Урок развития речи в 4-м классе "Семья. Любовь. Верность"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
  • Познакомить детей с русским праздником, посвящённым семье, любви, верности и узнать о жизни святых Петра и Февронии.

Образовательная задача:

  • Продолжать знакомство с фразеологизмами и умело использовать их в своей речи;
  • Обогащение речеведческих знаний учащихся посредством работы с эпистолярным жанром как разновидностью текста;
  • Продолжение работы по оформлению письма;
  • Обогащать словарный запас детей.

Развивающая задача:

  • развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
  • продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
  • развивать умение пользоваться знаниями, приобретёнными ранее.

Воспитывающая задача:

  • Воспитание интереса к предмету;
  • Воспитание любви и гордости за свою семью;
  • Воспитание любви и уважения к историческим традициям России, через знание её православных праздников.

Средства обучения: мультимедийная установка, экран, значки в форме ромашки, раздаточный материал для коллективной и индивидуальной работы (индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, в форме цветка ромашки; текст о семье; краткое изложение текста о Петре и Февронии).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Сегодня, 14 февраля, отмечается праздник всех влюблённых. У нас урок развития речи. Мы поговорим о том, откуда пришёл этот праздник в нашу страну, как отмечался подобный праздник на Руси; о семье, любви, верности. (Слайд 1)

А начнём мы урок со стихотворения Натальи Алексеевны Исаевой:

Стихи о Родине

Что Родина моя?
– Старинных звонниц
Пасхальный благовест в апрельский день,
Цветение черёмух вдоль околиц,
Простор полей, лугов, лесная тень.

Что Родина моя?
– Уютный домик,
Построенный с любовью для детей,
А на наличниках окон резные кони,
И в погребке соленья для гостей.

Что Родина моя?
– Заросший прудик,
В котором мой сынок ловил плотву,
Скамеечка, чтоб утомлённый путник
В тени берёз немного отдохнул.

Что Родина моя?
– Народ России,
Сумевший милосердье сохранить,
Душевность, доброту, в лишеньях силу,
И это всё во внуках воплотить.

III. Актуализация знаний.

А)

У. Перед уроком я попросила Вас найти историю возникновения слова Родина.
Д. Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённым кровным родством.
У. Подберите однокоренные слова к слову род. (Слайд 2)
Д. Родня, родословная, народ, родина, родич, родители.

Б) Работа с текстом.

У. Верно, из этих слов можно сложить одно большое понятие - семья. В нём заключены такие важные для любого человека чувства как доброта, доверие и, конечно, любовь. Семейные ценности важны для каждого человека.

Счастлива семья, если в ней главенствует любовь. Любовь… Праздник, посвящённый всем влюблённым, отмечают 14 февраля на Западе, люди, которые исповедуют католическую веру. Это День святого Валентина. А русский народ – православные христиане. И на Руси, оказывается, существует свой День влюблённых, отмечается он 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских.

Почему Муромских, спросите вы. Потому что, город Муром (Слайд 3) – родина святых Петра и Февронии, в этом чудесном городе им установлен памятник. (Слайд 4)

Познакомимся с кратким изложением романтической истории любви этой супружеской пары, которая описана величайшим автором 16 века Ермолаем Евразмом в древнерусской “Повести о Петре и Февронии”. (Слайд 5)

Страницу этой рукописи вы можете, сейчас, видеть на экране. (Слайд 6)

(У каждого ученика на парте текст, с кратким изложением основных эпизодов повести).

Приложение 1

Перед чтением разберём, как вы понимаете значение некоторых слов из текста. (Слайд 7)

Проказа, недуг, бортник, бояре, смута, светские власти, монашеский постриг.

У. Молодцы. А теперь послушайте, я прочту вам начало произведения, будьте внимательны, приготовьтесь отвечать на вопросы.

(Затем учитель прочитывает текст, до того момента, как Феврония посылает Петру ответ).

У. Скажите, какой ответ вы дали бы, получив подобное задание?
Д. Ответы детей.
У. Так как же поступила Феврония, мы узнаем, прочитав отрывок до конца.

(Выразительное чтение повести несколькими учащимися).

У. Вот мы и познакомились с кратким изложением истории жизни и любви Петра и Февронии. Перед вами монастырь, где покоятся мощи святых. (Слайд 8)

Какие качества характера помогли не только сохранить семью, но и с честью княжить в Муроме?

Д. Ответы детей.

У. Посмотрите на иллюстрации к повести и скажите, к каким эпизодам повести их можно отнести. (Слайд 9)
Д. Встреча Петра и Февронии.
Д. Феврония за работой, а рядом с ней прыгает её ручной заяц.
У. Верно. Это икона о жизни святых Петра и Февронии, название которой “Феврония за ткацким станком”. (Слайд 10)
Д. Свадьба Петра и Февронии.
У. Верно. Название этой иконы, рассказывающей о жизни святых, “Пётр увозит Февронию. Свадьба”. (Слайд 11)

Д. На этом рисунке, я думаю, Пётр и Феврония уплывают из Мурома, когда бояре не захотели видеть Февронию – крестьянскую дочь, женой князя. И изгнали её из города. Пётр не бросил свою жену в изгнании одну, он последовал за ней.

У. Верно. Мастера лаковой миниатюры Палеха посвятили много работ жизни святых Петра и Февронии. Фрагмент одной из них вы сейчас видите.

В) Физ. пауза.
Г) Работа по индивидуальным карточкам.

У. День памяти Муромских чудотворцев в царские времена был один из главных общегородских праздников. В этот день проходила ярмарка, в Муром приезжало много жителей окрестных деревень. В 16 веке православная церковь причислила Петра и Февронию к лику святых.

Посмотрите, какое множество икон посвящено этим святым. (Слайды 12, 13, 14)

У. Символом этого праздника является ромашка. (Слайд 15)

Её лепестки часто используют для гадания, а мы с их помощью выполним задания, которые даны в 3 вариантах. (Слайд 16)

(Каждый ученик получил цветок ромашки на лепестках которой напечатано задание в 3 вариантах. В середине цветка ученики могут прочесть задание своего варианта).

1. Вариант

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Запишите.

Выносить (сор, мусор) из избы.
(Медовый, сахарный) месяц.
(Лаптем, лапоть) щи хлебать.
Седьмая вода на (компоте, киселе).

 

2. Вариант

Соберите фразеологизмы, запишите их.

Американский
В чужой монастырь
Яблоко
Родиться в
Два сапога –
Танцевать от
сорочке
пара
печки
дядюшка
со своим уставом не ходят
раздора

 

3. Вариант

Прочитайте. Запишите рядом с фразеологизмом из первой группы, близкий ему по значению фразеологизм из второй группы.

Танцевать от печки.
С Адама и Евы.
Одного поля ягоды.
Гладить по голове.
В каждой избушке свои погремушки.
Два сапога пара.
Брать под своё крыло.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Начать с азов.
Седьмая вода на киселе.

У. Давайте проверим, что у вас получилось.

Зачитайте, что у вас получилось, те дети, кто выполнял задание 1 варианта. (Слайд 17)

У. Зачитайте, что получилось у ребят выполнявших 2 вариант. (Слайд 18)
У. Послушаем ответы детей, выполнявших 3 вариант. (Слайд 19)

IV. Творческая работа.

У. Пётр и Феврония – покровители семьи и брака в русском православии. Сегодня на уроке мы вспомнили некоторые фразеологизмы о семье. Следующее задание - применить их в тексте. Перед вами текст о семье. Дополните его фразеологизмами, сделав из него текст письма своему другу. Скажите, какие части нужно добавить в текст, что бы он превратился в письмо?

Д. Приветствие. Здравствуй!
Д. Вступление, где можно поблагодарить за полученное письмо.
Д. Закончить письмо можно словами “До свидания!”, “Прощай, до скорой встречи!”

Я хочу рассказать о своей семье. Живу я с мамой, с папой, с братом и еще с моей любимой кошечкой Василисой. У меня очень дружная, весёлая и заботливая семья. Мы всегда помогаем друг другу. Со своей мамой я провожу большую часть времени и всегда гуляю вместе с ней. Мы с ней как две лучшие подруги. Я очень сильно люблю свою маму, так же как папу и брата. Мой брат старше меня и часто пытается управлять мною, но на помощь мне приходит папа, только он может опять нас примирить. Мой папа серьёзный, но очень добрый человек. На каникулах мы часто ездим в деревню. Там у нас много близких и дальних родственников. Когда мы собираемся за большим праздничным столом, в комнате тесно, но весело. Я люблю свою семью.

У. Заслушаем несколько работ, которые у вас получились.

(Одна из них представлена Вашему вниманию).

Здравствуй Анна!

Получила твоё письмо, мне было–бы интересно переписываться с тобой, узнать о городе, в котором ты живёшь, о школе, классе, твоих одноклассниках и конечно, о твоей семье.

В этом письме хочу рассказать о своей семье. Живу я с мамой, с папой, с братом и еще с моей любимой кошечкой Анфисой. Моя семья – одного поля ягоды - дружная, весёлая и заботливая. Родители берут нас под своё крыло, когда нам с братом нужна помощь. Со своей мамой я не разлей вода, провожу большую часть времени. Мы с ней подруги, как два сапога пара. Я очень сильно люблю свою маму, так же как папу и брата. Хотя мой старший брат вносит яблоко раздора в наши с ним отношения, но на помощь мне приходит папа, только он, не входя в чужой монастырь со своим уставом, может нас примирить. Мой папа серьёзный, но очень добрый человек. На каникулах мы часто ездим в деревню, где много наших родственников. Хотя многие из них приходятся нам седьмой водой на киселе, собираясь вместе за большим праздничным столом, в доме бабушки и дедушки – яблоку негде упасть, всем весело и уютно от любви и уважения друг к другу. Я очень люблю свою семью и стараюсь больше узнавать о людях, стоящих у её истоков.

До свидания. Жду ответа, как соловей лета. Мария.

V. Итог урока.

У. Сегодня мы прикоснулись к жизни святых Петра и Февронии. В наше время, возвращаясь к своим истокам, Россияне возродили праздник святых Петра и Февронии 8 июля. Сейчас идёт работа над мультипликационным фильмом о жизни святых. (Слайды 20, 21)

Символом праздника “Семьи, любви и верности” является ромашка, которая легла в основу медали, вручаемой супружеским парам, которые являются образцом жизни и воспитания детей в современном мире. (Слайд 22)

У. Сегодня у нас был необычный урок, на котором мы познакомились с русским праздником “Семьи, любви и верности”, прикоснулись к истории любви и жизни святых Петра и Февронии, продолжили знакомство с фразеологизмами.

Все задания на уроке я составила на подобранных Вами, ребята, фразеологических оборотах. Но самое главное, я надеюсь, что этот урок стал ещё одним шагом к изучению истории своей семьи и бережному её сохранению. А изучая историю своей семьи, вы будете знать и историю своей великой Родины. Кому понравилось сегодня на уроке – приколите себе на грудь ромашку и расскажите дома об этом замечательном празднике своим родным и близким. Закончим урок стихотворением “Что может быть семьи дороже?” (Слайд 23)

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!