Домашние животные. Про кошек и собак

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Познакомить детей с некоторыми породами кошек и собак, дать представление об их значении в жизни человека;
  • Воспитывать любовь к животным, ответственность за судьбу своего питомца;
  • Развивать речь, мышление, память, интерес к предмету.

Оборудование:

  1. Таблица с изображением домашних животных;
  2. Рисунки собак и кошек различных пород;
  3. Картинки, открытки;
  4. Сигнальные карточки;
  5. Фотографии с изображением домашних любимцев;
  6. Выставка книг о собаках и кошках;
  7. Оборудование для показа презентации 8 А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”.

План урока

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация опорных знаний;
  3. Сообщение темы и целей урока;
  4. Изучение нового материала;
  5. Игра “Отгадай детеныша”;
  6. Физкультминутка;
  7. А знаете ли вы?
  8. Рефлексия;
  9. Домашнее задание;
  10. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Актуализация опорных знаний.

- Закончи предложения:

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

Игра “Выбери диких животных”

Из перечисленных животных выберите диких:

Корова, белка, курица, овца, заяц, волк, лошадь, лось, коза, зубр, медведь, тигр, слон.

(Работа с сигнальными карточками).

3. Сообщение темы и цели урока.

- Отгадайте загадки:

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.

(Корова)

Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает?

(Баран, овца)

Он всегда на всех надут,
Называется …

(Индюк)

У кого рога длиннее хвоста?

(Коза)

Хвост крючком,
Нос пятачком.

(Свинья)

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.

(Собака)

Как можно назвать этих животных? (Домашние животные)

Сегодня мы и будем говорить о домашних животных. А откуда появились домашние животные? (Ответы детей).

4. Изучение нового материала.

Давным–давно, когда не было городов, книг и маши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу. И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, точнее, было 2 вида волков, от которых позднее произошли собаки.

От индийского волка произошли гончие, борзые, терьеры, пудели, болонки (Показ картинок).

От северного волка – овчарки и лайки (Показ картинок).

Собаки научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.

- Чем домашние животные отличаются от диких животных? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.)

- Чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание? (Домашние животные приносят пользу человеку: мясо, молоко, яйца, пух, перья, шерсть, мед, лекарства, охрана жилья, транспортное средство, общение. К домашним животным относятся не только разнообразные звери (корова, овца, свинья, лошадь).

Отгадайте, о каких еще домашних животных говорится в загадках:

Явился в желтой шубке:
- Прощайте две скорлупки!

(Цыпленок, утенок)

С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица.

(Рыба)

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

(Пчела)

Правильно, домашние животные это еще и птицы (гуси, куры, утки), и рыбы (карп), и насекомые (пчелы, шелкопряд).

Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливают корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?

5. Игра “Отгадай детеныша”.

Учитель называет взрослое животное, а дети – детеныша этого животного:

  • Свинья. (Поросята);
  • Корова. (Телята);
  • Утка. (Утята);
  • Гусь. (Гусята);
  • Лошадь. (Жеребята);
  • Овца. (Ягнята);
  • Кошка. (Котята);
  • Курица. (Цыплята);
  • Собака. (Щенята)

6. Физкультминутка.

Вот идет черный кот.
(Шаги с высоким подниманием ног.)
Притаился – мышку ждет.
(Приседания, руки к коленям.)
Мышка норку обойдет.
(Встать, повернуться.)
И к коту не подойдет.
(Руки в стороны).

- Ребята, а какие домашние животные есть у вас?

(Ответы детей.)

Собака – наш самый верный и преданный друг. Каких только не бывает собак – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные.

Породу овчарок знают все: они сильные, умные. Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо в лабиринте городских улиц отыскивает следы преступников. И пастухам помогает. Словом, собака эта мастер на все лапы.

Открывается фотография, где изображена овчарка.

Колли – собака красивая, умная, добрая. Еще ее называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака очень ласковая и любит маленьких детей.

Показ фотографии, где изображена колли.

Большая и сильная собака ньюфаундленд. Ее еще называют водолазом, потому что он и плавает хорошо, и ныряет. Их специально учат спасать людей.

Показ картинки.

Пудель – собачка декоративная. Сама по себе собака веселая, сообразительная. Часто можно встретить ее в цирке.

Показ рисунка.

Но, кроме породистых собак, есть и беспородные. В народе зовут их дворняжками. Это тоже хорошие, умные, преданные собаки и никогда не оставят хозяина в беде.

Показ картинки.

Угадайте, кто это?

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!

(Кот.)
Показ картинки.

Кошка живет рядом с человеком очень давно, но так осталась “неприрученным домашним животным” - маленькой пантерой. Они ведут себя, как захотят, спят, где хотят и едят только то, что хотят.

Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: на полосатого тигра, царственного льва. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку.

Живут кошки рядом с человеком, но служить ему, как собака, – нет, это не в кошачьих правилах. Кошки всегда заняты своими делами. Терпеливо, часами кошка может караулить у мышиной норки, только кончик хвоста вздрагивает, выдавая напряжение.

Удивительно чистоплотны эти животные. Умывается кошка очень тщательно. Она слизывает с себя не столько приставшую к ней грязь, сколько собственный запах. А делает она это для того, чтобы добыча не почувствовала опасность. Кошка – это ведь охотник.

Люди вывели разные породы кошек (Показ плаката).

Показ презентации (Приложение 1).

Работа по учебнику.

7. А знаете ли вы?

Самая высокая собака имеет рост – 1м 54см, а самая маленькая – 9см.
Самая тяжелая собака 194кг, а самая легкая всего 283 грамма (Запись на доске.)
Самая маленькая собака – Чихуахуа.
Самая большая собака – Английский мастиф.

8. Рефлексия.

Что вас удивило?
Что нового открыли для себя?

9. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о животном.

10. Итог урока.

Что нового вы узнали о домашних питомцах?