Методическая разработка урока "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятия: рисование по представлению.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: на основе ознакомления учащихся с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора развить интерес к профессиям; совершенствовать навыки последовательного ведения работы по изображению фигуры человека в движении, создания образа человека любой профессии с помощью линейно-конструктивного построения; воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Задача: с помощью линейно-конструктивного построения на листе бумаги создать образ человека профессии, которая детям больше нравится, передать характерное движение фигуры человека.

Оборудование: для учителя - репродукции (Э.Мане "Флейтист", Э.Дега "Танцовщицы в балетном классе", В.И.Мухина "Рабочий и колхозница"), методические пособия: "Пропорции фигуры взрослого человека", "Этапы выполнения рисунка"; фотографии и рисунки людей разных профессий, выставка книг о разных профессиях, пословицы и поговорки о труде, слайдовая презентация по теме урока, музыкальные произведения; для учащихся - альбом, графические материалы.

Структура урока

Организационный этап (2 мин.).

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Выявление отсутствующих.

4. Определение настроения школьников на листах самоконтроля (1 мин.).

II. Повторение пройденного материала (5 мин.).

III. Изучение нового материала (7 мин.)

Сообщение темы урока, постановка цели, задачи урока (1 мин.).

Усвоение новых знаний (6 мин.).

IV. Закрепление полученных знаний и навыков (18 мин.).

1. Выполнение учащимися упражнения по передаче движения, характерного для человека какой-либо профессии;

2. Выполнение учащимися устных зарисовок на тему: "Профессия, которая мне нравится";

3. Перечисление школьниками этапов работы над будущей композицией.

4. Выбор и запись требований, которым должны соответствовать выполненные работы.

5. Практическая работа.

V. Анализ деятельности детей на уроке (6 мин.).

1. Самооценивание работ (1 мин.).

2. Определение настроения школьников на листах самоконтроля (1 мин.).

3. Подведение итогов (4 мин.).

VI. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент .

1.Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Выявление отсутствующих.

4. Определение настроения школьников на листах самоконтроля (1 мин.).

Учитель. Перед вами лежат листки самоконтроля. Укажите в них класс, вашу фамилию и имя. В графе, соответствующей вашему настроению в начале урока, поставьте знак " + ". (Учащиеся выполняют задание).

Учитель. Отложите эти листки в сторону.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель. Пользуясь методическими пособиями: "Пропорции фигуры взрослого человека", давайте вспомним, что мы знаем о пропорциях фигуры взрослого человека? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя).

Учитель. Что вы понимаете под словом "модуль", когда мы говорим об изображении человека? Чему равен модуль?

Ученик. Модуль - это единица меры, которой руководствуются при построении фигуры человека.

Учитель. Чему равен модуль?

Ученик. Модуль равен высоте головы человека.

Учитель. Сколько модулей помещается в росте взрослого человека?

(Ответы детей).

Учитель. Сколько модулей - в длине плеча взрослого человека?

(Ответы детей).

Учитель. Сколько модулей - в длине предплечья?

(Ответы детей).

Учитель. Верно ли, что в длине голени взрослого человека помещается 3 модуля?

(Дети называют правильный ответ).

Учитель. Верно ли, что в длине голени взрослого человека - 2 модуля?

(Ответы детей).

Учитель. Кто из вас сможет показать на изображении скелета человека опорные точки, которые нам необходимы при выполнении схематичного рисунка фигуры человека?

Показ опорных точек детьми:

III. Изучение нового материала.

/Звучит музыкальный фрагмент/.

Учитель, обращаясь к одному из учеников класса, просит прочитать тему урока, написанную на доске.

Ученик. Все работы хороши, выбирай на вкус!

Учитель. Что нового узнаете на этом уроке?

(Ответы детей).

Учитель. Что мы с вами выполним во время практической работы?

(Ответы детей).

Учитель. Чему научитесь к концу урока?

(Ответы детей).

Учитель подводит итог сказанному и формулирует цель и задачу урока.

Цель урока: на основе ознакомления с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора создать образ человека любой профессии, совершенствуя навыки последовательного ведения работы по изображению фигуры человека в движении.

Задача: с помощью линейно-конструктивного построения на листе бумаги создать образ человека той профессии, которая вам больше нравится, передав характерное движение фигуры человека".

Учитель.

У меня растут года -
будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Этими словами начинается стихотворение Владимира Владимировича Маяковского "Кем быть?". Через несколько лет вы тоже будете задавать себе этот вопрос. В мире профессий тысячи. И все они почётны, значимы и нужны. А много ли вы знаете профессий? Давайте проверим. Я буду читать вам стихотворение, а вы называйте профессии, когда я делаю паузу.

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

  • Поезд водит... (машинист).
  • Пашет в поле... (тракторист).
  • Самолетом правит... (летчик).
  • Клеит книжки... (переплетчик).
  • В школе учит нас... (учитель).
  • Строит здания... (строитель).
  • Красит стены нам... (маляр).
  • Столы делает... (столяр).
  • Песни нам поет... (певец).
  • Торговлей занят... (продавец).
  • На станке ткет ткани... (ткач).
  • От болезней лечит... (врач).
  • Лекарства выдаст нам... (аптекарь).
  • Хлеб печет в пекарне... (пекарь).
  • Нарисует нам... (художник).
  • Сапоги сошьет... (сапожник).
  • Нам печку сложит на зиму... (печник).
  • Обслужит в поезде нас... (проводник).
  • Часы чинит... (часовщик).
  • Грузит краном... (крановщик).
  • В машине возит груз... (шофер).
  • Хлеб убирает... (комбайнер).
  • В доме свет провел... (монтер).
  • В шахте трудится... (шахтер).
  • В жаркой кузнице... (кузнец).

Кто все знает - молодец!

Каждая профессия по-своему хороша. Все люди с детства мечтают о какой-то профессии, стараются о ней много узнать, читают про нее, интересуются всем, что с ней связано, для того, чтобы сделать правильный выбор, стать хорошими специалистами.

Поэтому рекомендую вам прочитать книги, представленные на выставке (С.В. Михалков "Дядя Стёпа", В.В. Маяковского "Кем быть?").

О труде и профессиях всегда говорили с уважением. Давайте вспомним пословицы, которые сложил русский народ о труде. На доске размещены части пословиц. Постарайтесь, прочитав вслух одну половину пословицы, найти её вторую половину. Кто попробует справиться с этим заданием? Начинаем.

Задание:

  • а то забота, как ее нет
  • труд человека кормит
  • тот не ест
  • хочешь есть калачи
  • не то забота, что много работы
  • и рыбку из пруда
  • а лень портит
  • кто не работает
  • не сиди на печи
  • без труда не вынешь

Правильные ответы:

  • Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Художник, как и писатель, поэт рассказывает нам о жизни людей разных профессий. Художник как бы останавливает действие. Лишь одно короткое, но удачно выбранное для картины мгновение может рассказать зрителю о многом и показать нашу жизнь не менее ярко, чем рассказ или повесть писателя.

Давайте посмотрим на репродукции, размещённые на доске.

Какие сюжеты на них изображены?

(Ответы детей).

Учитель. Люди каких профессий изображены?

(Ответы детей).

Учитель. Как вы думаете, какова идея каждой из этих работ?

(Ответы детей).

Учитель. Что помогло авторам создать образы изображённых людей?

(Ответы детей).

Учитель. Какое название вы можете дать каждой из этих работ?

(Ответы детей).

Учитель. К какому виду по типу изображения можно отнести этот портрет?(поясной, в полный рост, групповой, :)

(Ответы детей).

Учитель рассказывает о художниках - авторах изображённых работ (Вера Игнатьевна Мухина - скульптор, автор скульптурной группы "Рабочий и колхозница", Эдгар Дега - французский художник, автор картины "Танцовщицы в балетном классе", Эдуард Мане - французский художник, автор картины "Флейтист".)

Самое важное для художника при изображении человека в движении - найти выразительные положение тела в пространстве, жесты человека.

IV. Закрепление полученных знаний и навыков .

Учитель. Кто из вас сможет, используя характерные жесты, положение тела в пространстве изобразить:

а) кузнеца;

б) строителя;

в) хоккеиста;

г) музыканта;

д) жонглёра.

(Выполнение детьми предложенных заданий. Один учащийся класса может выполнить только одно задание. После этого учитель показывает детям рисунки художников, на которых изображены названные профессии).

В это же время у доски, на основе предложенных учителем схем, без прорисовки деталей, двое желающих дорисовывают силуэтные изображения людей в движении. Изобразительный материал учащиеся выбирают самостоятельно. После завершения работы на доске, учитель задаёт вопросы ученику: "Всё ли удалось? Что хотелось бы дополнить?"

Учитель. Кто хочет рассказать о профессии, которая вам нравится?

Заслушивание устных зарисовок 2 -3 учащихся. После ответов школьников 2 человека на основе приёма "словесное рисование" (по выбору учащихся) "рисуют" свою композицию.

Учитель (повторяет задание). С помощью линейно-конструктивного построения на листе бумаги создайте образ человека профессии, которая вам больше нравится, передайте характерное движение фигуры человека.

Посмотрите внимательно на этапы работы над будущей композицией, которые изображены на доске. Кто из вас хочет перечислить эти этапы?

Ответы детей:

1. Придумать идею и сюжет будущей композиции.

2. Выбрать изобразительные материалы, формат картины и его расположение.

3. Определить композиционное расположение фигуры человека на листе бумаги, выполнив набросок схематичного изображения конструкции фигуры человека в пространстве, пользуясь опорными точками и соблюдая основные пропорциональные отношения.

4. На переднем и дальнем плане изобразить самые большие элементы композиции.

5. Прорисовать очертания основных частей фигуры человека.

6. Наметить все детали композиции. Рисунок не следует перегружать деталями, которые будут мешать общей выразительности силуэта и отвлекать внимание от главного.

7. Проверить соотношение величины частей композиции и завершённость работы.

Учитель. Для того чтобы оценить ваши рисунки, давайте вместе с вами назовём требования, которым, на ваш взгляд, они должны соответствовать.

Ответы детей учитель записывает на доске.

Правильное размещение изображения на плоскости листа. (1 балл)

Умение соблюдать этапы работы над рисунком. (1 балл)

Умение выполнять линейно-конструктивное построение на листе бумаги для создания образа человека профессии, которая больше нравится. (1 балл)

Соразмерность пропорций фигуры человека и частей композиции. (1 балл)

Завершённость композиции. (1 балл)

На 20-й минуте урока учитель проводит физкультминутку, которая выполняется детьми стоя.

Учитель. А сейчас физкультминутка! Когда будете её выполнять, наблюдайте за положением ваших рук и ног во время движения.

- Как живёшь?

- Вот так! (Показывают большой палец)

- Как идёшь?

- Вот так!

- А бежишь?

- Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движения при беге)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Руки под щёку, нагнуть голову)

- Как берёшь?

- Вот так!

- А даёшь?

- Вот так!

- Как молчишь?

- Вот так! (Прикрыть рот ладонями)

- А грозишь?

- Вот так! (Погрозить соседу пальчиком).

Учитель. Какие у вас есть вопросы? Всем понятно задание, которое мы выполним?

Учитель отвечает на вопросы детей. После этого учащиеся приступают к выполнению практической работы.

В течение практической работы учитель проводит инструктаж учащихся с целью контроля организации рабочего места, правильности выполнения работы, оказания помощи обучающимся, испытывающим затруднения при выполнении задания (например: для подкрепления наглядности учитель может показать сходные положения фигур на репродукциях, попросить какого-нибудь ученика принять её.)

V. Анализ деятельности детей на уроке.

Учитель. На листах самоконтроля поставьте отметку за выполненную вами работу. При выставлении отметок суммируйте баллы за те требования, которым, по вашему мнению, соответствует ваш рисунок. (Учащиеся выполняют задание).

Учитель. В графе, соответствующей вашему настроению в конце урока, поставьте знак " + ". (Учащиеся выполняют задание).

Учитель. Отложите эти листки в сторону.

Учитель собирает работы детей и делает выставку работ.

Учитель. Кто из вас хочет рассказать о своей работе? ( в случае затруднения школьников, учитель задаёт вопросы. Например: Как называется работа? Человека какой профессии хотели изобразить? Всё ли удалось? Что хотелось бы дополнить? Хотелось ли бы что-то исправить?

(Ответы детей).

Учитель. Сегодня вы не только узнали много новых профессий, но и научились с помощью линейно-конструктивного построения на листе бумаги создавать образ человека профессии, которая нравится, передать характерное движение фигуры человека. Вы хорошо справились с теми заданиями, которые я вам предложила!

Учитель выставляет и комментирует отметки за работу детей на уроке.

VI. Домашнее задание.

Учитель. Домашнее задание: отобразить профессии, которые вы встречаете в окружающем нас мире и о которых на этом уроке мы не говорили.

Лист самоконтроля

Ученика (цы)______класса ____________

Определи своё настроение

Настроение Тревожное Спокойное Радостное
Начало урока      
Конец урока      
Отметка ученика  
Отметка учителя