой? Как влияет настроение на наше здоровье?

(Выслушиваются ответы детей)

Давайте поиграем, – предлагает учитель.

– Представьте себе, что вы только проснулись. Ну-ка, вместе повторяем:

Я проснулся, потянулся,
Сам себе я улыбнулся.
Новый день глядит в окно:
Встать бы мне пора давно!

Чтобы день был хорошим и радостным, надо создать себе доброе настроение. Еще лежа в постели, вспомните какой-либо смешной эпизод. Вам стало радостно? – теперь вставайте. Для усиления бодрости можно придумать какую-нибудь “кричалку” типа: “Я проснулся! Мне весело! Я чувствую себя прекрасно! Ура!”, можно проделать веселую зарядку.

Вы собираетесь в школу. Вспомните все, что должны приготовить, взять собой. Главное – это хорошее настроение. Вас ждут удивительные открытия, вы готовы к ним, и это замечательно.

А теперь нарисуйте себя – не обязательно в виде человечка! Может быть, вы себя представляете сейчас цветком, бабочкой или птицей. Постарайтесь точнее подобрать цвета карандашей (или фломастеров) и подпишите свой рисунок: “Это я, Таня (Витя)”.

(По желанию ребят рисунки могут быть вывешены на всеобщее обозрение.)

6. Учитель: Здоровье зависит от нравственных качеств человека. О каких нравственных качествах мы говорили уже?

(Учитель может нарисовать схему на доске).

Я  

добрый человек

заботливый человек

внимательный человек

справедливый человек и т.д.

 

Дети рассуждают о том, как влияют эти качества на здоровье. Учитель обобщает рассуждения детей, после чего предлагает разобрать ситуации:

    1. Если кто-то был груб, оскорбил тебя, всегда ли стоит отвечать грубостью? Подумай, а может быть ты каким-то образом способствовал своим поведением, манерами, видом? Не спеши осуждать, оскорблять.
    2. Если ты не виноват, а тебя обидели, оскорбили, стоит ли принимать это близко к сердцу? Прости грубость. Ведь грубый человек несчастен – сам не ведает, что творит. Не груби. Не уподобляйся ему. Как можно отреагировать на его грубость?

(Выслушиваются ответы ребят).

Учитель: Здоровье зависит и от нашего физического состояния. Представьте себе, вы проснулись, быстро вскочили с постели и вдруг, откуда ни возьмись, появляется маленький смешной толстенький человечек по имени Чарли – так его зовут все, кто с ним знаком. Когда он встает рано утром, он кричит свою задорную бодрятину: “Я живу! Мне весело! Я чувствую себя прекрасно!” А затем Чарли начинает заниматься утренней зарядкой – занимайся и ты вместе с ним.

-- Ребята, вы подготовили комплекс утренней зарядки . Давайте его выполним

( с музыкальным сопровождением). Понравившиеся упражнения нужно разучить и регулярно и повторять в начале занятий, на переменках.

Итак, здоровье – это, прежде всего, хорошее настроение, это нравственное и физическое состояние человека.

7. Наше путешествие завершает посещение АЛЛЕИ ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ.

1 совет: Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.

2 совет: Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалета.

3 совет: Коротко стриги ногти на руках и ногах.

4 совет: При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.

5 совет: Ешьте больше овощей, фруктов и ягод.

6 совет: Мойте овощи, фрукты и ягоды перед едой.

7 совет: Чистите зубы 2 раза в день – утром и вечером

8 совет: Чаще дома проветривай помещение.

9 совет: Не включай громко магнитофон, телевизор, не кричи.

10 совет:

ПЕРЕД СНОМ хорошо:  

плохо:

мыть ноги, руки, принимать душ;   много пить, есть;
чистить зубы;   смотреть страшные фильмы;
проветривать комнату;   слушать громкую музыку;
гулять на свежем воздухе;   физически напрягаться;
спать на жёсткой постели,  
на спине;
играть в шумные игры;

А послушайте, какие советы дадут вам Сомневайкин и доктор Градусник:

1.Я хочу , друзья , признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.

2. Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.

3.Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.

Всем зарядку делать надо,
Много пользы от неё.
А здоровье – вот награда
За усердие твоё!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся

Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

-- Давайте сформулируем правила:

  • Я буду начинать каждый день с чувством радости жизни, счастья.
  • Я буду поддерживать это состояние в течение всего дня и переносить его на всех, кто меня окружает.
  • Я буду думать о себе как о здоровом человеке и заботиться о своём здоровье.

Закрепление пройденного материала

Доктор Градусник: Ребята, понравилось вам в городе “Будь здоров!”?

Доктор Градусник: На прощание я хочу проверить ваше самочувствие. Встаньте, закройте глаза, откройте глаза, подышите. А теперь не дышите. Хорошо, молодцы. а теперь поднимите руки вверх. Опустите руки и немного потрясите кистями. Наклонитесь вправо, влево, вперёд. Разогнитесь. Всё прекрасно! Самочувствие отличное!

ХОРОМ: Я здоровье сберегу,!

Сам себе я помогу!

Теперь улыбнитесь и помашите мне рукой. Я с вами прощаюсь. До свидания. До новых встреч в городе “Будь здоров!”

Подведение итогов.

Ребята, вспомните о дереве знаний в рабочей тетради. Каким цветом вы раскрасите листик №6? Помните: зелёный – нужно беречь здоровье; жёлтый – здоровье никуда не денется; красный – не надо заботиться о здоровье.

Напишите на лучах солнца, что помогает сохранить здоровье.

ЗДОРОВЬЕ

Учитель: Наши занятия необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровячков.

В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без разбора. Кто они? Сейчас мы это узнаем.

--Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (нужен свежий воздух). Вот он первый доктор –Доктор Свежий воздух.

А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? ( доктор Вода). Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Природа подарила людям ещё и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником.

Три раза в день, а иногда и больше, мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая пища.

Может человек бодрствовать день и ночь, работать беспрерывно? ( Нет, нужен сон, отдых). И доктор Отдых подсказывает, как правильно это делать.

И ещё есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь.

Будем дружить с ними? Они помогут нам попасть в страну Здоровячков.