Использование тестирования как средства повышения качества обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Интеграционные процессы, характеризующие современную цивилизацию, дали толчок развитию новых направлений оценки качества, в частности - педагогическому тестированию. При оценке качества профессионального образования учащихся УНПО и его соответствия требованиям государственных образовательных стандартов начального профессионального образования все чаще организуется тематическое или рубежное тестирование.

Этим объясняется активное использование в образовательных учреждениях многоэтапного контроля знаний и умений обучающихся, необходимость разработки и апробации разнообразных взаимосвязанных средств входного, текущего и итогового контроля. И в общеобразовательных, и в профессиональных учебных заведениях, и в курсовых программах профобучения всех уровней качество контроля знаний и умений обучаемого чрезвычайно важно. Традиционная пятибалльная шкала субъективна, за что её часто критикуют. Однако она существует, а параллельно создаются различные виды учебных заданий, используемых для контроля и диагностики знаний учащихся.

Независимо от содержания и формы построения, тестом можно считать только такую систему специально составленных заданий, решение которых имеет однозначные правильные ответы либо четкое описание (как минимум - на уровне ранговой шкалы) критериев интерпретации и оценки ответов (хотя бы как правильные и неправильные). Далеко не всякая задача может быть представлена в виде теста. Тесты, при профессиональном конструировании и применении, экономят время педагога при проведении однообразных операций контроля знаний. Но ни в одной современной дидактической системе они не являются единственным верным средством контроля. Конечно, качественные потери бывают, но лучше иметь неидеальные инструменты диагностики, чем не иметь их совсем. Значительные затраты времени на разработку и стандартизацию тестов впоследствии окупаются их долговременным использованием в качестве эффективного и надёжного инструментария. Методологическая и технологическая разработка проблем дидактического тестирования - это потребность практики, её шанс стать технологичной и эффективной, уйти от субъективизма и непрофессионализма. Известный теоретик дидактики И.Я. Лернер подчёркивает, что только при наличии диагностического инструментария возможна сверка цели и результата в образовании. "Средства диагностики должны быть в распоряжении учителя и доступны для него".

Инженерно-педагогический коллектив профессионального лицея №22 использует различные средства диагностики на разных этапах образовательного процесса. Ежегодно проводится входной контроль для выявления уровня знаний учащихся по общеобразовательным предметам за курс основной школы. Преподаватели общеобразовательных дисциплин наряду с традиционными письменными контрольными работами все чаще выбирают форму тестирования, включая элементы ЕГЭ. Преподаватели специальных дисциплин творчески подходят к разработке программ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, чтобы тестирование позволило не только определить наличие или отсутствие правильных ответов учащихся на тестовые задания, но и выявить причины мотивации ошибочных ответов. Это позволяет учащемуся освоить недоученный учебный материал. Цель педагога - не поймать учащегося на незнании, а помочь ему в адекватной самооценке уровня своих знаний и ликвидации пробелов. Рассмотрим типологию тестовых заданий и выделим требования к ним. Существует два типа заданий, которые объединяют шесть видов. К этим шести видам может быть сведено все многообразие существующих заданий без ущерба для их качества. Типы и виды тестовых заданий представлены на схеме:

К заданиям открытого типа относятся два вида - задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо самому записать одно или несколько слов. Этот тип заданий не имеет дистракторов и вариантов правильных ответов.

Задания дополнения (другое название: задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания;

Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

К тестовым заданиям закрытого типа относятся задания четырех видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности.

Они предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос. Иногда варианты неверных ответов называют дистракторами.

Преимущества заданий закрытого типа:

  • Задания могут быть надёжны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надёжность;
  • Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;
  • Неважно, умеют ли испытуемые хорошо формулировать ответы;
  • Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится;
  • Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок;
  • Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно;
  • Возможна машинная обработка ответов;
  • Низкая вероятность угадывания правильных ответов;
  • Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования.

Специалисты многих стран сейчас работают над созданием независимой системы оценки качества образования. Дальше всех в этом направлении продвинулись американские учёные, однако и они вынуждены признать: "Мы не можем сказать, что использование тестов по минимальным компетентностям позитивно влияет на получение знаний и навыков, необходимых в XXI веке. Мы даже не можем быть уверены в том, что наши тесты оценивают те знания и навыки, для оценки которых они были созданы. Мы можем лишь утверждать, что ученик освоил тот ограниченный объем знаний, который нужен для выполнения данного теста", - говорил Марк Зелман.

С помощью комплекса разнообразного диагностического инструментария, в частности тестового, преподаватели лицея осуществляют контроль и самопроверку усвоения обучающимися учебного материала, что в итоге влияет на повышение качества образовательного процесса.

Приложение.

Литература.

1. Битинас В.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1993, №2. С.10-15.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - М., "Интеллект-центр", 2001. - 296с.

3. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. - 432с.