Работа учителей начальных классов МОУ № 9 в рамках реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально – культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Для ее решения Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиологическими нормативами.

Воспитание в целом и воспитательную деятельность в школе, мы понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию, к здоровому образу жизни и гуманного социального опыта. Мы считаем, что решать сверхсложные задачи образования и воспитания детей в современном обществе можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы.

Цель воспитательной системы нашей школы – поэтапное создание в школе условий для развития ребёнка; это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни:

самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Результатом воспитательной деятельности школы является:

Воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету здорового поколения.

В соответствии с целью воспитательной системы нашей школы заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями начальных классов была разработана программа “Мир вокруг нас”.

Цель программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Приоритетными задачами данной программы стали:

  • формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. А ведь именно это составляет основу осознанного отношения, прежде всего к себе и к своему здоровью. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Может потому, что мы – взрослые, считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А может ли хорошо учиться ребёнок, если он испытывает головокружение, физическое недомогание, боль, а отсюда – утомление, леность, слабость? Конечно – нет.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте несомненно должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

Реализация данной программы обеспечивает классному руководителю на основе изучения личности воспитанников, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. Что позволяет воспитать образованных, творческих и, самое главное, здоровых детей, готовых к созидательной трудовой деятельности и культурной жизни.

Данная программа включает в себя пять направлений:

  • проведение классных часов;
  • проведение бесед с воспитанниками;
  • работа с родителями;
  • социальное партнерство с другими учреждениями;
  • организация и проведение спортивных праздников, дней здоровья.

Тематика классных часов и бесед с воспитанниками подобрана в соответствии с психофизиологическим развитием детей на каждом этапе обучения младших школьников (1, 2, 3, 4 классы). Особое внимание в программе уделяется периоду адаптации первоклассников. Тематика классных часов, бесед и родительских собраний подобрана таким образом, чтобы помочь ребёнку успешно адаптироваться. Классные часы и беседы построены в форме различных игр, КВНов, праздников, викторин и т.п. методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, большое внимание уделяется самостоятельности и поисковой активности воспитанников.

Работа с родителями строится параллельно тематике классных часов и бесед в классе и делится на следующие направления:

1 - изучение семей обучающихся, их воспитательного потенциала;

2 - привлечение родителей как равноправных участников к учебно-воспитательному процессу;

3 - помощь родителям в их психолого-педагогическом самообразовании;

4 - коррекция воспитательной деятельности семей с разным типом семейного неблагополучия.

Родительские собрания в период адаптации первоклассников проводятся совместно с психологом школы и школьным врачом. На таких собраниях родители могут получить не только какую-либо информацию, но и консультацию, совет. Родительские собрания проводятся в различных формах: круглый стол, встреча-беседа, лекция, “семейное кафе”, праздник и др., могут проходить совместно с детьми.

Также, классные руководители начальных классов нашей школы сотрудничают с такими учреждениями дополнительно образования как:

Дом творчества №2, ДК им. Дзержинского, спортивная школа им. Смолянинова. На базе этих учреждений проводятся праздники и занятия на различную тематику. Педагоги вышеуказанных учреждений также приходят в классы для проведения бесед и занятий по таким темам как: “Как правильно питаться”, “Зачем нужна зарядка”, “Поговорим о режиме дня”, “Основы безопасной жизнедеятельности”. Занятия проводятся в форме игр, театрализованных представлений, праздников. Такое сотрудничество позволяет реализовать не только одну из задач программы “Мир вокруг нас” - формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации и профилактика вредных привычек, но и вовлечь большинство воспитанников во внеклассную деятельность.

Организации спортивных праздников в нашей школе уделяется большое внимание. В школе имеется большой спортивный зал и спортивная площадка на улице. На базе нашей школы традиционно проводятся “Веселые старты” не только для учащихся школы, но и для воспитанников ближайших детских садов. Дополнительно два раза в неделю дети в группе продленного дня посещают занятия в спортивной школе им. Смолянинова.

Учителя начальных классов нашей школы, реализуя программу “Мир вокруг нас”, ориентируются не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагоги учитывают, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Программа “Мир вокруг нас”

(1-4 классы)

1 класс

Период адаптации

Классные часы, беседы:

Знакомьтесь, школа №….

Учимся быть школьниками.

Поговорим о правилах школьной жизни.

Страна Чувств.

Давай знакомиться.

Знай и соблюдай эти правила (дорожная азбука).

Посвящение в ученики.

Словарь добрых дел и слов.

В гостях у Мойдодыра.

О ленивице и радивице.

Как приобрести друга.

Гигиена тела (полости рта).

Что такое правильное питание.

Работа с родителями:

Период адаптации

Первые дни ребёнка в школе (советы психолога, школьного врача, учителя).

Встреча взрослого и ребёнка (круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода).

О времени, детях и себе (результаты адаптационного периода).

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Как помочь ребёнку полюбить чтение.

Гиперактивный ребёнок в школе.

2 класс

Классные часы, беседы:

Ежели вы вежливы.

Рассказ моего портфеля.

Человек и природа.

Пусть всегда будет мир.

Это я умею.

Если я - мальчик, если я - девочка.

Культура режима и распорядка дня.

Чувства, настроение, эмоции.

“Хорошие” и “плохие” микробы.

Режим питания.

Безопасное поведение на дорогах.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Правила семейного общения.

Работа с родителями:

Как помочь младшим школьникам в обучении (для родителей, дети которых имеют трудности в обучении).

Воспитание сознательной дисциплины (советы психолога).

Как помочь ребёнку справиться с эмоциями (советы психолога, учителя).

Наши ошибки в воспитании детей.

3 класс

Классные часы, беседы:

Город вежливых ребят.

Кто объяснит, что значит красота?

Удивительный мир книги.

Большая страна и маленькая родина.

Помять народа – памятные даты.

Дорога к доброму здоровью.

Какой я? Путь к успеху.

Помощь родителям.

Рост и развитие человека.

Уход за зубами.

Сон – наиболее эффективный отдых.

Традиции приема пищи в разных станах.

Семья и твои обязанности.

Работа с родителями:

Семья: здоровый образ жизни.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо (беседа психолога, школьного врача).

О “грязных” словах и жаргонизмах.

Выполняем домашнее задание (советы психолога).

4 класс

Классные часы, беседы:

“Волшебный стул”. Присмотрись к другу.

Я рисую этот мир.

У нас в гостях театр.

Что такое экология?

Этот день Победы.

Мои обязанности в классе.

Семья и твои обязанности.

Что такое деньги?

Гигиена труда и отдыха.

Что значит “инфекционное” заболевание.

Как происходит пищеварение.

Любовь и дружба в семье.

Что такое этикет, его основные нормы.

Работа с родителями:

Влияние семейных отношений на воспитание нравственности.

Конструктивное поведение родителей в конфликтной ситуации.

Родители – лучшие друзья и помощники.

Формирование здорового образа жизни в процессе взаимодействия учебного учреждения и семьи.

Литература

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительское собрание в 3–4 классах: учеб. Пособ. / М.А. Алоева М.А., В.Е. Бейсова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 34 с.

2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. / И. А. Баркан. – М. АСТ – ПРЕСС, 1999.

3. Артюхова С.П. Семья и школа: поиски, находки / С. П. Артюхова // Классный ру ководитель. - 1999. - № 5. – С. 15-19.