Статья "Интеграция новых информационных технологий в учебный процесс"

Разделы: Иностранные языки


“Плохой учитель преподносит истину,
а хороший учит ее находить”

Применение новых информационных технологий принимает все большую актуальность на уроках иностранного языка. За рубежом использование Интернет-ресурсов в образовании имеет достаточно богатый опыт. В настоящее время и в отечественном образовании происходят значительные изменения в области использования ИТ в учебном процессе, так как они имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения.

Существует достаточное количество компьютерных обучающих программ, которые учителя иностранного языка успешно интегрируют в процесс обучения: “Профессор Хиггинс”, “English Gold”, “Learn to Speak English ”, “Living Books”, “Triple Play Plus”, “Bridge to English”, “English for Children”, “Учим язык English” и другие. Задания и упражнения данных программ нацелены на отработку произношения, развития грамматических навыков, устной и письменной речи, на формирование умений чтения. Упражнения в обучающих программах разработаны по принципу “от простого к сложному”. У учителя также есть возможность подобрать каждому ученику индивидуальные задания. На таких уроках детям интересно работать с компьютером, повышается мотивация в изучении иностранного языка. К тому же, компьютерные программы отвечают принципам развивающего обучения.

Учитель, отбирая ту или иную обучающую компьютерную программу, должен принять во внимание следующие требования:

  1. Соответствуют ли тексты или диалоги тематике изучаемого материала, содержатся ли в ней языковые явления, изучаемые в данный момент, какие коммуникативные умения и навыки необходимо формировать или развивать.
  2. Необходим системный характер упражнений по формированию навыков техники чтения, аудирования, говорения, письма.
  3. Содержание обучающей программы должно соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Исходя из опыта работы с мультимедийными обучающими программами, я могу предложить следующий методический материал для учителей иностранного языка по работе с компьютерной программой “Живые книжки”, которые можно использовать как в начальной школе, так и в среднем звене для формировании умений чтения. Следует отметить, что учащиеся, работая с компьютерными программами не испытывают психологической напряженности, которая часто присутствует на обычных уроках. Этому способствуют:

  • зрительная опора (анимация, яркие фотографии);
  • увлекательное содержание программы;
  • отсутствие боязни сделать ошибку;
  • возможность использования игровых элементов;
  • творческий подход учителя к составлению урока;

Диск “Living Books” состоит из следующих CD-ROM разделов:

  1. Читай со мной.
  2. Упражнения на развитие умений чтения.
  3. Играй со мной.

Мультимедийная обучающая программа “Живые книжки” состоит из нескольких серий. В данной работе предлагается рассмотреть методику работы по одной из последних серий “Живых книжек”, а именно “Компьютерные Приключения Артура”. Эту программу можно использовать на факультативных занятиях, а также в классах интенсивного обучения при наличии дополнительного часа к (3+1) в 6 классе. Важно помнить, что работа непосредственно с компьютерной программой не должна занимать более 15 минут на уроке.

Этапы работы над “живой” страницей

I. Учитель предлагает предтекстовые задания на предвосхищение содержания рассказа.

II. Работа непосредственно с текстом.

  1. Учащиеся смотрят мультфильм и прослушивают текст первой страницы живой книжки.
  2. Затем прослушивают и повторяют по предложениям за диктором.
  3. После каждого предложения учащимся предлагается по цепочке прочитать предложения предложенной страницы программы.
  4. Если учащиеся испытывают трудности, компьютер может прочитать трудное слово для них несколько раз. Учащиеся могут после прочтения странички поиграть с героями “живой” страницы. Игры не занимают много времени (1-2 мин).

III. Контроль понимания прочитанного текста при помощи послетекстовых заданий:

а) ответь на вопросы по тексту;
б) выбери правильный вариант ответа из предложенных;
в) поставь предложения в логическом порядке согласно тексту;
г) соотнеси части предложений;
д) продолжи предложение согласно прочитанному;
е) заполни таблицу;

Пример таблицы – послетекстового задания

главные герои проблемы события рассказа Предложи свой вариант окончания рассказа.

Успешная работы с таблицами зависит от подготовленности класса, от уровня владения английским языком и умением учителя составлять различного типа таблицы по содержанию текста мультимедийной программы. Практика показывает, что учащиеся с удовольствием и успешно выполняют подобные задания как индивидуально, так и в группах.

Фрагменты блока уроков с использование мультимедийной обучающей программы “Arthur’s Computer Adventure” из серии “Живые книжки”

Фрагмент урока №1 по мультимедийной обучающей программе “Компьютерное приключение Артура” из серии “Живые книжки”

Задачи:

  • совершенствование навыков техники чтения;
  • расширение лексического запаса;
  • отработка интонации общих и специальных вопросов;
  • совершенствование произношения.
  • развитие интереса к изучению творчества английских детских писателей.

Оснащение: мультимедийная обучающая программа “Компьютерное приключение Артура”, компьютер, проектор, экран.

Вводное слово учителя:

T: Good morning students! I know that you like working with computer programs.

That’s why today you are invited to join Arthur in his adventure.

Look at the blackboard and read the new words with me.

(Учащиеся отрабатывают произношение новых слов, повторяя за учителем. Новая лексика вводится с помощью картинок, которые прикреплены к доске или представлены в компьютерной презентации).

The universe
A haunted sunken ship
Sharks
Jiffy
Sweetly
To beg

Основная часть

Учащиеся прослушивают первую страницу живой книжки.

Затем прослушивают по предложениям. После каждого предложения учащимся предлагается по цепочке прочитать предложения первой страницы программы.

Если учащиеся испытывают трудности, компьютер может прочитать трудное слово для них несколько раз. Учащиеся могут после прочтения странички поиграть с героями.

Игры не занимают много времени(1-2 мин). По такой же методике учащиеся работают над страницами № 2 и 3.

Текст первых трех страниц мультимедийной программы “Компьютерное приключение Артура” из серии “Живые книжки”.

Текст 1 страницы:

“Mom, can I use your computer to play Deep Dark Sea?” asked Arthur.

“What’s Deep Dark Sea?” asked D.W. “Only the greatest game in the universe,” said Arthur. “Can I, Mom, please?” “What’s the game about?” asked D.W. “A haunted sunken ship,” said Arthur. “With skeletons, ghosts and sharks.” “Sounds spooky,” said D.W.

“Mom, please,” begged Arthur.

“Oh, all right,” said Mom, “but finish your dinner first.”

Arthur finished his dinner in a jiffy.

Текст 2 страницы:

Once Arthur started playing Deep Dark Sea, he couldn’t stop. “Time for bed,” said Dad. “But Dad, I almost found the thing,” said Arthur. “You can find the thing tomorrow,” said Dad. “It’s bedtime.” “I’m ready for bed,” said D.W. sweetly.

Текст 3 страницы:

The next morning, Buster came over to play Deep Dark Sea. “Sorry, boys,” said Mom. “It’s tax season. I need my computer all day.” Just then the phone rang. It was for Mom. “I have to run to the office,” she said. “And don’t touch my computer.”

После работы над страницей учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Teacher: Did you like these living stories? Can you answer these questions?

(Вопросы выведены на экране компьютера или написаны на доске.)

  1. Why did Arthur want to use mom’s computer?
  2. What is Deep Dark Sea?
  3. What is the game about?

T: And what about you? Do you like to work on the computer? What games do you usually play?

I see that all of you enjoy playing compute games. That’s why we ‘ll continue working at the program next time.

Фрагмент” урока № 2 по мультимедийной обучающей программе “Компьютерное приключение Артура”

Задачи:

  • совершенствование навыков техники чтения;
  • расширение лексического запаса;
  • отработка интонации отрицательных предложений с глаголом “Can, Do”
  • совершенствование произношения;
  • развитие мотивации чтения английских “живых рассказов”;

Оснащение: мультимедийная обучающая программа “Компьютерное приключение Артура”, компьютер, проектор, экран.

Вводное слово учителя:

T: Good morning students! Last time we began reading a very interesting story.

Do you remember the title of the story? Yes, is called “Arthur’s Computer Adventure”.

Do you remember the name of the game Arthur wanted to play?

What is the game about?

Thank you. You remember everything rather well. Do you want to continue watching and reading the story? O. K. We’ll watch it. Let’s start listening and watching the story. But first

look at the blackboard and read the new words.

tax season время заполнения налоговых деклараций
desert десерт
to be so close быть так близко к чему-то

(Учащиеся отрабатывают произношение новых слов, повторяя за учителем.)

Основная часть

Учащиеся прослушивают текст 4 и 5 страницы “живой” книжки.

After Mom left, Arthur and Buster stared at the computer. “I know what you’re thinking,” said D.W. “But I’m so close to finding the Thing,” said Arthur “You could probably find it before your mom gets home,” said Buster. “I’m telling Dad,” warned D.W. “I’ll give you my desserts for a whole week,” said Arthur.

“Look out for the Squid squad” yelled Buster. “I’m running out of oxygen,” said Arthur.)

Затем прослушивают по предложениям. После каждого предложения учащимся предлагается по цепочке прочитать предложения..

Если учащиеся испытывают трудности, компьютер может прочитать трудное слово для них несколько раз. Учитель выборочно может предложить учащимся перевод сложных предложений, если учащиеся испытывают трудности в понимании. Учащиеся могут после прочтения странички “оживить”, поиграть с героями.

После работы над страницей учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Teacher: Did you like these living stories? Can you answer these questions?

(Вопросы выведены на экране компьютера или написаны на доске.)

  1. Who came over next morning to play Deep Dark Sea?
  2. Where did mom run?
  3. What did Arthur and Buster start doing?

T: And what about you, children? Do you play on the computer if your mom doesn’t allow you to play? Do you know that you shouldn’t play on the computer more than 30 minutes a day? Follow my advice, will you?

If you do, next time you’ll learn something interesting about Arthur and Buster.

Thank you for your work.

Фрагмент урока № 3 по мультимедийной обучающей программе “Компьютерное приключение Артура”

Задачи:

  • совершенствование навыков техники чтения;
  • расширение лексического запаса;
  • отработка интонации восклицательных предложении;
  • совершенствование произношения;
  • развитие умения составлять план прочитанного рассказа.
  • развитие умения работать в группе.

Оснащение: мультимедийная обучающая программа “Компьютерное приключение Артура”, компьютер, проектор , экран.

Вводное слово учителя:

T: Good morning students! Do you remember the main characters of the “living story? What are their names?

Were they obedient boys? Why not?

Thank you. You remember everything rather well. Do you want to continue reading the story? O.K. Today we are going to read “living” pages number 6 and 7.

Look at the blackboard and read the new words. Try to match the words with the Russian equivalents

(Учащиеся находят русские эквиваленты и отрабатывают произношение новых слов, повторяя за учителем.)

Основная часть

Учащиеся прослушивают 6 и 7, страницы “живой” книжки.

Затем прослушивают по предложениям. После каждого предложения учащимся предлагается по цепочке прочитать предложения самостоятельно.

Если учащиеся испытывают трудности, компьютер может прочитать трудное слово несколько раз. Учитель выборочно может предложить учащимся перевод сложных предложений, если учащиеся испытывают трудности в понимании. Учащиеся могут после прочтения странички “оживить”, поиграть с героями.

Текст 6 и 7 страниц-

“Look” said Buster, “A treasure chest!” “That’s it” screaming Arthur. “That’s the thing! I found it!” “Let me open it!” shouted Buster “I founded it,” argued Arthur. They both dove for the mouse. The telephone rang. It was Mom. “I won’t be at home until tonight,” she said. “ Is everything all right?” “Umm, fine, just great,” said Arthur. “You know, Mom, can tell when you’re lying,” whispered D.W. “Maybe we can fix it before she gets home,” said Arthur.

Arthur looked through the computer manual. “There’s nothing in here about Deed Dark Sea accidents.”

После работы над страницей учащимся предлагается продолжить предложения:

  1. Arthur found a) a mouth b)a treasure chest c)deep dark ;
  2. Buster wanted a) to take a treasure chest b) to open a treasure chest c)to break a treasure chest

Teacher: And now children lets remember the previous “living pages”. By the way, why do we call them “living”? Yes, our characters can speak, sing, and even play with us!

T: I’ll give you key words and you should write the sentences in pairs.

Учитель раздает учащимся распечатки страниц и предлагает быстро просмотреть прочитанный ранее текст и восстановить предложения по опорам. У учащихся должен получиться план рассказа:

  • is the greatest game…
  • Arthur couldn’t stop…
  • Buster came over…
  • Mom had to run…
  • After mom left…
  • Arthur found….
  • Buster wanted to…

План:

  1. “Deep Dark Sea “is the greatest game in the Universe.
  2. Arthur couldn’t stop playing the game.
  3. Buster came over to play the game the next morning.
  4. Mom had to run to the office.
  5. After mom left the boys started the game.
  6. .Arthur found a treasure chest.
  7. .Buster wanted to open the chest.

Then the teacher asks the students to read their plans.

Данные методические рекомендации могут быть полезными для учителей иностранного языка, занимающимися проблемой интеграции новых ИТ в учебный процесс.