Урок математики во 2-м классе по теме "Действия с многозначными числами"

Разделы: Начальная школа


Тема: Действия с многозначными числами.
Цели:

  • совершенствовать умения составлять и читать многозначные числа, складывать их;
  • формировать умения готовить примеры на вычитание;
  • формировать словесно-логический способ действия;
  • учить учиться.

Оборудование: тетради для работы, карточки, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Работа по теме урока

1) – Начинаем работу на уроке математике. Проверьте посадку, откройте тетради, запишите дату и слова «классная работа».
2) Рассмотрите рисунок   (Слайд 1 – различные геометрические фигуры разного цвета)                           
– Какие фигуры вы видите? (Овал, треугольник, четырёхугольник, квадрат)
– Нарисуйте фигуру: не серую, не голубую, не треугольник, не круг. (Дети рисуют)
– Какую фигуру вы нарисовали? (Спросить 1–3 учеников)
– Докажите. (Вы сказали нарисовать не серую, не голубую, не треугольник, не круг. Значит, это – овал.)

– Нарисуйте следующую фигуру, изменив форму.
– Что вы нарисовали?
– Как вы думаете, можно было нарисовать другую форму? (Можно)
– А сколько вариантов могло получиться?
– Измените цвет фигуры.
– Какой цвет у вас?
– Сколько вариантов может получиться? (Много)
– Измените размер.
– Сколько вариантов может получиться? (Два)
– Докажите, что два.  (Можно увеличить и уменьшить).

Итог: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

3) Анализ тетрадей.

– Анализируя записи в тетрадях, я хочу отметить, что пишите вы аккуратно, к сожалению,  допускаете ошибки при написании некоторых цифр.
Показ цифры  2, объяснение ее написания (обращается внимание на ее размер).
Аналогичная работа с цифрой 5 (обращается внимание на форму).
Аналогичная работа с цифрой 3 (обращается внимание на форму).
Запись цифр.
– Как вы думаете, а цвет цифры изменился или нет? (Нет)
– Над какими цифрами работали? (2, 5, 3)

Итог: Мне понравилось, как вы написали. Старайтесь так же писать на протяжении всего урока.

4) Используя эти цифры, составьте и

а) запишите наименьшее трёхзначное число.
– Прочитайте, какое число вы записали? (235)
– Как вы думаете это истинно или ложно. Докажите.

Ученик: Я думаю что истинно, потому что наименьшая цифра 2, значит, она указывает количество сотен, затем идут десятки – их 3, а потом единицы – их 5.

б) Запишите наибольшее трёхзначное число.

– Какое число вы записали? (532)
– Докажите, что вы правы.

Итог: Молодцы, вы правильно записали числа.
– Прочитай наименьшее число.
– Прочитай наибольшее число.
5) – А что мы умеем делать с этими числами? (Складывать, вычитать, сравнивать)
а) – Запишите сумму этих чисел (235 и 532)
– Прочитай

     235
+  532  

– Какой ответ получился?
– Было ли трудно? Почему? (трудно не было, потому что не было перехода через разряд)
б) – Запишите пример на вычитание.
– Прочитайте.  

   532
– 235  

– Какой вопрос можем задать  к этой записи?   (на сколько больше, на сколько меньше)
– Сможем ли мы вычислить? (нет)
– А что мы умеем делать? (подготовить пример для вычисления)
– Подготовьте. 

   532
– 235 
  . . .

– Проверка. Доказательство.
– Объясни…
– Сколько знаков  получили бы при вычислении?
– Какое число получим? (трёхзначное)

Итог: Иван правильно подготовил пример для вычисления и верно объяснил.

6) Работа в парах.

а) – Возьмите карточку с синей точкой. Прочитайте задание.
– Всё ли понятно?
– Выполняйте.

Карточка.

    5836                          68375
 – 3792                     –  16839

 Индивидуальная карточка

     17802
–   9531

– Проверка рассуждений ученика.

    17802
–    9531
      . . . .

– Кто не смог рассуждать так, как товарищ (поднимают руки)
– Давайте послушаем рассуждение ещё раз (ученик проговаривает по  алгоритму).

Итог: рассуждали правильно, молодцы.

7) – А теперь рассмотрите внимательно и скажите, какое задание нужно выполнить?
а) Нужно решить примеры.

На  экране: слайд 2.

    234 + 89 =
18746 + 25348 =
      6812 + 1574 =
                9          9

– Что общего в этих примерах?
– Скажите, какой пример здесь лишний и почему? Докажите. (Первые два – система счисления по 10, последний – по 9)
б) – Запишите и вычислите примеры с десятичной системой счисления.
– Проверка (читают 1 пример и ответ, сигнал)

      234                                      18746
+      89                                  + 25348
      323                                      44094

Итог: как сосчитали.

в) коллективно

– Что значит пример записан в девятиричной системе счисления? (значит в каждом разряде по 9)
– Запишите и сосчитайте.

      6812
               9
+   1574
               9
      8486      
               9

– Рассуждает ученик.
– Проверка (сигналы).

Итог: Молодцы!

III. Физминутка.

8) Работа над задачей (на экране задачи и схемы – слайд 3).

а) – Что дано? (Задачи и схемы)

Задача 1.

В магазине было а кг рыбы. После перерыва осталось в кг рыбы. Сколько кг рыбы было подано до обеда?

Задача 2.

Длина одного рулона а метров, другого на в метров больше. Какова длина двух рулонов?

Задача 3.

У Ани было а рублей. Она купила тетрадь за в рублей и краски за с рублей. Сколько она получила сдачи?

Схемы: 

– Прочитайте первую задачу.
– Найдите схему к этой задаче. Докажите.
– Прочитайте вторую задачу.
– Какая схема подходит к этой задаче? Докажите.
– Прочитайте третью задачу. Найдите схему. Докажите.

Итог: Умницы! Правильно доказали выбор.

б) – А теперь работаем над 1 и 2 задачами.

– Перечитайте, проанализируйте, запишите выражение.
– Какое выражение записали к первой задаче? Докажите. (а – в)
– Какое выражение записали ко второй задаче?
– Докажите. (а + в) + а; а + (а + в)

Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

в) Работа над 3 задачей.

– Запишите в тетради слово «Задача».
– Перечитайте, проанализируйте, запишите выражение.
– Какое выражение вы записали?
– Докажите. ( а – (в + с); а – в – с)
г) – Я дала значения буквам а, в, с  на экране:

а = 20 руб.       а = 20 руб.        а = 50 руб.            а = …
в = 6 руб.         в = 6 руб.          в = 12 руб.           в =  …
с = 9 руб.         с = 15 руб.        с = 18 руб.            с = …

– Сколько вариантов значений? (3)
– Рассмотрите внимательно, я спрятала ловушку.
– В каком из вариантов ловушка? Докажите.
– Решите задачу, используя мои данные.
– Как вы думаете, почему в последнем варианте нет данных?
– Что я вам предлагаю?
– Работайте.
– Проверка. Сколько Аня получила сдачи?

красные –  5 руб.
жёлтые  – 20 руб.
зелёные – ?

9) – Ребята, давайте подведём итог:
– Чем же мы с вами занимались на уроке? (Ответы учащихся)
(На доске появляются знаки «+» и «–»)
– Что вам понравилось на уроке?
– А мне сегодня понравилось, что вы очень хорошо работали.
– Выставление оценок за урок.
– А как вы думаете, ребята, чего в жизни больше «+» или «–»? (Ответы детей)
– А я думаю, что «плюсов», потому что они приносят людям радость, а вот «минусы», я думаю, приносят огорчение.

IV. Итог урока

– Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.

V. Домашнее задание

Учащимся предложены карточки на выбор.