Урок литературы в 7-м классе "Величие простых сердец". Авторская идея рассказа А.Платонова "Юшка"

Разделы: Литература


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: способствовать освоению и осмыслению авторской идеи в рассказе А.Платонова «Юшка»;
  • Развивающая: способствовать освоению специальных умений анализировать литературное произведение, давать индивидуальную характеристику героям; уметь работать с текстом, обобщать, делать выводы;
  • Воспитательная: содействовать воспитанию внимательного и заботливого отношения учащихся к окружающим их людям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы для учащихся.

Структура и содержание учебного занятия

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Создаёт позитивный настрой, обеспечивает максимальное внимание учащихся через участие в определении темы урока.
– Ребята, используя подсказки, попробуйте определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Приложение 1, слайды 2-3)

Подсказка №1 – изобразительная.

Рассмотрите репродукции картин:

В.Е.Маковского «Свидание»,
В.М.Васнецова «С квартиры на квартиру»,
Н.П.Богданова-Бельского «У дверей школы»

? – Какие чувства вызывает у вас картина?

Подсказка №2 – литературная.

Прочтите отрывок из стихотворения А.Дементьева «Среди печали и утех…»

Среди печали и утех
Наверно, что-то я не видел.
Прошу прощения у тех,
Кого нечаянно обидел.
Когда бы это ни случилось –
Вчера лишь…Иль давным-давно
Ушла обида иль забылась, –
Прошу прощенья всё равно…

Ответьте на вопросы:

? 1. Какие строки перекликаются с прочитанным вами произведением «Юшка»?
? 2. Какими качествами должны обладать люди, которые просят прощения?
? 3. Человек с каким сердцем способен простить?

 

 

Озвучивается имя и тема: «Величие простых сердец» (Авторская идея рассказа А.П.Платонова «Юшка»). (Приложение 1 слайд 4)

Настраиваются на работу, определяют тему урока, используя предложенные подсказки и отвечая на вопросы-помощники.

 

 

 

 

? Какие чувства вызывает у вас картина? (Жалость,сострадание, сочувствие…)

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы:

? 1. Какие строки перекликаются с прочитанным вами произведением «Юшка»? (Прошу прощения…)
? 2. Какими качествами должны обладать люди, кото-рые просят прощения? (Сострадание, понимание, сочувствие….)
? 3. Человек с каким сердцем способен простить? (Великим, открытым, всепрощающим…)

Запись в рабочих листах.

Целеполагание и мотивация Привлекает учащихся к постановке целей урока, создаёт условия для субъектного целеполагания.
– Посмотрите на тему урока и сформулируйте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока.
– Поиск ответа на эти вопросы и будет целью нашего урока.
– Ребята, вы прочитали рассказ А.Платонова «Юшка»,выберите из предложенных цитат эпиграф к нашему уроку, запишите в рабочий лист. (Приложение 1, слайд 5)
  • Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Б. Паскаль)
  • Верю я, придёт пора,
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра. (Б.Пастернак)
  • Прошу прощения у тех.
    Кого нечаянно обидел… (А.Дементьев)

– В конце урока вернёмся к высказываниям, и попрошу ответить на вопрос: почему вы выбрали эти слова?

Участвуют в целеполагании через формулирование вопросов, принимают цели урока.

 

 

Осуществляют субъектное целеполагание через выбор эпиграфа.

Делают записи в рабочем листе, озвучивают выбор.

Проверка домашнего задания Осуществляет проверку домашнего задания через организацию:

1. Сжатого пересказа рассказа «Юшка» (Приложение 1, слайд 6)

2. Работу с цитатным планом

– Ребята, восстановите последовательность сюжетной линии рассказа. (Приложение 1, слайд 7)

  1. «Мне нельзя умирать, и я отцу твоему в кузнице помогаю».
  2. «Он работал подручным помощником у главного кузнеца».
  3. «Каждое лето… он уходил пешком в глухую дальнюю деревню».
  4. «Девушка-врач осталась в нашем городе».
  5. «А чего я тебе, чем я мешаю!»
  6. «Девушка не ушла, однако, и молча ожидала чего-то».
  7. «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них».
Сжатый пересказ рассказа «Юшка».

Выполняют работу в рабочих листах, осуществляют самопроверку.

(Приложение 1, слайд 7)

 

 

 

 

Ключ: 3, 1, 4, 7, 5, 6, 2.

Изучение нового материала, осознание и осмысление блока новой учебной информации Предлагает познакомиться с фактами биографии писателя. (Приложение 1, слайд 8)

– Ребята, перед вами формула жизни А.Платонова. Внимательно прослушайте биографию и запишите в схему недостающий факт. (Приложение 1 слайд 9)

Организует изучение нового материала в совместной деятельности: предлагает задания на выбор. При затруднении оказывает помощь в выполнении задания.

– Попытаемся осмыслить содержание рассказа, поразмышляем о любви к ближнему, о добре и зле, выясним те философские проблемы, которые ставит автор в произведении, и объединимся в группы для выполнения задания по этой теме:

  • Юшка и дети.
  • Отношения Юшки и взрослых.
  • Встреча Юшки с прохожим.

(Приложение 1, слайд 10)

Первая группа

Найдите в тексте описание встречи Юшки с детьми, ответьте на вопросы:

  1. Что влечёт детей к Юшке?
  2. Как Юшка отвечает на их жестокость?
  3. Обижается ли он на них?

Вторая группа

Используя цитаты из текста, ответьте на вопросы:

  1. Почему взрослые обижают Юшку?
  2. Чем отвечает им Юшка?

Третья группа

Рассмотрите кульминационный эпизод- встреча Юшки с прохожим. Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда? Каково значение этого эпизода?

Предлагает группам сформулировать авторскую идею рассказа, используя опорные слова:

Осуждение…
Восхищение…
Призыв…

(Приложение 1, слайд 11)

Cлушают выступление одноклассника, делают записи в рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют выбор, делятся на группы.

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивание авторской идеи и запись в рабочих листах.

Закрепление нового материала Предлагает учащимся выполнить задания:

1. Дополнить формулу жизни А. Платонова, опираясь на авторскую идею рассказа «Юшка» (Приложение 1, слайд 12)

2. Ответить на вопросы:

? Как вы понимаете тему урока?
? В чём выразилось величие сердца
главного героя?

Выполняют предложенные задания, делают записи в рабочем листе.
Рефлексия Предлагает учащимся вернуться к эпиграфу и пояснить свой выбор. (Приложение 1, слайд 13)

Предлагает учащимся прослушать выразительное чтение стихотворения Г.Е.Осокиной «Как много в мире зла…» и высказать своё мнение.

Как много в мире зла и как оно нас ранит,
Как трудно раны нам бывает залечить.
И мы в том зле, что сами причиняем,
Пытаемся кого-то обличить.
Эх, люди, люди, век ваш так недолог
Зачем же нам друг друга обижать?
Ведь не жестокости – любви с пелёнок
Учила каждого ребёнка мать.
А мы взрослеем и становимся жестоки,
И больно раним, колем, обижаем –
Как будто матери уроки
С годами напрочь забываем.
Исчезло в душах наших чувство милосердия
И не хватает доброты и понимания,
Давайте же приложим все усердия
Для возрождения соучастья и внимания!

(Приложение 1, слайды 14-15)

Организует рефлексию учащимися своей деятельности, предлагая продолжить одну из фраз:

– Сегодня на уроке я убедился…
– Сегодня на уроке я задумался...

(Приложение 1, слайд 16)

Озвучивают свой эпиграф и аргументируют свой ответ.

 

 

Слушают выразительное чтение одноклассника, обмениваются мнениями и наблюдениями из жизненного опыта.

 

 

 

 

 

 

Определяют значение урока для себя, озвучивают его, записывают в рабочих листах.

Информация о домашнем задании. Предлагает домашнее задание на выбор:
  1. Пересказ эпизода (на выбор).
  2. Создать книжку-малышку пословиц о сострадании, сочувствии, доброте.
  3. Мини-сочинение: «Какого человека я считаю нравственным?»

(Приложение 1, слайд 17)

Выбирают домашнее задание, записывают, озвучивают свой выбор.
Перспективы В дальнейшем мы продолжим знакомство с творчеством А.П.Платонова и остановимся ещё на одном произведении «В прекрасном и яростном мире».  

Приложение 2