Картина-пейзаж

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Расширить представление детей о жанре изобразительного искусства - пейзаже.

Задачи:

  • Выполнить декоративную композицию пейзажа, используя технику аппликации.
  • В процессе практической работы повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр)
  • Учить ребят работать в команде, чувствовать поддержку друг друга, понимать важность своего участия в общей композиции.
  • Формировать навыки общения в совместной деятельности.
  • Развивать творческие способности, пространственное воображение.
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, уважение к работе одноклассника.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Оборудование:

  • основа для совместно-индивидуальной работы (картон или бумага)
  • цветная бумага
  • ножницы
  • клей
  • простой карандаш
  • фломастеры

Зрительный ряд:

Репродукции разнохарактерных по настроению, цвету пейзажей;

  • И. Левитан (1860-1900) "Берёзовая роща", "Золотая осень";
  • А. Куинджи (1841-1947 "Берёзовая роща";
  • И. Шишкин (1832-1898) "Рожь";
  • Ф. Васильев " Оттепель";
  • Клод Моне "Дама в саду";
  • В. Саврасов "Грачи прилетели"

Примеры пейзажей, выполненных в разных видах искусства:

  • Фото "В окрестностях Суздаля" (можно взять любое фотографическое изображение природы)
  • М.Ю. Лермонтов "Парус", акварельная техника;
  • И. Айвазовский (1817-1900) "Девятый вал" масляная живопись;
  • В. Ван Гог "Море", графика, тушь;

Примеры, выполненные в различных видах пейзажного жанра:

  • И. Левитан "Владимирка";
  • И. Шишкин "Лесные дали";
  • К. Юон "Троицкая лавра зимой";
  • В. Суриков "Взятие зимнего городка"
  • Г. Нисский "Подмосковье. Февраль";
  • М. Сарьян "Горы";
  • Кукрыниксы "Бегство немцев из Москвы"

Литературный ряд: стихи о природе.

Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определённого настроения во время практической работы; П. Чайковский "Времена года", А. Вивальди "Времена года", К. Дебюсси "Прелюдии".

Структура урока:

  1. Мобилизующее начало урока 1 -2 мин.
  2. Актуализация знаний 10 - 15 мин.
    1. Фронтальная беседа
  3. Основная часть 20 -25 мин.
    1. Показ образца, объяснение этапов работы
    2. Некоторые особенности выполнения совместной композиции
    3. Распределение обязанностей между учащимися.
  4. Самоконтроль 2-3 мин.

ХОД УРОКА

  1. Мобилизующее начало
  2. (приветствие, проверка готовности к уроку)

  3. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/

Учитель. Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/

Учитель. А кто мне скажет, что такое пейзаж?

Верно!

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.

(учитель читает стихотворение о жанре - пейзажа)

***

Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые берёзки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованным быть может
Или север, или юг,
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!

Учитель. Сегодня, на уроке, мы с вами постараемся расширить наши знания о пейзаже, познакомимся с различными видами пейзажа, поговорим об изобразительных материалах, и многом другом.

И так, давайте познакомимся с этими пейзажами:

/учитель поочерёдно показывает репродукции, называет её и автора - исполнителя/

Учитель. Что хотел рассказать нам художник, изображая свой пейзаж?

/дети дают описание представленных репродукций по выбору/

Учитель. Ребята, а кто может прочитать стихотворение о природе?

/дети читают стихи о природе, можно заранее раздать несколько несложных, но выразительных стихотворений на данную тему/

Учитель. А только ли леса, поля, реки, озёра, горы можно изображать в пейзажах?

/города, деревни, моря и океаны/

Учитель обращает внимание на другие репродукции, представленные на отдельной части доски и даёт им краткую характеристику:

    • Городской пейзаж, включающий в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные;
    • В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой;
    • Морской пейзаж (марина) рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, реки;
    • Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским пейзажем. Разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой;
    • В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций, вокзалов и мостов, паутины железнодорожных нитей;
    • В историческом пейзаже находят своё косвенное воплощение исторические события, о них напоминают нам изображённые архитектурные памятники и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж оживляет в памяти давно минувшее событие;
    • Эпический пейзаж - величественные картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия;
    • Декоративный пейзаж - пейзаж - картина, предназначенный для украшения интерьера, с условным цветовым строем и композицией, отвечающей целям украшения;

Учитель. А какими материалами можно изображать природу?

/простым карандашом, тушью, фломастерами, мелками и т.д./

Учитель показывает примеры пейзажей выполненных разными материалами

Учитель. Значит не только красками можно передать красоту нашей природы?

Давайте подумаем, кто ещё, кроме художников, стремился описать человеку природу?

/её описывали писатели, поэты, музыканты, фотографы/

Ребятам предлагается прочитать известные им стихи оприроде

Так описывали поэты разное состояние природы:

Например:

НА СОЛНЫШКЕ СОГРЕЛАСЬ ЕЛЬ,
ПОДТАЯЛА СОСНА,
ИДЁТ АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, В ЛЕСУ У НАС ВЕСНА.
ПО СНЕГУ КАПЕЛЬКИ СТУЧАТ:
"ПОДСНЕЖНИК, ХВАТИТ СПАТЬ!"
А ШУБКИ БЕЛОК И ЗАЙЧАТ
С УТРА МОКРЫ ОПЯТЬ.
З. Александрова

УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!
ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА -
ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ,
В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.
А.С. Пушкин

ЛИСТЬЯ В ПОЛЕ ПОЖЕЛТЕЛИ,
И КРУЖАТЬСЯ И ЛЕТЯТ;
ЛИШЬ В БОРУ ПОНИКШИ ЕЛИ
ЗЕЛЕНЬ МРАЧНУЮ ХРАНЯТ:
М.Ю. Лермонтов

ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ,
ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ,
БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ СНЕГ ЛЕЖИТ.
ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ,
И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ.
И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ
А.С. Пушкин

Учитель: Композиторы также с помощью нот описывали нам различные состояния природы.

/можно включить музыку известных композиторов/

Учитель: Фотографы запечатлели различные состояния природы в тот или иной момент.

/учитель показывает уч-ся несколько примеров фотографий с изображением различных уголков природы/

Учитель: Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России.

Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны.

Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников.

Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы.

Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.

Давайте присмотримся к изображениям и определим настроение представленных пейзажей.

Как вы думаете, какое настроение на :::..?

/учитель показывает на различные репродукции, а дети определяют настроение пейзажа/

III. Основная часть

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня тоже попробуем выполнить пейзаж, но не красками, а с помощью цветной бумаги. Мы будем выполнять аппликацию! Но не каждый у себя в альбоме, а одну общую, всем классом! Это будет вот такая горизонтальная композиция.

/учитель показывает заготовку, можно разрезать ватман по ширине пополам и склеить между собой/

Учитель: От каждого из вас сегодня зависит, то каким будет наш пейзаж грустным или весёлым? Это мы узнаем в конце работы!

Учитель показывает основу для аппликации и демонстрирует две индивидуальные аппликации, выполненные заранее ( рис 1.)

Рис. 1

Учитель: Ответьте на следующие вопросы:

Что изображено на аппликациях? /природа, пейзаж/

Учитель: К какому жанру можно отнести данное изображение природы?

/декоративный пейзаж/

Учитель: Присмотритесь внимательно и скажите, что интересного в этих двух работах?

/вырезав одно дерево - получаем два, верно/ (рис. 2)

Рис. 2

Учитель: Наш пейзаж будет состоять из следующих элементов:

    • Поляны, пригорки
    • Трава на первом плане
    • Деревья и кустарники
    • Облака, солнце
    • Птиц и цветы (если не успеем выполним фломастерами, но только в конце работы)

Так как на пороге весна, а весной всё стремительно оживает и расцветает, мы будем использовать в основном зелёный цвет и его оттенки для деревьев и кустарников, для земли можно взять зелёный и желтый для полей, белый, голубой для облаков.

И так как же выполнить такие деревья? Очень просто - методом сложения!

Учитель показывает на примере одного из них выполнение внутреннего и внешнего контура:

На доске:

    • поэтапная схема выполнения берёзы (рис.3), ели (рис.4) методом сложения.

img3.gif (8642 bytes)

Рис. 3

Рис. 4

    • Иллюстрации, контуры разных пород деревьев и кустарников: дуба, берёзы, ель, ивы, клёна, акации и т.д.), одновременно делая описание каждого. (рис. 5)

      /можно данные контуры приготовить в виде наглядного пособия на бумаге/

Рис. 5

    • Схема выполнения травы - муравы (причём получается сразу две полосы травушки) для переднего плана (рис. 6).

Рис. 6

Учитель показывает ещё одну работу для сравнения и анализа, что ещё можно включить в будущую композицию (рис.7).

Рис. 7

Распределение работы между учащимися, например:

- поля и опушки::::::::::::первыми наклеиваются на плоскость

- травушка - муравушка :::::::::.

- деревья (лиственные), кустарники, ели.

- облака, цветы для переднего плана и т. д.

Учитель объясняет размеры деревьев и кустарников в зависимости от плановости

Практическая работа по выполнению коллективной картины - пейзажа

1.Первыми выходят дети, которые приготовили поляны и пригорки, приклеивают свои элементы вместе с учителем.

2. На передний план приклеивается травушка-муравушка.

3. Далее с помощью учителя ведется работа по компоновке кустарников и других пород деревьев.

Учитель напоминает о самых основных правилах композиции.

4. А дальше начинает работать фантазия детей, которые предлагают выполнить: солнышко, цветочки, птиц и т.д.

IV. Самоконтроль

Учитель:

  • Понравилась ли работа на уроке? А что понравилось?
  • Какая по настроению получилась работа?
  • Как мы назовём свой пейзаж?
  • Чего не хватает нашей картине, как вы думаете?

Я с вами согласна, нужна ещё рама для нашей картины - пейзажа.

А какие виды пейзажей вы запомнили - кроме декоративного?

/ребята перечисляют виды пейзажей/

Молодцы! Поработали вы все сегодня отлично.

Можно убирать свои рабочие места

Урок окончен!

Эту работу можно выполнить каждому ребёнку индивидуально, а также предложить учащимся поработать в паре, обмениваясь элементами, что позволяет рационально использовать время на уроке.