Урок математики в 1-м классе по теме: "Сравнение числовых характеристик множеств. Число "семь" и соответствующая ему цифра 7"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение записи и чтения числовых равенств и неравенств;
  • проверить умение сравнивать прямые, отрезки и лучи, находить между ними сходство и различие.

Оборудование:

  • карта с обозначением этапов урока;
  • кукла фея Математики;
  • цветок с семью разноцветными лепестками;
  • табличка «Добро пожаловать»;
  • табличка с изображением цифры 7;
  • индивидуальные карточки с изображением геометрических тел;
  • магнитные цифры;
  • цифровой веер;
  • индивидуальные наборы геометрических тел;
  • лента цифр;
  • грамоты;
  • сюжетные картинки для составления математических рассказов.

Тип урока: урок-путешествие.

I. Организационный момент.

Ученик:

Гулять сегодня некогда:
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.

Учитель:

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
И линейку не забудьте.
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь
А спрошу вас, отвечайте.
Вам условие понятно?

Дети: Да!

Учитель:

Это слышать мне приятно.
Путешествие зовёт
Первоклашек на урок.
А куда пойдут ребята?
В необычную страну,
Очень нужную страну,
Очень важную страну-
М-А-Т-Е-М-А-Т-И-К-У!

II. Сообщение темы и целей урока.

На доске карта с обозначением заданий урока, изображение феи Математики, табличка «Добро пожаловать».

Учитель: Поможет нам в путешествии волшебный цветок (на доске появляется цветок с семью лепестками разного цвета). Сколько лепестков у цветка? Что необычного в нашем цветке? Ребята, кто узнал, из какой сказки прилетел к нам этот цветок.

Дети: В.Катаев «Цветик - семицветик».

Учитель: Верно. А кто догадался, с какой цифрой, и каким числом мы сегодня с вами познакомимся, отправляясь в наше путешествие?

Дети: С числом и цифрой 7.

Учитель: Молодцы. Вы, верно, догадались, а что помогло вам ответить на мой вопрос?

Дети: Цветик-семицветик.

Физкультминутка.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.

III. Работа по теме.

Учитель: Нам сегодня надо преодолеть много препятствий, чтобы фея Математике была нами довольна и наградила нас. За работу во время урока фея будет награждать самых успешных, быстрых и сообразительных. И так мы отправляемся в путешествие. Помогать нам будет волшебный цветок. Отрываем первый лепесток и читаем задание.

1-е задание. Область геометрии. На партах у учащихся карточки с чертежами, изображающими прямые, отрезки, лучи, пересекающиеся и нет.

Учащиеся работают в парах, выполняя задания порядно.

1-й ряд - Сколько прямых линий на чертеже?

2-й ряд - Сколько лучей?

3-й ряд - Сколько отрезков?

Выполнив задание, учащиеся вместе поднимают руки вверх. Проверка задания идёт с опорой на чертёж на доске.

  1. Как убедится в том, что линия прямая?
  2. Назовите отличительные признаки отрезков.
  3. Чем луч отличается от отрезка?

2-е задание. Республика равенств и неравенств. Работа ведётся по рабочей тетради стр.31 №66.

Каждое неравенство или равенство составляется учащимися на доске при помощи магнитных цифр, остальные ребята записывают в тетрадь.

3-е задание. Числовой лес. Физкультминутка.

На наборном полотне: 7 зелёных ёлочек и 7 красных кругов.

Сколько ёлочек зелёных
Столько сделайте наклонов.
Сколько видите кружков
Столько сделайте прыжков.

4-е задание. Цифроград. На доске рисунки из сказок «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик», «Семь Симеонов», «Белоснежка и семь гномов».

Учитель: Из каких сказок эти иллюстрации? Как вы думаете, почему эти картинки висят рядом?

Дети: В названии этих сказок встречается число 7. А ведь тема нашего урока сегодня «Число и цифра 7».

Учитель: Верно. Это число 7. Особым почтением пользовалась в древности семёрка. Когда-то семёрка была предельным числом и обозначала «всё».

- Вспомните, в каких выражениях, пословицах или поговорках вам встречалась семёрка?

Дети: «Семеро одного не ждут», «На седьмом небе от счастья», «Семь бед один ответ», «Семь чудес света».

Учитель:

Кто со сцены нам поёт,
Знает:
Семь в октаве нот.
Сам я подтвердить готов:
Семь у радуги цветов.
Дней в неделе тоже семь.
Ну, уж это ясно всем!

Учимся писать цифру 7.

- На что похожа цифра 7?

Работаем в тетради стр.33 №69.

5-е задание. Числовая поляна. Учебник стр.52 №96. Работа ведётся с набором геометрических фигур.

  1. Положите столько кругов, сколько на рисунке бабочек.
  2. Положите столько квадратов, сколько стрекоз на рисунке.
  3. Положите столько треугольников, сколько на рисунке жуков.
  4. Кого больше всего?
  5. На сколько жуков больше, чем стрекоз? Бабочек?

6-е задание. Тропинка цифр. Работа ведётся по ленте цифр, с использованием числового веера у каждого ребёнка.

  1. Назовите число, следующее за числом 5.
  2. Какое число стоит между числами 6 и 8.
  3. Назовите соседа справа числа 2.
  4. Какое число предшествует числу 9.
  5. Какое число меньше на один числа 7.
  6. Назовите соседа слева числа 5.
  7. Следующее число за числом 8.

7-е задание. Море задач. Составление рассказов по картинкам. Рассказ составляется учащимися по каждой картинке и содержит вопрос по содержанию картинки.

IV. Итог урока.

Учитель: Молодцы ребята вы на славу потрудились. Фея Математики вами довольна и просила вас всех наградить (вручаются грамоты).

- Что вам понравилось на уроке?

- Что было интересного?

- Какое задание хотелось бы повторить на других уроках?