Статья "Активизация познавательной деятельности и ее роль в развитии креативных способностей учащихся на индивидуально-групповых занятиях «Умники и умницы»"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: умники и умницы


Для того чтобы наши дети успешно учились в прогимназии, с ними нужно регулярно заниматься, развивать у них логическое  мышление. Поэтому в нашей учебной программе предусмотрены 9 часов для развития познавательных способностей у учеников младшего школьного возраста (7-10 лет) и умение владеть новыми информационными технологиями, т.е ИВТ.

ИГЗ «Умники и умницы, ИВТ»

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций -  обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения. Особое внимание при этом уделяется безболезненному переходу детей из начальной школы в среднюю. В среднем звене школы коренным образом меняются условия учения, более высокие требования предъявляются   к  интеллектуальному  и  личностному  развитию  учащихся.

Преподаватели среднего звена считают, что учащимся, пришедшим из начальной школы, для успешного обучения недостает целого ряда качеств. Прежде всего, они отмечают низкий уровень развития речи, смысловой памяти, низкий уровень сформированности операций логического мышления,  произвольности, не умением пользоваться  компьютером и компьютерными программами.

В разработанные нами тематические планы на учебный год вошли занятия, которые:

а) позволяют развить логическое мышление детей и научить их:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, слова, числа;
  • обобщать;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
  • определять отношение между предметами типа род—вид;
  • осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;
  • определять отношения между предметами типа «часть—целое»;
  • развивать речь;
  • использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.

б) специально учат ребенка  восприятию. (Иначе такие особенности восприятия, как слитность, неточность, синкретичность будут осложнять процесс обучения и жизнедеятельности). В учебный план вошли различные приемы и пути развития умения воспринимать и наблюдать:

  • выделять главные признаки;
  • развивать процессы анализа и обобщения;
  • пользоваться речью при наблюдении и рассматривании;
  • сравнивать.

в) обучают  наблюдению, которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.

г) формируют воображение ребенка. Ведь воображение является высшей психической функцией, которая отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления. Занятия содержат следующие способы создания образов воображения (как правило, они используются неосознанно):

  • агглютинация-соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (кентавр это человек-зверь, птица Феникс это человек-птица);
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей (лилипуты, мальчик с пальчик);
  • схематизация;
  • типизация;
  • акцентирование.

д) развивают фантазию путем:

  • аналогии;
  • синтеза.

е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, память младшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы:

  • понимание цели запоминания;
  • составление плана;
  • опора на наглядный материал;
  • повышение мотивации запоминания;
  • включение в игровую и трудовую деятельность;
  • использование соревнований.

ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:

  • игры;
  • кроссворды;
  • брейн-ринг;
  • тесты;
  • алгоритмы;
  • ситуативные задачи;
  • анализ конкретных ситуаций.

з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают уважительное отношение к   истории родного города, его архитектуре и традициям.

и)  формируют мировоззрения учащихся на историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий  при освоении учащимися исторического учебного материал:

  • образные задания;
  • логические задания;
  • проблемные задания;
  • экскурсии;
  • поисковые задания;
  • доклады;
  • составление проектных работ.

Все занятия проходят в формах игровой и учебной деятельности, которые во многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика  к самостоятельной деятельности.

Девизом данной работы, на наш взгляд, могут стать слова: «Играющий и есть мыслящий».

Примечание: занятия кружка проходят 9 раз в неделю, т.е по 1 часу на параллель 2-4 кл, работа проходит с высоко мотивированными деть и одаренными.Основа занятий учебное пособие Холодовой  О.  «Умники и умницы»

Конспект обобщающего занятия кружка.

Тема: Считай, смекай, отгадывай!

Цель:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • формирование  общей способности искать и находить новые решения и способы достижения к решению проблемной ситуации.
  • развитее мышления и различных приемов мыслительной деятельности.
  • развитие креативных способностей учащихся.
  • воспитание межличностных отношений в групповом подходе в решении проблемной ситуации.

Оборудование: видеозапись 2Наша Вселенная», музыкальные записи фрагментов песен: «Земля в иллюминаторе», морского прибоя, «Мы едем, едем, едем в далекие края», путеводные листы с заданиями для ребят, рисунки животных, название темы урока, девиза урока, оформление выставки работ «Эта чудная планета!»

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Мозговая разминка (Движения головой, руками.)

Мы сегодня так хотим,
И всех Вас мы  удивим.
Не сходя сегодня с места,
Оказаться в другом месте!
На необычной стороне,
Да в загадочной земле.
На таком далеком месте,
Что на карте не найти,
И по джунглям не пройти,
Но зато мы все увидим, отгадаем и запишем!!!
Скажем все: « Вперед, не трусь,
Я за трудности берусь,
Друг за дружку постоим и
Обратно в класс, влетим!»

- Но сначала, мы с вами подготовимся к нашему путешествию. На чем полетим? Сейчас определим. Первые буквы слов-отгадок укажут, на чем мы отправимся в путь!

Р

А

К

Е

Т

А

(на доске открываются буквы и появляется слово "ракета" и ее рисунок )

2. Разминка

Загадки с коллективным ответом.

1. Огромная кошка мелькает за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная … (рысь)

2. Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытце дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль)

3. Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход
Сразу скажет – это… (крот)

4. Странный полосатый зверек,
Моет все, что не найдет.
И зовется он …(енот)

5. Не подходите ко мне близко
Я …(тигренок), а не киска.

6. Показывается картинка с изображением  акулы.

II.  Актуализация опорных знаний

Итак, вот наша ракета. Вперед! Но сначала надо ее загрузить и заправить. Автомобиль подвез горючее и припасы. Работа в группах. Каждой команде дается задание. В нем по 3 варианта. Кто быстрее выполнит. Приведем пример этого задания.

1. Игра «Заправь ракету»

Определите пропущенное число.

Ответ: (18)

Вот мы все и собрались.
Взяли все то, что нужно?
Но взлететь мы не смогли,
Что-то позабыли?
Кто-то может предложить,
Что нам нужно вспомнить?
Ну, конечно -
Что сегодня будем делать на  уроке!

III. Открытие темы занятий

Как вы думаете, что мы будем делать на нашем занятии.  Правильно! Считать, смекать, отгадывать!

 На доске открывается тема. Затем,  ребятам раздаются  путеводные листы с заданиями.

1. Отгадывание ребусов

- Определим наш девиз.

Отгадывание по начальным буквам изображенных предметов. (Пришел, увидел, победил)

Видеофильм. «Наша Вселенная». Звучит запись фрагмента песни «Земля в иллюминаторе»

2. Работа с диапроектором

- Запомни изображение и нарисуй его как можно точнее.

Беседа по вопросам.

- На что похожи данные изображения?

- Какое изображение лишнее? Почему?

-Неопознанная планета, подберем для нее название чуть позже. И мы приземляемся?

( Выбор ее названия в конце урока, после решенных заданий).

IV. Основная часть занятия

Маршрут № 1. Подводное царство Акулы

Занимательные задачи

Задание № 1

- Белая акула - самый опасный хищник моря. За 7 секунд она проплывает 105 м. За сколько секунд акула может преодолеть 345 м, если будет двигаться с одинаковой скоростью?

1) 105:7=15м/с-скорость акулы

2) 345:15=23с.

Задание № 2

Из 250 видов акул, живущих в морях, случаи нападения на людей отмечены лишь у 39 видов этих существ. Сколько видов акул неопасны для человека?

Физкультминутка под музыку

Маршрут № 2. Подземное царство Крота

Головоломки

Задание № 3

Исключите лишнюю фигуру.

Ответ: 5

Задание № 4

Вставь недостающее число.

Ответ:3

Маршрут № 3. Джунгли Тигра

Игры со словами

Задание № 5

Бабр-это:

а) порода собак.

б) индийская пряность.

в) старинный кафтан.

г) дальневосточный тигр

д) ветер

Задание № 6

Исключите лишнее слово: ЗОАК, РЕОББ, СФОМАРЕ, ШАДОЛЬ ( СЕМАФОР (КОЗА, БОБЕР, ЛОШАДЬ)

Задание № 7

Подбери к каждому слову в левой колонке сравнение из правой, и соедините их линиями.

ясный

стройный

здоровый

мрачный

могучий как

трусливый

верный

слепой

хитрый

упрямый

 

крот

осел

пес

лиса

день

заяц

тополь

дуб

туча

бык

V. Итог урока

Маршрут № 4. Возвращение домой

- Вы все молодцы! Хорошо справились с заданиями!

- А на какой планете мы побывали? Как мы ее назовем? Что мы на ней делали?

- А сейчас последнее задание! Нарисуйте эту планету так - как вы ее себе представляете.

Выставка работ «Эта чудная планета»

Используемая литература

1. Айзенк. Г. Проверьте свои способности.- М.-ТПО ТАМП, РИБ «ОБРАЗ»,1991 г

2. Гончарова. С. Н. Развитие мышления на уроках в начальных классах.- М.: АСТ Астрель,2004г

3. Рассел. К. 400 заданий на развитие интеллекта. -М.: АСТ Астрель,2003г

4. Степанова. О.Е. Дидактические игры на уроках в начальной школе- М.: ТЦ Сфера,2005г.

5. Сухин. И.Г. Новые занимательные материалы.- М.: ВАКО,2007г