Урок истории в 7-м классе по теме "Нидерланды в борьбе за свободу"

Разделы: История и обществознание


Подборка художественных произведений, используемых на уроке, должна производиться учителем очень тщательно. Можно использовать лишь такие произведения, которые написаны на основе серьезного научного исследования прошлого, изучения источников и научных исследований. Всем этим критериям удовлетворяет роман Шарля де Костера о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке.

Дополнительное привлечение иллюстративного материала еще более позволит конкретизировать изучаемый материал, создать образное представление об эпохе и ее героях.

План урока:

  1. Общая характеристика войны Нидерландов за независимость.
  2. Характеристика произведения Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке».
  3. Война за независимость в произведении Шарля де Костера.
  4. Итоги и значение войны за независимость.

Опережающее домашнее задание:

  • изучить соответствующий материал в учебнике, составить хронологическую таблицу со следующими датами: 1566, 1567, 1572, 1579, 1581, 1584, 1609, 1648;
  • прочитать роман (задание на лето);
  • посмотреть в учебной литературе значения слов: иконоборцы, гёзы, буржуазная революция;
  • одному из учеников подготовить сообщение о биографии и творчестве Шарля де Костера.

Ход урока

Вводное слово учителя.

Национально-освободительная борьба – предмет гордости любого народа. Война в Нидерландах за независимость, сочетавшаяся с борьбой за религиозную свободу и капиталистическое развитие, является одним из наиболее ярких эпизодов первого периода Новой истории. Не случайно, первое крупное произведение, ознаменовавшее рождение бельгийской литературы, посвящено именно этим событиям. Задача класса на уроке – изучить события войны за независимость Нидерландов, опираясь на литературный источник, получить яркую и образную характеристику этого события.

1. Учитель кратко характеризует географическое положение, особенности экономического развития Нидерландов и причины борьбы за независимость. В ходе фронтального опроса разбирается подготовленная дома хронологическая таблица.

2. Один из учеников делает краткое сообщение о Шарле де Костере. Учитель комментирует его рассказ.

Материал для учителя.

Роман Шарля де Костера представляет исключительное явление в истории мировой литературы. Фактически с него началась история литературы Бельгии, государства, завоевавшего самостоятельность и независимость только в ходе революции 1830-1831 г.г. Каждый народ нуждается в эпическом произведении, в котором бы нашли отражения представления о долге, чести, патриотизме. Таким произведением, выведшим Бельгию из тени, и стал роман де Костера, вышедший в 1867 г. Ромен Роллан назвал его «народной эпопеей, единственной в наше время».

Образ Тиля Уленшпигеля не был придуман автором, он пришел в его роман из устного народного творчества, из многочисленных рассказов о ловком, находчивом простолюдине, способном найти выход из любой, самой запутанной ситуации. Костер не скрывал народного происхождения своего героя и признавался, что первые двадцать глав первой части заимствованы из старой фламандской книги об Уленшпигеле и лишь в какой-то мере переработаны им.

Однако Тиль Уленшпигель родился в конкретное время, и эта эпоха определила его судьбу. Веселому, озорному и дерзкому Тилю оказалось суждено жить в эпоху борьбы своей родины против испанского гнета. Роман сразу начинается с противопоставления – два ребенка родились одновременно, и их судьбы окажутся сплетены – сын простого угольщика Клааса и его жены Сооткин и сын императора Карла V Филипп. С раннего детства они различны, как огонь и вода – живой, шумный, озорной Тиль и угрюмый, злобный, жестокий Филипп.

Сгущаются тучи над Фландрией. Испанская власть несет деспотизм, насилие, непримиримый фанатизм. Филипп растет. Все более страшными становятся его забавы. Взрослеет и Тиль, живое воплощение «духа Фландрии». Переломным для него станет октябрь 1558 года – дата страшной смерти его отца. Именно тогда пепел сожженного Клааса стал биться о его сердце. Из беззаботного озорника он становится гражданином, осознающим связь своей личной трагедии и трагедии родины, осознающим свою личную ответственность за судьбу страны. Отныне смысл жизни «Великого гёза» – борьба за освобождение Фландрии. И в этой борьбе он будет не один.

Шарль де Костер «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» (кн. 1, ч. 5).

«Два младенца народились: один в Испании, инфант Филипп, а другой – во Фландрии, сын Клааса, ему потом дадут прозвище Уленшпигель. Филипп станет палачом, потому что он – отродье Карла V, а Карл V – нашего отчего края губитель. Из Уленшпигеля выйдет великий балагур и великий проказник, но сердце у него будет доброе, потому как он сын Клааса, а Клаас, труженик славный и исправный, честным, добросовестным, праведным трудом добывает хлеб свой. Император Карл и король Филипп промчатся по жизни, всем досаждая войнами, поборами и прочими злодеяниями. Клаас – тот рук не покладает, права-законы соблюдает, трудится хоть и до поту, да без ропоту, никогда не унывает, песни распевает – того ради он послужит примером честного фламандского труженика. Вечно юный Уленшпигель никогда не умрет, по всему свету пройдет, ни в одном месте прочно не осев. Кем-кем он только не будет: и крестьянином, и дворянином, и ваятелем, и живописцем! И странствовать ему по белу свету, славя все доброе и прекрасное, а над глупостью хохоча до упаду. Доблестный народ фламандский! Клаас – это твое мужество; Сооткин – это твоя стойкая мать; Уленшпигель – это твой дух; славная милая девочка, спутница Уленшпигеля, бессмертная, как и он, – это твое сердце, а толстопузый простак Ламме Гудзак – это твоя утроба. Наверху – душители народа, внизу – жертвы; наверху – разбойники-шершни, внизу – трудолюбивые пчелы, а в небе будут кровоточить язвы Христовы».

Ключевые события романа можно проиллюстрировать замечательными рисунками художника Льва Александровича Русова (даны в приложении как Рисунок 1 – 8).

3. В своем романе Шарль де Костер добивается исключительной исторической точности, поэтому данное произведение можно воспринимать как достоверный и крайне интересный источник по истории борьбы Нидерландов за независимость. Внимательно прочитайте предложенные фрагменты, определите описанные в них события и расставьте в правильной последовательности.

А. «Снег падает на землю. Белым-белы дороги, белым-белы еще недавно черные силуэты голых деревьев. В мертвой тишине слышно лишь, как далеко, в Гарлеме, отбивают на колокольне часы, но метель приглушает этот веселый звон.
Колокола, замолчите! Колокола, прервите простую свою и мирную песню! Приближается дон Фадрике, отродье кровавого герцога. Он ведет на тебя, вольный город Гарлем, тридцать пять отрядов испанцев – заклятых твоих врагов. Еще он ведет двадцать два отряда валлонов, восемнадцать отрядов немцев, восемьсот всадников и мощную артиллерию. Слышишь, как дребезжит чугун смертоносных этих орудий, поставленных на колеса? Фальконеты, кулеврины, широкожерлые мортиры – все это для тебя Гарлем. Колокола, замолчите! Веселый звон, не старайся пробиться сквозь метель!
– Нет, мы, колокола, не умолкнем! Я, колокольный звон, буду прорезать метель смелою своею песнью. Гарлем – город горячих сердец, город отважных женщин. Он без боязни глядит с высоты своих колоколен на черные полчища палачей, ползущих подобно чудовищным муравьям. В его стенах – Уленшпигель, Ламме и еще сто морских Гёзов. Их суда – на Гарлемском озере.
…А счастье нам не улыбается. На Гарлемском озере флот Гёзов разбит. Разбито войско, посланное нам на подмогу принцем Оранским. Стоят морозы, лютые морозы. Помощи больше ждать неоткуда. И все-таки мы целых пять месяцев выдерживаем осаду, а между тем нас – тысяча, их же – десять тысяч…» (Кн. 4, ч. 12).

Б. «А некоторое время спустя в Делфте четвертый наемный убийца всадил три пули в грудь принцу Оранскому. И, верный своему девизу: «Сохраняй спокойствие среди бурных волн», принц скончался…» (Кн. 5, ч. 8)

В. «Клаас услыхал, что отныне всем и каждому возбраняется печатать, читать, хранить и распространять писания, книги и учения Мартина Лютера, Иоанна Виклифа, Яна Гуса, Марсилия Падуанского, Эколампадия, Ульриха Цвингли…, а равно и Новый завет...
«Кроме того, - говорилось в указе, - всем подданным, независимо от их звания, возбраняется рассуждать и спорить о Священном писании, а равно и толковать в нем неясные места, - всем, за исключением признанных богословов, получивших на то соизволение от какого-либо знаменитого университета».
Находившихся на подозрении его святейшее величество навсегда лишал права заниматься честным трудом. Лица же, вновь впавшие в ересь или же закосневшие в таковой, подлежали сожжению, а какому именно: на медленном или быстром огне, на костре из соломы или у столба – это уже оставлялось на усмотрение судьи. За прочие преступления мужчины, если они дворяне или почетные граждане, подлежали мечному сечению, крестьяне – повешению, а для женщин предусматривалось закапывание в землю живьем. Головы казненных в назидание надлежало выставлять на шестах. Их достояние, в том случае если оно находилось в землях, подвластных императору, отчуждалось в его пользу.
Доносчикам его святейшее величество выделял половину всего принадлежавшего казненным…» (Кн. 1, ч. 10).

Г. «В Хейсте Уленшпигель и Ламме смотрели с дюны, как одно за другим прибывали из Остенде, из Бланкенберге, из Кнокке рыбачьи суда с вооруженными людьми, а на шляпах у вооруженных людей, как у зеландских Гёзов, был нашит серебряный полумесяц с надписью: «Лучше служить сутану турецкому, чем папе» (Кн. 4, ч. 1).

Д. «Между тем в Гааге были созваны Генеральные штаты, чтобы судить Филиппа, короля Испании, графа Фландрии, Голландии, и прочая, и прочая, - судить на основании хартий вольностей, которые сам же он и выдал.
И секретарь начал так:
– Всякому ведомо, что глава государства поставлен богом владыкою и властителем над подданными его, дабы защищать их и охранять от всяческих обид, утеснений и беззаконий, подобно тому как пастырь приставлен к овцам, дабы стеречь их и охранять. Ведомо также, что подданные сотворены богом не для пользы государя, не для того, чтобы они покорялись ему во всем, - будь то дело доброе или же злое, правое или же неправое, - и не для того, чтобы раболепствовать перед ним. Но государь не может существовать без своих подданных, и цель его – править ими, как того требуют закон и здравый смысл, оберегать их и любить, как отец любит детей своих, как пастырь овец, и быть всегда готовым сложить за них голову. Если же он поступает не так, то его должно почитать не за государя, но за тирана. Король Филипп, опираясь на буллы о крестовом походе и об отлучении, прибегнув к помощи наемников, бросил на нас четыре чужеземные армии. Какое ему полагается наказание согласно законам и порядкам нашей страны?
– Низложить его! – объявили члены Генеральных штатов» (Кн. 5, ч. 8).

Е. «При Карле папская инквизиция сожгла на кострах, живьем закопала в землю и удавила сто тысяч христиан; достояние казненных, точно дождевая вода в водосточную трубу, стекло в императорские и королевские сундуки, но Филиппу все было мало: он создал в Нидерландах новые епархии и принял решение учредить здесь испанскую инквизицию...
И по всей стране побежал огонь народного гнева» (Кн. 2, ч.5).

Ж. «Ясным и теплым июньским днем в Брюсселе, на площади перед ратушей, был воздвигнут обитый черным сукном эшафот, а по бокам поставлены два столба с железными остриями. На эшафоте виднелись две черные подушки и серебряное распятие на столике.
И вот на этом-то эшафоте претерпели мечное сечение благородный Эгмонт и благородный Горн. А достояние их отошло к королю.
И посланник Франциска I так сказал об Эгмонте:
– Я только что видел, как отрубили голову тому, перед кем дважды трепетала Франция.
А головы казненных были насажены на железные острия» (Кн. 3., ч. 4).

З. «На смену кровавому герцогу пришли менее жестокие властелины – Медина-Сели и Рекенсенс… Между тем жители Зеландии и Голландии, которым очень помогли море и плотины – эти естественные валы и крепостные стены, - воздвигали богу свободных людей свободные храмы, а палачам-папистам никто не мешал тут же рядом, распевать молитвы, а принц Оранский решил не создавать династию наместников короля…» (Кн. 5, ч. 2)

И. «Пятнадцатого августа, в день Успения пресвятой богородицы и в день освящения плодов и овощей… некий итальянец… разбил большое каменное распятие, а в это самое время из Собора богоматери вышел крестный ход… Но по дороге какие-то неизвестные люди надругались над статуей богоматери, и ее сейчас же унесли обратно в церковь, поставили на амвоне и заперли на замок решетчатую ограду…
…Пришлые и местный сброд с криком: «Да здравствует Гёз!» – бросились к амвону и сломали решетку.
И пошли крушить, хватать, громить! К полуночи весь громадный храм с семьюдесятью престолами, с великим множеством прекрасных картин и драгоценностей напоминал пустой орех. Престолы были повалены, статуи сброшены, все замки взломаны» (Кн. 2, ч. 15).

К. «А Бельгия южные провинции, скованная предателями, стонала под ярмом…
Настала пора жатвы, душного зноя, горячего ветра. Жнецы и жницы могли теперь спокойно собирать под свободным небом, на свободной земле посеянный ими хлеб.
Фрисландия, Дренте, Оверэйссель, Гельдерн, Утрехт, Северный Брабант, Северная и Южная Голландия, Валхерен, Северный и Южный Беевеланд, Дюивеланд и Схауен, образующие Зеландию, все побережье северного моря от Кнокке до Гельдерна, острова Тессел, Влиланд, Амеланд, Схирмонник-Ог – все это, от Шельды до Эмса, было накануне освобождения от испанского ига. Сын Молчаливого Мориц продолжал воевать…» (Кн. 5, ч. 8)

Л. « – Горе нам! – вскричал Уленшпигель. – Жатва для испанских жнецов созрела. Герцог Альба, герцог Альба идет на нас! Вздымается волна, фламандцы, вздымается волна королевской злобы! Женщины и девушки, бегите, иначе вас зароют живьем! Мужчины, бегите – вам угрожают виселица, меч и огонь! Филипп намерен довершить злое дело Карла. Отец казнил, изгонял – сын поклялся, что он предпочтет царить на кладбище, чем над еретиками. Бегите! Палач и могильщики близко! (Кн. 2, ч. 15)»

М. «Между тем герцог Альба наложил на Нидерланды непосильно тяжелые подати: теперь всем нидерландцам, продававшим свое движимое или недвижимое имущество, надлежало отдавать в королевскую казну тысячу флоринов с каждых десяти тысяч. И налог этот сделался постоянным. Чем бы кто не торговал, что бы кто ни продавал, королю поступала десятая часть выручки, и народ говорил, что если какой-нибудь товар в течение недели перепродавался десять раз, то в таких случаях вся выручка доставалась королю.
На путях торговли и промышленности стояли Разлука и Гибель (Кн. 4, ч. 14)».

Н. «Но страна наша не оскудела храбрыми людьми, и они не допустят, чтобы их резали, как баранов. У многих беглецов есть оружие, и они прячутся в лесах… Смельчаки неотступно преследуют королевских солдат, убивают их и, захватив добычу, снова укрываются в своих берлогах. В лесах днем и ночью вспыхивают и передвигаются с места на место огни. Это огни наших пиршеств. Всякая дичь – и косматая и пернатая – какая ни на есть, вся она наша. Хозяева – мы. Хлебом и салом подкармливают нас крестьяне. Взгляни на этих смельчаков, Ламме: одетые в рубище, исполненные решимости, неумолимые, с гордым блеском в глазах, они бродят по лесам, вооруженные топорами, алебардами, шпагами, мечами, пиками, копьями, арбалетами, аркебузами, - они никаким оружием не брезгуют; маршировать же, как солдаты, они не желают. Да здравствует Гёз! (Кн. 3, ч. 9)»

О. «А герцог Альба? Он уже в Брюсселе. Прощайтесь с нажитым добром, горожане!...
…Между тем в Брюсселе на Конном базаре были обезглавлены братья д`Андло, сыновья Баттенбурга и другие славные и отважные сеньоры за то, что они попытались с налета взять Амстердам.
А когда они, в количестве восемнадцати человек, с пением молитв шли на казнь, впереди и позади них всю дорогу били барабаны.
А испанские солдаты, которые вели осужденных на казнь, нарочно обжигали их факелами, а когда те корчились от боли, солдаты говорили: «Что, лютеране? Больно? Погодите: будет еще больнее!» (Кн. 3, ч.2)».

П. «Пятого апреля, перед Пасхой, к брюссельскому дворцу правительницы, герцогини Пармской, приблизились граф Людвиг Нассауский, графы Кюлембург и Бредероде, кутила Геркулес и с ними еще триста дворян. По четверо в ряд поднялись они на самый верх широкой дворцовой лестницы.
Войдя в залу, они передали герцогине бумагу, в которой просили ее добиться от короля Филиппа отмены указов о вероисповедании и об учреждении испанской инквизиции, ибо, утверждали они, помянутые указы вызывают в народе недовольство, недовольство же может вылиться в мятеж и повлечь за собой разор и оскудение всей земли.
Это ходатайство получило название Соглашения.
Берлеймон, который впоследствии предал родину и учинил в отечестве своем жестокую расправу, находился в эту минуту подле герцогини; глумясь над бедностью некоторых конфедератов-дворян, он сказал правительнице:
– Не бойтесь, ваша светлость, – это же нищие – это же гёзы!
Выражая свое презрение к словам Берлеймона, конфедераты потом объявили, что они «почитают за честь именоваться и называться Гёзами, ибо они обнищали, служа королю и заботясь о благе народном».
Они стали носить на шее золотую медаль, на одной стороне которой было вычеканено изображение короля, а на другой – две руки, сплетенные над нищенской сумой, и надпись: «Верны королю вплоть до нищенской сумы». На шляпах и шапках они носили золотые бляшки в виде кружек и шапчонок, какие бывают у нищих» (Кн. 2, ч. 6).

Р. «А Гёзы взяли приморскую крепость Бриль, и она была названа Вертоградом свободы.
В начале мая корабль под ясным небом гордо летел по волнам, а Уленшпигель пел:
Да здравствует Гёз! Бей в барабан!
Захвачен Бриль,
А также Флиссинген, Шельды ключ;
Милостив бог, Камп-Веере взят,
Что же молчали зеландские пушки?
Есть у нас пули, порох и ядра,
Железные ядра, чугунные ядра.
Если с нами бог, то кто же нам страшен?
Бей в барабан войны и славы!
Да здравствует Гёз! Бей в барабан!
Меч обнажен, воспарили сердца,
Руки тверды, и меч обнажен.
Провались, десятина, в тартары!
Смерть палачу, мародеру веревка.
Король вероломный, восстал народ!
Меч обнажен ради наших прав,
Наших домов, наших жен и детей.
Меч обнажен, бей в барабан!
Сердца воспарили, руки тверды.
К чертям десятину с позорным прощеньем.
Бей в барабан войны, бей в барабан!» (Кн. 4, ч. 14).

Правильная последовательность событий выглядит следующим образом:

В – распространение кальвинизма в Нидерландах в первой половине XVI в.;
Е – усиление инквизиции в Нидерландах при Филиппе II;
П – обращение дворянства к наместнице Маргарите Пармской апрель 1566 г.;
И – иконоборческое движение лето 1566 г.;
Л – вступление герцога Альбы в Нидерланды лето 1567 г.;
О – учреждение «Совета по делам о мятежах» 1567 г.;
Ж – казнь Эгмонта и Горна 1567 г.;
М – введение алькабалы – 10%-го налога со всех сделок;
Н – появление отрядов «лесных гёзов»;
Г – появление «морских гёзов»;
Р – взятие гёзами Бриля – начало всеобщего восстания в северных провинциях;
А – осада герцогом Альбой северных городов (Харлема);
З – северные провинции после Утрехтской унии 1579 г.;
Д – низложение Филиппа II 1581 г.;
Б – убийство Вильгельма Оранского;
К – продолжение военных действий до перемирия 1609 г.

После завершения работы с фрагментами документа учитель может организовать проверку в сопровождении иллюстративного ряда, отражающего наиболее яркие события борьбы нидерландцев за независимость (рисунки даны в приложении как Рисунок 9-18). Среди них представлены: кафедральный собор в Утрехте, сохранивший следы ярости иконоборцев; казнь Эгмонта; взятие морскими гёзами порта Брилле (Бриля); героическая оборона Лейдена (рельеф с памятника мэру Лейдена); морские гёзы приходят на помощь Лейдену; испанцы в Хаарлеме; «дьявольский факел Антверпена», брандер, использовавшийся для защиты города; убийство герцога Вильгельма Оранского; отступление испанцев; флаг Республики Соединенных провинций.

В конце урока учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания, которые позволят завершить изучение темы и за художественной каймой увидеть логику и значение данных событий.

  1. Какие события борьбы Нидерландов за независимость не отражены в рассмотренных нами фрагментах? Назовите их и поставьте в нашу цепочку в хронологической последовательности.
  2. В романе Шарля де Костера, помимо вымышленных народных персонажей, действуют реальные исторические герои. Определите их, приведя в соответствие изображение (даны в приложении как Рисунок 19-22) и предложенную характеристику. Как описывает их автор романа? Достоверна ли его характеристика?
    А.

    Б.

    В.
    Г.
    1. «Надо еще очень много сделать. Города должны быть наказаны за бунтовщичество; большие суммы должны быть выжаты из частных лиц; должно быть получено согласие Генеральных штатов страны на взимание постоянного налога… Каждого нужно заставить жить в постоянном страхе, что крыша может обрушиться на его голову»; «Бесконечно лучше сохранить для бога и короля государство обедневшее и даже разоренное, чем видеть его в цветущем состоянии для сатаны и его пособников-еретиков».

    2. «– Я благоговею перед королем и далек от мысли, что он способен вынудить нас на бунт, – сказал ... – Пусть бегут те, кто страшится его гнева. А я остаюсь – я не могу без него жить.
      – Филипп умеет жестоко мстить, – заметил Молчаливый.
      – Я ему доверяю, – объявил ...
      – И голову свою ему доверяете? – спросил Людвиг Нассауский.
      – Да, – отвечал …, – и голова, и тело, и мое верное сердце – все принадлежит ему. – Вооружимся доверием!»

    3. Он любил повторять: «Предпринимая что-либо, я не нуждаюсь в надеждах; упорствуя в своих действиях, не нуждаюсь в успехах». Его последними словами после смертельного ранения были: «О Боже, сжалься над моей душой… Сжалься над этим бедным человеком…» В родной стране его чтят как Отца Отечества.

    4. «Я предпочитаю вовсе не иметь подданных, чем иметь в качестве таковых еретиков».

    Ответы: А – 3 Вильгельм Оранский; Б – 4 Филипп II; В – 1 Фернандо Альварес де Толедо, герцог Альба; Г – 2 Ламораль, граф Эгмонт.

  3. Первоначально (с 1599 г.) на флаге Республики Соединенных Провинций было три полосы: оранжевая, белая и синяя. Белый цвет изначально был цветом свободы, синий означал величие. В 1630 г., вследствие революционных потрясений, оранжевая полоса была заменена на красную (так выглядит флаг до сих пор). Однако и сейчас в дни праздников оранжевый вымпел поднимается над государственным флагом. Во время национального праздника современного государства Нидерланды – Дня Королевы (День рождения королевы, отмечается 30 апреля) – воспринимаемого как день национального единства и солидарности – жители одеваются в одежду оранжевого цвета. А что символизирует оранжевый? Как оценил нидерландский народ деятельность этого государственного деятеля, символом дома которого был оранжевый цвет? Как вы думаете, почему?
  4. Внимательно перечитайте фрагмент из романа, описывающий низложение Филиппа II. В средние века господствовало представление, что всякая власть – от Бога, и выступать против нее – значит выступать против Бога? На чем основываются голландцы, доказывая необходимость низложения испанского короля? Чьи идеи легли в основу их рассуждений? Как вы думаете, почему именно эти идеи стали идеологической основой войны за независимость?
  5. Подведем итоги Восьмидесятилетней войны и оформим все данные либо в форме таблицы, либо в форме синквейна. Таблица будет выглядеть следующим образом:
Основные проблемы Причины войны Нидерландов за независимость Итоги войны за независимость
1. Экономические:
1) сельское хозяйство
Начало аграрного переворота. Огромные налоги, введенные испанскими властями. Завершение аграрного переворота. Высокая доходность нидерландских хозяйств.
2) промышленность Упадок цехов, появление и развитие мануфактур. Огромные налоги, введенные испанскими властями. Расцвет и рост числа мануфактур. Приток переселенцев-кальвинистов из южных провинций.
3) торговля и банковское дело Нидерландский порт Антверпен становится центром складывающегося мирового рынка. Развитие банковского дела. Лишение при Филиппе II торговых льгот в Испании и ее колониях. Ухудшение торговли с Англией – главным торговым партнером – из-за религиозных противоречий. Амстердам – центр мирового рынка. Самый большой в Европе флот. Активное расширение банков. Рождение колониальной державы.
2. Политические Подчинение власти иностранного монарха, политика которого определялась интересами Испании и идеей борьбы с Реформацией во всей Европе. Независимое государство с республиканской формой правления во главе со статхаудером.
3. Социальные Гнет испанцев. Ликвидация национального гнета.
4. Духовные Жестокая политика испанцев против распространения кальвинизма. Инквизиция. Победа кальвинизма.
Ряд историков считают, что Восьмидесятилетняя война имела характер буржуазной революции. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Составление синквейна является одним из приемов технологии развития критического мышления. Это стихотворение, состоящее из пяти строк и представляющее собой синтез информации в краткой форме. Как правило, первую строку составляет одно слово – центральное понятие темы; вторая состоит из трех прилагательных или существительных, характеризующих главное понятие; третью представляют два глагола, объясняющие суть события; на четвертой строке находится фраза или предложение, выражающее отношение к теме; и, наконец, пятую строку представляет емкое слово, обобщающее смысл темы. Ученики 7 параллели, с которыми мы проходили тему «Нидерланды в борьбе за свободу» составили следующие синквейны.

  1. Нидерланды в борьбе за свободу.
    Буржуазная революция.
    Кальвинизм, гёзы, республика.
    Освободиться, развивать.
    Препятствия развитию буржуазных отношений ликвидированы.
    Расцвет Голландии.

  2. Нидерланды в борьбе за свободу.
    Война за независимость.
    Народная, героическая, освободительная.
    Создавать, строить.
    «Голодная смерь лучше позорной смерти».
    Новое развивается после ликвидации иностранного гнета.

  3. Нидерланды в борьбе за свободу.
    Восьмидесятилетняя война.
    Освобождение, развитие, модернизация.
    Бороться, строить.
    Кальвинизм – знамя борьбы и созидания.
    Первое буржуазное государство.