Программа туристско-краеведческого кружка "Туристята Салатавии"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель программы: Дать детям понятие о туризме, элементах ориентирования; привить краеведческие навыки; воспитать ответственность за экологию родного края; формировать патриотические чувства к малой родине – Казбековскому району; воспитать желание вести здоровый образ жизни.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Дать детям доступные знания по истории, географии Казбековского района.
  2. Познакомить с флорой, фауной, традициями, известными людьми своего края.
  3. Ориентироваться на незнакомой местности.
  4. Проводить экологические проекты – акции.
  5. Укреплять здоровье детей.
  6. Привить навыки туриста (ориентирование, делать пешие походы, ставить палатку, развести костер, ведение наблюдения за погодой, уметь преодолевать препятствия, пользоваться страховкой).

Воспитывающие:

  1. Воспитать у дошкольников чувства патриотизма к истории и культуре своего народа.
  2. Воспитать заботливое отношение к природе, умение видеть, ценить и преумножить ее красоту и богатство.
  3. Воспитывать в дошкольниках желание жить под девизом «В здоровом теле – здоровый дух».

Развивающие:

  1. Развивать у детей познавательную активность.
  2. Развивать чувство товарищества и коллективизма.

Возраст обучающихся: Программа предназначена для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет и рассчитана на один учебный год. Прием, в группу осуществляется исходя из физических возможностей детей, согласия родителей, желания самих детей.

Методы организации учебного процесса: В процессе усвоения программного материала используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:

  1. Словесные (занятие – беседа, рассказ).
  2. Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини- исследования).
  3. Поисковые (выявление имен земляков, погибших в войнах последних лет, сбор легендного и фольклорного материала).
  4. Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, туристические крепежные узлы).
  5. Практические (установка палатки, разведение костра, укладки рюкзака, сбор материалов для музея, фотографирование экскурсионных объектов).
  6. Мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации).
  7. Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, викторины, конкурсы, туристический слет).

Формы и режимы занятий:

В процессе обучения необходимо создать условия для активности, самостоятельности и творчества детей, чтобы обучение превратилось в личную потребность. Занятие не должно быть жестко регламентировано и недостаточно эмоционально, не должно ограничивать детей в общении друг с другом. Для этого используются следующие формы занятий:

Групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии, походы, игры, соревнования – эстафеты, вечера – встречи с интересными людьми (КВН, турслет).

Программа рассчитана на 120 учебных часов (2 раза в неделю), включая теоретические и практические занятия, (в помещении и на местности) по 25-40 минут. На экскурсию, поход в лес – по 3 часа. Режим работы в течение года не одинаков: зимой в пасмурные дни преобладают теоретические занятия, весной и осенью – практические. Часть работы выполняется детьми как домашнее задание (укладка рюкзаков, составление плана, печатание фотографии, закрепление способов крепежа, и т.д.).

Основными итоговыми мероприятиями являются диагностика занятий, в умении детей и слет юных туристов (май месяц).

Для проведения занятий имеются:

  • Палатка 1шт;
  • Веревка основная(10м) – 1шт.
  • Бинокли – 5шт.
  • Топор – 1шт.
  • Медицинская аптечка – 1 комплект.
  • Ремонтный набор – 1 комплект.
  • Физическая карта Дагестана.
  • Топографическая карта района.
  • Карточки «Типы туристических костров».
  • Фотоматериал о проведенных мероприятиях.
  • Линейки, транспортиры, ручки, карандаши.
  • Фотоаппараты.
  • Аудиокассеты с записями лесных голосов – 4 шт.
  • Видеоматериалы (встреч, экскурсий, природы, памятников Казбековского района).
  • Рюкзак – 10 шт.
  • Компасы – 3 шт.
  • Котелки – 2шт.
  • Лопата – 1шт.
  • Коврики - 10 шт.
  • Фонари – 2шт.
  • Канистры – 2шт.
  • Пила – 1шт.
  • Секундомер – 2 шт.
  • Мячи – 2шт.
  • Альбомы.
  • Мыльницы – 2шт.

Программа занятий по освоению начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Туризм и туристы (Фото1, 2, 3, 4, 5)

Беседы на тему:

  1. Кто такие туристы?
  2. Туризм и его разновидности.
  3. Правила поведения на привале.
  4. Правила поведения туристов на природных условиях.
  5. Правила поведения на прогулке.
  6. Основные правила дорожного движения.
  • Игра путешествие «Мы собираемся в поход» (Игра проводится в комнате или на участке.)
  • Просмотр слайдов о походах.
  • Игра «Угадай и расскажи». Цель игры: закрепления знаний о разновидностях туризма.

Туристическое снаряжение

Беседы на тему:

  1. Знакомство с туристическим снаряжением.
  2. Личное снаряжение туриста.
  3. Групповое снаряжение туриста.
  4. Специальное снаряжение туриста.
  • Рассматривание предметов туристического снаряжения.
  • Эстафета с элементами соревнования.
  1. «Пора в поход»
  2. «Трудное препятствие»
  3. «Найти конверт»
  • КВН «Мы собираемся в поход»
  • Практическое занятие по использованию туристического снаряжения.

Цель занятия: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового, специального туристического снаряжения.

Туристические возможности знатоков

Беседы на тему:

  1. Кто такие знатоки?
  2. Кем ты будешь на походе? Почему?
  3. Обязанности знатоков.

Игры соревновательного характера:

  1. Кто быстрее подготовит костер?
  2. Вкусный обед.
  3. Поставь палатку.

Знакомство с топографическими знаками

Беседы на тему:

  1. Первоначальное понятие о топографических знаках.
  2. Знакомство с туристическими знаками.
  3. Различие топознаков на рисунке и плане.

Эстафеты соревновательного характера:

  1. Пора в поход.
  2. Разберись сам.
  3. Что ты заметил?

Учимся ориентироваться

Беседы на тему «Моя семья».

  1. С кем я живу (устный рассказ, рисунок).
  2. Я, мое имя, его назначение (рисунок).
  3. В этом доме я живу.
  4. Место работы моих родителей.
  5. Игры бабушек, дедушек.

Наш детский сад (мини-исследование)

  1. Адрес детского сада.
  2. Мой детский сад.
  3. Участок детского сада.
  4. Забота детского сада о нас.

Наш микрорайон

  1. Наш микрорайон (обзорные прогулки).
  2. В этих домах живут наши друзья (рисунки).
  3. Улицы, магазины, библиотеки (экскурсия).

Ориентация на листе бумаги

  • Дидактическая игра «Найди место игрушек».

Цель: учить правильно определять углы, стороны и центр листа.

  • Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец).

Цель: уметь составлять план.

  • Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на предметы на столе).

Цель: знакомство с планом.

  • Дидактическая игра «Где лан, а где рисунок».

Цель: научиться отличить план от рисунка.

  • Практическое занятие по составлению планов:

«Составь план спальной комнаты», «Составь план раздевальной комнаты» и т.д.

Ориентирование в групповой комнате

  • Дидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате».

Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги.

  • Практическое занятие – экскурсия по групповой комнате с опорой на план.
  • Дидактическая игра «Что есть в групповой комнате».

Цель: Зарисовка мебели групповой комнаты с помощью специальных знаков.

Ориентирование на территории детского сада

  • Прогулка на территории детского сада.
  • Обследование участков всех групп.

Цель: научить детей обследовать участок своей группы и наносить расположение оборудования на план.

Что такое горизонт?

Цель: познакомить детей с понятием горизонта; учить определять стороны горизонта по солнцу; учить определять стороны горизонта по местным признакам.

  • Занятие – беседа по ознакомлению детей с горизонтом.
  1. Прогулка к «горизонту».
  2. Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта.
  • Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта.
  • Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу.
  • Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам»
  • Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?»

Знакомство с компасом

Цель: познакомить детей с компасом; учить определять стороны горизонта по компасу; учить определять направление ветра по компасу, по солнцу.

Беседы на тему:

  1. Что такое компас?
  2. Дл чего предназначен компас?
  3. Как работать с компасом?
  4. Чтение художественной литературы об использовании компаса.

Туристические прогулки

Цель: закрепление знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста.

  • Пробная туристическая прогулка по улице района детского сада (октябрь).

Цель: предварительная проверка возможностей детей; знакомство со своим селом; закрепление примет осени.

  • Туристическая прогулка с элементами ориентирования (ноябрь).

Цель: познакомить с элементами ориентирования.

Ход прогулки: настроить на поиск клада; дать физическую нагрузку, используя различные задания на выполнение физических упражнений; закрепить умение «читать» карту, вспомнить условные обозначения.

  • Прогулка по улицам родного села (декабрь).

Цель: дать знания о том, как должны вести себя туристы во время движения по селу, в гостях у природы; познакомить с топографическими знаками; научить правильно, складывать рюкзак.

  • Занятие в детском саду (январь).

Цель: учить определять приметы в пути; закрепит знания о правильной технике движения; объяснить необходимость взаимопомощи в походе.

  • Занятие в детском саду (февраль).

Цель: учить детей правильно складывать рюкзак; продолжать знакомство с топографическими знаками; закрепить навыки ходьбы с рюкзаком; учить различать деревья в зимний период времени; расширять знания о признаках плохой и хорошей погоды; учить замечать изменения в природе.

  • Занятие на участке детского сада (март).

Цель: повесить на деревья кормушки, скворечники; учить детей находить ориентиры в пути; учить соблюдать правила поведения в лесу; выполнять правило «Не оставляй товарища в беде – приходи всегда к нему на помощь».

  • Занятие на участке (апрель).

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на улицах села; учить разбираться в карте, на которую нанесен маршрут; учить выполнять задания, указанные на карте; познакомить с туристическим снаряжением.

  • Занятие на участке детского сада (май).

Цель: закрепить знания детей о растениях и животных края; закрепить знания о типах костров; познакомить с туристской палаткой.

  • Итоговое занятие.

Цель: подготовить детей к участию в туристическом слете.