Урок "Цветок и его строение"

Разделы: Биология


Цель урока:

  • развивать понятия о цветке как о видоизмененном побеге;
  • изучить особенности строения цветка;
  • раскрыть биологическое значение частей цветка,
  • воспитывать бережное отношение к природе
  • развивать умения логически мыслить, выделять главное, работать с натуральными объектами, наблюдать, описывать и делать выводы;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: проблемный.

Оборудование: таблицы: “Цветковое растение и его органы”; цветущие комнатные растения; разборные модели “Цветок яблони”, “Цветок тюльпана”, “Цветок картофеля, “Цветок редьки”.

Ход урока

I Актуализация знаний

Сегодня мы будем говорить о цветах (на экране демонстрируется презентация).

“…Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй!” скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо их показать”.

Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? Какие растения называются цветковыми? Все ли цветковые растения цветут регулярно? Выслушав ответы учащихся, учитель ставит проблему: “Что в цветке представляет стеблевую часть, а что листовую? Где в цветке находятся генеративные органы?

II Изучение нового материала

Среди всех растений цветковые самые многочисленные, их насчитывается около 250 тысяч видов. Это не только травянистые растения, но и деревья, кустарники. Среди них много культурных растений, которые используются человеком в пищу, для получения тканей.

Демонстрация презентации, работа учащихся с текстом и рисунками учебника.

Учитель. Из чего развивается цветок?

Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в них спят цветочки
И растут во время сна.

Ученик. Почки.

Учитель. Значит цветок – это видоизмененный побег, служащий для семенного размножения

Проблема. Что в цветке представляет стеблевую часть, а что листовую?

Учитель. На чем размещаются основные части цветка?

Ученик. На цветоножке?

Учитель. Как называется верхний конец цветоножки?

Ученик. Цветоложе.

Учитель. Какой орган располагается на самой верхушке?

Ученик. Пестик.

Учитель. Из каких частей состоит пестик? Каковы их функции?

Ученик. Рыльце улавливает пыльцу; столбик выносит рыльце вверх; завязь участвует в образовании плода.

Учитель. Какие части цветка находятся вокруг пестика?

Ученик. Тычинки

Учитель. Из каких частей состоит тычинка?

Ученик. Пыльник и тычиночная нить.

Учитель. Что созревает в пыльнике?

Ученик. Пыльца.

Учитель. Что находится вокруг тычинок?

Ученик. Лепестки.

Учитель. Самая яркая часть цветка – венчик. Если лепестки венчика срастаются между собой, такой венчик называют сростнолепестным. Если лепестки не срастаются, то венчик как бы состоит из отдельных лепестков. Такой венчик называют раздельнолепестным. Основной функцией яркоокрашенного венчика чаще всего является привлечение насекомых - опылителей.

Учитель. Чем окружен венчик?

Ученик. Чашечкой.

Учитель. Чашечка состоит из чашелистиков. Чашечка бывает сростнолистная и раздельнолистная. Основная ее функция защита внутренних частей цветка. Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником.

Учитель. Какими по строению могут быть околоцветники? Почему цветки ивы или ясеня называют голыми?

Ученик. Двойным, простым. У ивы или ясеня отсутствует околоцветник.

Учитель. Какая часть цветка образована стеблевой частью, а какая видоизмененными листьями?

Ученик. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.

Учитель. Одно из доказательств листового происхождения тычинок и пестиков – их превращение в лепестки в махровых цветках.

Большинство цветков содержат как тычинки, так и пестики (их называют обоеполыми), но у некоторых растений образуются однополые цветки, содержащие только тычинки (тычиночные цветки) или только пестики (пестичные цветки).

Учитель: Почему одни цветы огурцов дают плоды, а другие нет?

Ученик: Тычиночные цветы не дают плодов.

Учитель: Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет? У тополя, конопли, ивы, облепихи на одних растениях находятся тычиночные цветки, а на других – пестичные. Такие растения называют двудомными. Плоды будут только на растении с пестичными цветками.

Учитель: Где в цветке находятся генеративные органы?

Выслушав ответы учащихся. Учитель объясняет, хотя тычинки предопределяют мужской пол, а пестики женский, их ни в коем случае нельзя считать половыми органами, т.е. органами вырабатывающими половые клетки, так как в них образуются не гаметы, а пыльца (в тычинках) или зародышевые мешки (в пестиках). В пыльниках тычинок из материнских клеток пыльцы в результате мейоза образуются гаплоидные пыльцевые зерна. Затем внутри пыльцевого зерна образуются вегетативная клетка и две мужские гаметы без жгутиков (спермии).

В семяпочках, расположенных в завязи пестика, из материнской клетки путем мейоза образуются четыре гаплоидные клетки, из которых три отмирают, а из четвертой после трех митозов возникает восьмиклеточный зародышевый мешок. Затем две центральные клетки сливаются в одну диплоидную клетку. Таким образом, возникает готовый к оплодотворению семиклеточный зародышевый мешок, в котором шесть клеток и яйцеклетка гаплоидны, а центральная клетка диплоидна.

Практическая работа. Строение цветка

Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: живые цветки тюльпана, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

Ход работы

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

  1. Рассмотрите цветок тюльпана. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте листочки околоцветника. Как они расположены?
  2. Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части.
  3. Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Составьте формулу цветка.

Обсуждение результатов лабораторной работы.

Какой вред природе причиняет массовый сбор дикорастущих растений? На этом и последующих уроках необходимо подчеркивать, что любое вырванное растение не оставит после себя потомства.

III. Закрепление знаний и умений

Самостоятельная работа учащихся с использованием электронной доски

Кроссворд “Цветок”

По горизонтали

1. совокупность чашечки и венчика?

3. предопределяет мужской пол?

6. неподвижные мужские гаметы?

8. женская клетка?

По вертикали

2. стеблевая часть цветка?

4. женский репродуктивный орган?

5. после оплодотворения образуется семя?

117. половые клетки семенных растений?

*Для создания интерактивных заданий использовалась программа HotPotatoes 6.

Домашнее задание с 27-32, читать параграф, знать основные термины, ответить на вопросы.

Творческое задание. Ученые установили, что у одного и того же вида растений рост пыльцевой трубки бывает быстрым, когда происходит перекрестное опыление, и замедленным при самоопылении. Дайте объяснение этому явлению.

Задание для учеников, интересующихся биологией.

Медуница неясная, удивительное растение широколиственных и смешенных лесов России. Цветет ранней весной и цветки у нее вначале розовые или красные, а затем фиолетовые, сиреневые или синие. Дайте объяснение этому явлению.

Большинство растений цветут весной, летом, а такие растения как первоцветы: подснежник, голубая перелеска, белая перелеска, растут и цветут под снегом и появляются в первые дни весны. Дайте объяснение этому явлению.

Список используемой литературы

  1. А.А. Калинина. Поурочные разработки по биологии. “ВИКО”. Москва 2005 г.
  2. Е.Н. Демьянков. Биология мир растений. ГИЦ “ВЛАДОС”. Москва 2007г.
  3. И.Д. Агеева. Веселая биология на уроках и праздниках. Творческий центр “СФЕРА”. Москва 2005 г.
  4. Использовалась программа HotPotatoes 6.