Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: способствовать закреплению умения определять падеж им. сущ.; обогащать речь учащихся; способствовать формированию навыков грамотного письма; воспитывать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность и орфографическую зоркость.

Оборудование: карточки, таблица падежных вопросов, вспомогательных слов, приложение.

Ход урока:

Орг. момент.

А) Игра-приветствие "здравствуйте".

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • желаю (соприкасаются большим пальцем);
  • успеха (указательным);
  • большого (средним);
  • во всём (безымянным);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью);

Б) Пишем число. Комментирует:

Словарная работа. (Знатоки).

1) Итак, внимание, первое задание.

- Отгадайте о чём я говорю. Слова-отгадки запишите столбиком через строчку.

Состояние атмосферы в данном месте, в данное время. (Погода)

Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (Аллея)

Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. (Дорога)

Не малина и не земляника, Черна ягода лесная - это: (Ежевика)

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

2) В словах поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Проверка через мультимедийник.

-У кого так? Встали? Молодцы.

-У кого неверно? Исправьте?

-Что за слова написали?

-Какой частью речи являются? Докажите.

-Что заметили?

3) Соедините первые буквы слов.

-Какое слово получилось?

-Кто догадался, какая тема урока?

3. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке будем обобщать знания о падежах имён существительных.

4. Минутка чистописания.

-На пропущенной строке пишем тему урока. В комочек берём гласные буквы.

(падеж существительных)

5. Работа по теме урока. (Исследователи).

-На листике прилетели, на дорожку сели словосочетания.

1).Запишите, подбирая подходящий предлог. (1 человек за доской)

пришла : лес

кружит: озером

срывает: ветер

ползёт:стволу

спряталась:дупле

живёт:оврага

над, в, около, на, по, в

(Написано на доске).

Взаимопроверка. (1 человек у доски).

-У кого так? Встали. Молодцы!

2). Рядом укажите падеж им. сущ. (1 человек у доски)

-Как определить падеж им. сущ.?

Проверка с сигналами.

-У кого так? Встали. Молодцы!

-У кого неверно? Исправьте?

3).-При определении какого падежа встретили затруднение?

-Как различить И.п. и В.п.; В.п. и Р.п. ?

6. Физминутка. (Отдых).

Телом написать тему урока.

7. Восстановление текста. (Творцы).

1)-А теперь, внимание, новое испытание!

-Какое время года у нас в гостях?

-Каждый человек осень видит по своему: Художник Левитан так:(показываю на картину). Композитор так:(звучит музыка). А поэт так:(звучит стих).

-А сейчас вы покажите, как осень видите, восстановив текст.

-Вспомните, что такое текст?

-Самостоятельно запишите его через строчку.

Проверка. (1 человек читает)

-У кого так? Встали. Молодцы!

2) -Как считаете: текст закончен? Закончим текст. Допишите предложение, показав своё отношение к осени.

Ветер охапками швыряет листву под ноги прохожим.

С деревьев осыпаются листья и устилают землю.

На дворе стоит золотая осень.

Проверка.

-Прочитайте своё предложение. (3 человека)

-Подходит предложение к данному тексту?

-А теперь всё прочитайте.

3) -Как можно озаглавить текст? На пропущенной строке напишите заглавие.

4) -В 1 предложении найдите им. сущ. и определите падеж.

(Даю карточки. Которые проверяет сильный ученик)

Карточки:

1. В предложении найдите им. сущ. и определите падеж.

2. Предложение разобрать по членам.

5) 2 предложение разберите по членам.

-Дайте характеристику.

6) В 3 предложении к глаголу (швыряет) подберите синонимы. Молодцы!

8. Работа по карточкам в парах. (Умельцы).

-А сейчас опять задание. В падежах покажите знания.

-Проверьте, есть ли ошибки в определении падежей им.сущ. Не забудьте про слова-помощники.

На жёлтой поляне - П.п.

Около высокой берёзы - В.п.

Красный лист - В.п. ( может быть и Им.п.)

Солнечным светом - Д.п.

Пошёл в лес - Т.п.

Проверка.

-Кто согласен? (Верно - не проверять). Доказать.

9. Итог.

-Над какой темой работали?

-А вам эти знания нужны будут? Где?

-За что можете похвалить себя?

-А за что учителя?

-Что было самым сложным? А что интересным?

-А что ещё осталось? (Дерево)

-Посмотрим, какой сюрприз оно нам приготовило. (На листиках с обратной стороны получается слово молодцы )

- Спасибо за урок:

10. Домашнее задание.

В орфографическом словаре найти им. сущ. на тему: "Животные". Составить словосочетания, определить падеж.