Сценарий внеклассного мероприятия в 5-м классе "Семейная олимпиада по математике"

Разделы: Математика


Цель: развитие у учащихся логического мышления, смекалки, внимания. Повышение интереса к математике. Воспитание чувства ответственности перед семьей.

План мероприятия:

  • Организационная часть.
  • Игра "Математическая смекалка"
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь
  • Мозаика
  • Единство
  • Курьёзные задачи
  • Арифметика
  • Логика
  • Куб и квадрат
  • Анаграмма
  • Награждение победителей

Оборудование: мультипроектор, карандаши, линейки, четыре коробки.

Ход мероприятия

Приветствие учителем родителей и учащихся. Постановка цели и формы проведения мероприятия. Приветствие команд. Игра пойдет по этапам, названия этапов начинаются с заглавных букв слова СМЕКАЛКА. (Слайд №1). Каждая задача оценивается по одному баллу.

"Семь раз примерь, один раз отрежь". Всем командам раздаются карточки. Слайд № 2.

Задание: Провести три прямые линии так, чтобы отделить коз от капусты. По истечении времени выполненные задания собираются и передаются жюри.

"Мозаика". На экране появляется слайд № 3.

  1. В течение трех минут найти и прочитать как можно больше чисел. Если команда подсчитает числа до 10, то засчитывается 1 балл, до 20 - 2 балла, до 30 - 3 балла и.т.д. В то время когда одна команда считает числа, остальные решают задачи-шутки.
  2. В церкви горело 7 свечей. Попадья чихнула и потушила 2 свечи. Сколько осталось?
  3. Летала стая уток: одна утка впереди и две сзади. Одна сзади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько было уток?
  4. В комнате 4 угла, в каждом углу по мешку, на каждом мешке по кошке, против каждой кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошки по кошке. Сколько всего кошек в комнате?
  5. На тарелке лежат три груши. Как разделить их между тремя девочками так, чтобы одна груша осталась в тарелке?
  6. Тройка лошадей проскакала в степи 180 км. Сколько проскакала каждая лошадь?
  7. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
  8. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц?

"Единство". Слайд №4.

Выигрывает команда, которая первая решит задачу.

  1. Сколько конфет взял каждый из друзей, если они поделили между собой всего 11 конфет, причем один взял на 5 конфет больше другого?
  2. По стволу дерева ползет гусеница. Ночью она ползет вверх 4 м, а днем - вниз на 2 м. на восьмую ночь гусеница доползла до вершины дерева. Какова высота дерева?
  3. Сколько концов у десяти с половиной палок?

"Курьезные задачи". Слайд №5.

Выигрывает команда, которая первая решит задачу.

  1. Арбуз стоит 20 рублей и поларбуза. Сколько стоит арбуз?
  2. В полночь шел дождь, была сильная гроза с молнией. Будет ли светить солнце через 72 часа?
  3. Назовите пять дней подряд, не произнося числа, месяцы, дни недели.

"Арифметика". Слайд №6.

Используя знаки действия, получите 100. Кто найдет больше способов?

5 5 5 5 5 = 100

"Логика". Слайд №7.

Перед участниками стоят четыре небольших коробок с надписями: "Белый", "Зеленый или белый", "Красный или зеленый" и "Черный или зеленый, или красный".

Задание: В четырех ящиках лежит по одному шарику: белый, черный, красный и зеленый. На первом ящике надпись "Белый", на втором "Зеленый или белый", на третьем "Красный или зеленый", на четвертом "Черный или зеленый, или красный". Но, ни одна надпись не соответствует действительности. Какого цвета шарик лежит в каждом из ящиков?

Выигрывает команда, которая первая решит задачу.

Куб и квадрат. Слайд №8.

Выигрывает команда, которая быстро решит и найдет больше способов.

На гранях куба написаны числа 1, 2, 3, 4, 5 и 6 так, что сумма чисел любых двух противоположных граней равна 7:

Перерисуйте развертку и расставьте на ней числа 3, 4, 5 и 6 в нужном порядке.

Раскладка разноцветных квадратов.

Для задачи требуются 16 квадратов одного размера, но четырех разных окрасок - по 4 каждой окраски. Образуется четыре комплекта разноцветных квадратов. На каждом квадрате первого комплекта написано число 1, на каждом квадрате второго комплекта - 2, на квадратах второго комплекта - 3 и на квадратах четвертого - 4.

Требуется, расположит эти 16 разноцветных квадратов также в виде квадрата, причем так, чтобы в каждом горизонтальном ряду, в каждом вертикальном ряду и в каждой из двух диагоналей находились в каком-либо произвольном порядке квадраты с цифрами 1, 2, 3 и 4 и притом непременно разных окрасок.

Анаграмма.

В задачах этой серии требуется расшифровать каждую запись путем перестановки букв в ней так, чтобы получилось некоторое осмысленное слово.

"РМЕРИП", "ПАДЕЛЕЛАЛПИРЕП", "ТОДНАИОКРА" "ЕЖИНЕВИД", "ЧОКТА", "ДАЗЧАА", "ИТАМЕАТМАК".

Итог работы. Жюри объявляет результаты команд. Награждение. Фотографирование.

Использованная литература:

  1. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. Санкт-Петербург: "Манускрипт". 1994.
  2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая смекалка. М.: "Просвещение", 1988.
  3. Квантор. Научно-методический журнал. №3, 1991.
  4. Шербакова Ю.В. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 классы. М.: "Глобус", 2008.

Приложение.