Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в 3-м классе по теме "Закрепление изученного материала. Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Закрепление изученного материала. Решение задач»

Цели: 

Закреплять знания и умения при  решении  составных задач, нахождение суммы двух произведений;
Совершенствовать вычислительные навыки, знание таблицы умножения;
Развивать умение рассуждать, анализировать, умение сравнивать, решать уравнения; делать выводы, принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения;
Воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование:

Плакат-схема «Дерево решений»,   этапы урока, таблички для выбора решений, карточки для проверки таблицы умножения, сигнальные карточки (красный – синий)

на доске:  

Девиз: Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать!

схема записи на доске:

Дерево решений

Этапы урока в файлах (с обратной стороны  заложены карточки с выбором решения)

Девиз: Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!

Материал для устного счёта

Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их.(древнее китайское изречение)

Ход урока

I. Организационный момент.

Откройте тетради, пропишите образцы цифр и запишите число.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем закреплять знание таблицы умножения, умение решать уравнения, закреплять умение решать новые задачи.
А ещё мы с вами поговорим о здоровом образе жизни.
На доске вы видите девиз нашего урока, прочитаем его вместе:
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
Вот перед вами «Дерево решений»(наших с вами решений).

Это волшебное дерево. На нём могут созреть любые плоды, а может, не вырасти ничего. Всё зависит от нас и от того, как мы будем работать.
Итак, мы сегодня будем выполнять математические задания, и делать выбор в пользу нашего здоровья.

III. Устный счёт(первый этап урока)

1. Таблица умножения (2мин)

В -1

9 • 6    42 : 7    4 • 4    32 : 4
6 • 6    32 : 8    6• 7     8 : 1
9 • 3    54 : 9    3 • 6    54 : 6

В - 3

8 • 6    36: 6     9 • 1     9 : 9
6 • 5    35 : 5    8 • 3    50 : 10
5 • 9    48 : 8    7 • 5    36: 4

 

В-2

2 • 5    5 : 1      7 • 7    6 : 1
5 • 9    20 : 4    5 • 3    16 : 8
4 • 8    18 : 6    8 • 3    35 : 5

В - 4

6 • 6    42 : 6    9 • 9    72 : 8
8 • 7    36 : 9    8 • 7    63 : 9
7 • 9    28 : 7    6 • 9     60 : 10

Повторим таблицу умножения. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, свой вариант. Записываем в тетради только ответы.  

2. Игра « Верно – неверно» (сигнальные карточки: красный – зелёный)

  1. В прямоугольнике все углы прямые? (з.)
  2. В любом прямоугольнике все стороны равны?(к)
  3. У квадрата все углы прямые? (з)
  4. Число 40 не делится на 8? (к)
  5. 100 – самое маленькое трёхзначное число? (з)
  6. При  умножении на 1 любого числа, получится 1? (к)
  7. При умножении 0 на любое число получится 0? ( з)
  8. При умножении любого числа на 1 получается то же самое число? (з)
  9. При делении числа на само себя получается 1 (з)

        
3. Найдите «лишнее» число:

- Найдите в каждом столбике «лишнее» число.

6                  23                   
18                28                   
24                16                   
22                29
30                24

(в 1-м – 6 (оно однозначное); 30 (круглое); 22 (не делится на 6); во 2-м – 16 (1 десяток); 23 (единицы нечётное число)                                       

4. Решение задач в стихах:

а)

У речки гуляли 4 утёнка и 24 весёлых гусёнка
Во сколько раз больше было гусят?
Во сколько раз меньше было утят? ( в 6 раз)

- Как узнали во сколько больше гусят, чем утят? Какое правило знаем?
(чтобы узнать во сколько одно число больше другого нужно большее разделить на меньшее)

б)

Сорока прожить может 27 лет
в три раза короче у ласточки век
Ворона на 40 лет больше живёт...
Кто быстро считает, тот скажет ответ

Сколько старейшей вороне той лет? (27: 3=9(лет) – ласточке, 27 +40  = 67(л.) – вороне

- Сколько сорока может прожить? (27)
- Что сказано о ласточке? (9)
- А о вороне? (67)

Устный счёт мы закончили. Посмотрим, какое  нам ещё нужно принять решение?
За этапом урока – две таблички с решениями:

< Рисунок 2>

Каков ваш выбор?

Что нужно нам для нашего здоровья? ( вешаем на дерево)
- Почему? (Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты телесной и чистоты в одежде мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами. В русской народной пословице говорится: « Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает»)

II.  Сравним выражения:

на доске:

1 • 17   *   17 • 1                               68 • 1   *   68 • 0
33 • 0   *   0 • 33                               0 • ( 32 – 8)   *   ( 32 – 8) • 0
35 : 35   *   35 • 1                             0 : 9   *    0 • 9

- Первый вариант записывает первый столбик, второй вариант второй столбик. (два ученика к доске)

Какое правило, мы вспомнили, когда умножали на 1?
Какое правило, мы вспомнили, когда умножали на 0?

- Итак, этот этап урока мы выполнили, посмотрим, какое ещё нам нужно принять решение? (переворачиваю)

< Рисунок 3  >

- Почему мы выбрали здоровое питание?
- Какое питание можно считать здоровым? (разнообразное, богатое витаминами и фруктами, регулярное, без спешки)
- В народе говорят: «Что пожуёшь, то и поживёшь». Как вы понимаете эти слова?

III. Решение задачи.

- переходим к решению задачи. Откройте учебники на странице 76. Прочитайте задачу №2.
- Кто расскажет задачу? Что привезли в детский сад?
- Сколько килограммов конфет привезли в детский сад? ( 4 кор. по 9 кг)
- Сколько килограммов печенья привезли в детсад? ( 3 кор. по 8 кг)
- Какой вопрос в задаче? (ученик у доски)

К. - ? 4 кор. по 9 кг 
П. - ? 3 кор. по 8 кг

1) 9 • 4 = 36 (кг) – конфет
2) 8  • 3 = 24 ( кг) – печенья
3) 36 + 24 = 60 (кг) – всего

Ответ: 60 кг

- Как можно было решить задачу по-другому? (выражением)
- Какое нам нужно принять решение?

<Рисунок 4 >

- Выбираем, что нужно для нашего здоровья. Почему выбираем «Движение – это жизнь»
- Почему нужно больше двигаться? Малоподвижный образ жизни вредит здоровью
- Что значит много двигаться? ( делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой, закаляться.)

Ф/М  - Пришло время физминутки.

Утром рано умывались (вращение головой)
Полотенцем растирались (ножницы)
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись (наклоны)
И друг другу улыбались (повороты)
Вот здоровья в чём секрет (потягиваемся)
Всем друзьям физкультпривет! ( машем руками)

IV. Решение примеров с комментированием.( №6 (2, 3 столбик), стр. 75)

- примеры вида:

60 – (16 – 9) • 4
56 : (13-5) + 9    и  т. д.

- Переходим к выбору в пользу здоровья.
- Что выберем из предложенных высказываний?

<Рисунок 5 >

- Какие привычки называют вредными?(курение, употребление спиртного и наркотиков)
- Почему они вредные?
- Почему же тогда многие заводят эти привычки?
(простое любопытство, следовать моде, пример сверстников, родителей)
Пословица: Курить – здоровью вредить!
- Нужно уметь правильно отвечать на предложение покурить. Если вам предложат, как бы вы ответили.
Начинайте так:    Я бы мог попробовать, но ...(придумайте!)
( например: но я сегодня не хочу, но у меня болит голова, я уже пробовал, мне не понравилось)

V. Решение уравнений.

- Переходим к решению уравнений(у доски)
- Найдите № 7 с. 77
- Что найти в уравнении? Как найти?

75 + х = 90           80 – к = 42                     6 • n = 54
х = 15                    к = 38                            n = 6

- Приступаем к выбору.

< Рисунок 6 >

- Что выбираем?
- Почему?( Во все времена люди умели чередовать труд и отдых, чтобы не надорваться. Праздники тоже помогают чередовать труд и отдых)

Пословица: Делу время, а потехе час.

VI. Самостоятельная работа (придумайте задачу по краткой записи)

на доске  а – 8 м

в - ? в 2 раза меньше
Р - ?
S - ?

- Что нужно найти в задаче?

Как найти периметр?(сумма длин сторон) Как найти площадь?(а • в)

1) 8: 2 = 4 (м) – в
2) 8 • 2 + 4 • 2 = 24 (м) – Р
3) 8 • 4 = 32 (м2) – S

Ответ: 24 м, 36 м2

Проверка (за доской ученик решает)

- Какой выбор сделаем?

< Рисунок 7 >

- Почему выбрали хорошее настроение? (жизнерадостный человек быстрее справляется с трудностями)
- Какие причины могут влиять на настроение? (кто-то сказал обидные слова, стыдно, плохое самочувствие)
- Можно ли исправить настроение? ( хорошими мыслями, уверенностью в себе, улыбка – залог хорошего настроения)

VII. Д/З №5. с. 76

- Посмотрите на задание, что непонятно?

VIII. Итог урока.

- Какие математические задания выполняли?
- Закончите предложение:
Здоровый образ жизни это - ... ( на доске, над деревом решений записано)
- Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека.

на доске Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их. (Древнее китайское изречение)

IX. Рефлексия.

- Если вам урок понравился, то можно подойти и на память взять памятки о здоровом образе жизни.

 

Памятка

Здоровый образ жизни

ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

  1. курение
  2. употребление мучного и сладкого в больших количествах

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

  1. подвижные игры на свежем воздухе, во время перемен и после уроков
  2. зарядка по утрам
  3. физкультминутки на уроках

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

ЗАКАЛИВАНИЕ

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ    ГИГИЕНЫ

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4