Урок математики в 1-м классе по теме "Выражение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные:
    • формировать умения составлять выражения;
    • учить обосновывать свой выбор;
    • закреплять знание изученных случаев сложения и вычитания в пределах 10;
    • закреплять знание состава числа 7;
    • закреплять знание компонент сложения и вычитания;
    • расширять кругозор учащихся.
  • Развивающие:
    • развивать математическую речь при чтении выражений. При обосновании выбора арифметических действий;
    • развивать творческое мышление при составлении выражений;
    • развивать распределение внимания при выполнении заданий: слушать и заполнять окошки, вычислять и комментировать.
  • Воспитательные:
    • воспитывать правила поведения в общественных местах;
    • прививать любовь к животным, природе.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало)

Долгожданный дан звонок
Начинается урок!

– Покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы начинаете урок.

2. Актуализация опорных знаний

– Ребята сегодня нам в класс принесли приглашение.

Взрослые и дети,
Ни за что на свете
Не пропустите это приглашение.
Здесь мы посчитаем и кое-что узнаем.
О важной науке математике.

1. А куда же нас все-таки приглашают? Хотите узнать? Вместе с приглашением в конверте были карточки. Я имею право показывать их после выполнения вами задания.

  • Сосчитайте от 6 до 11, от 14 до 5.
  • Назовите следующее число за числом 8, 13, 4.
  • Назовите предыдущее числу 6, 19, 2.
  • азовите соседей числа 5, 10, 16.
  • Какое число стоит справа от числа 7, 9, 13.
  • Какое число стоит слева от числа 2, 8, 15.
  • Какое число стоит между 5 и 7.

На доске появился ряд чисел: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 .

– Продолжите этот ряд. Какое число наибольшее, наименьшее?

Карточки переворачиваются,  и появляется слово ЗООПАРК.

2. Мы заходим в Московский зоопарк. Вход для детей бесплатный. И  подходим к клетке.

Длинный коготь, острый клык,
Лютый нрав и грозный рык…
Лишь чуть-чуть, совсем немножко
Схож с домашней рыжей кошкой.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
Все движенья очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это? (Тигр)

 Рисунок тигра.

– Тигр – самое большое животное в семействе диких кошек. Он не любит шума и суеты. Поэтому я предлагаю постоять у его клетки молча и поиграть в игру «Молчанка».

На партах конверты с цифрами, учитель показывает примеры на доске, дети карточками показывают ответ.

2 + 4 , 7 – 3, 2 + 3, 6 – 4, 5 – 1, 3 + 3, 1 + 6, 4 – 2.

3. У следующего вольера шум, смех и крики.

Перед зеркалом мальчишка
корчит рожи, как … (мартышка)

Рисунок мартышки.

– Мартышки очень подвижные обезьянки. Они растительноядные. Некоторые виды мартышек никогда не спускаются на землю. Всю жизнь проводят на деревьях.
Решите задачу.

Семь мартышек, семь соседок,
Со своих сбежали веток.
Все повисли на одной
На хвостах вниз головой.
Раскачались, раскачались,
Меж собою передрались,
Больше всех досталось в драке
Самой главной забияке.
С ветки сбросили её,
Сколько будет без неё?

3. Постановка учебной задачи

Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
Щёлкать и свистеть умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим … (дельфины)

Рисунок дельфина.

– Уже из загадки ясно, какие добрые и умные это существа. А еще дельфины любят играть. Эту их способность люди используют для дрессировки и выступлений перед зрителями. В Московском зоопарке есть дельфинарий. Мы его сейчас посетим. Дельфины играют  мячами. Раскидали их в разные стороны. А нам нужно их разделить на две группы: сумма и разность.

5 + 2, 4 + 3, 1 + 6, 4 – 2, 6 – 4, 3 – 1

Два человека у доски.

– Что общего во всех суммах. (Они равны 7).
– Что общего во всех разностях? (Они равны 2)
– Как мы назовем эти записи? (Выражения)
– Подберите к рисунку выражение. (Футбольные мячи разного цвета – 4 и 3 )

Дети выбирают два варианта.

– Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разобраться. Какова же тема нашего урока. Чему мы будем учиться? А я что буду делать?

Физминутка

– А сейчас мы вышли к пруду. Птицы здесь живут круглый год. Даже  зимой не улетают, потому что для птиц страшен не мороз, а голод. В зоопарке они всегда сыты, человек придет к ним на помощь в любую минуту. Они веселы и радостны, как утята.

Танец утят.

4. Проектирование и фиксация нового знания

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.

Рисунок рыб.

– В пруду живут разные породы рыб.  Некоторыми из них питаются водоплавающие птицы, а других можно увидеть и полюбоваться, стоя на берегу пруда.

Картинка сюжетная с рыбками. Презентация

– Сколько рыбок? Учитель изображает, заменив фигурками.
– Что произошло?
– Каким математическим действием мы это покажем? Почему вы использовали действие сложение? (Объединили)
– Какое выражение мы можем составить?

– В Московском зоопарке есть детский зоопарк. Там обычно гуляет много маленьких детей, потому что здесь можно увидеть тех зверей, о которых нам читают в сказках с самого детства.

Что за зверь такой лесной,
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)

Рисунок зайца.

– В зоопарке зайчику часто дают морковку. Он действительно ее очень любит, а в лесу он в основном питается травой, может есть цветущие растения, а зимой ест кору деревьев. В зоопарке зайцев кормят овощами.

Картинка сюжетная с зайцем.  Презентация

– Сколько было морковок? Учитель изображает, заменив фигурками.
– Что произошло?
– Каким математическим действием мы это покажем? Почему вы использовали действие вычитание? (Находим оставшуюся часть)
– Какое выражение мы можем составить?
– Что же мы составили к нашим картинкам? (Выражения)

5. Первичное закрепление

Картинка-загадка (бурундук)

Рисунок бурундука.

– Бурундуки живут в неглубоких норах под корнями деревьев. Там они устраивают кладовые, в которых хранят орехи, подсолнухи, семена. Это очень запасливые зверьки. А мы с вами обираем знания и в этом нам помогает наша кладовая – учебник.

Учебник с. 6 №1.

– Рассмотрите картинки и запишите выражения. Было 2 котенка. В окошко записали число 2. Прибавили 3 котенка, получилось выражение 2 + 3. Получится 5.

Дети объясняют.

6. Самоконтроль с проверкой по эталону

Всю ночь летает —
мышей добывает.
А станет светло —
спать летит в дупло. (Сова)

Рисунок совы.

– Сова – ночной хищник. Днем она ничего не видит. У этой птицы бесшумный полет и страшный крик, отличный слух.

Физминутка для глаз

– Сова считается символом мудрости. Кто же и вас сегодня окажется самым мудрым? Выполните работу на листах, соединив рисунок с выражением. У каждого из детей задание.

Проверка в сравнении с образцом.  Презентация

7. Включение нового в систему знаний и повторение

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)

Рисунок бабочки.

– В конце августа этого года зоопарк получил посылку с куколками тропических бабочек. Они были сразу помещены в тропическом саду (ротонде) павильона "Фауна Индонезии". Прямо на глазах у посетителей, из куколок выводятся бабочки. Они живут в тропическом саду 2-3 недели, затем в зоопарк доставляют новых куколок. Бабочки кормятся на кормушках медовой водой и соком тропических фруктов.

Рисунок.

Рассмотрите рисунок и скажите, что означают данные выражения.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Чему учились на уроке?
– Что интересного узнали?
– Что вы запомнили?
– Как оцените свою работу на уроке? (Смайлики)
– Всем желаю познавать природу, беречь ее и посещать чаще зоопарк.