Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Твои помощники – органы чувств"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Твои помощники - органы чувств”.

Тип урока: урок-исследование.

Цели:

  • формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к своему организму, гигиеническую культуру.

Оборудование: карточки (зеленые, желтые, красные), шар, лист белой бумаги, стаканы с водой (простая, сладкая, соленая) по количеству учеников, апельсин, лимон, ложка, кубик, шишка, рисунок солнышка и тучки, слайды.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок

- Начинаем наш урок.

- Дети, а как называется наш урок? (Окружающий мир).

- Какую тему мы начали изучать? (Здоровье).

II. Актуализация знаний детей.

1. Дополните предложение:

Чтобы быть здоровым, надо... (Правильно питаться, заниматься спортом, чередовать труд и отдых, соблюдать чистоту, больше двигаться).

2. Игра “Светофор здоровья”.

- У вас на партах лежат карточки: красная, зеленая, желтая. “Зажги” “светофор здоровья”. Я показываю слайды (яблоки, мяч, телевизор, лейка, компьютер, сигареты, мыло, газированные соки). Если это помогает человеку вести здоровый образ жизни - покажите зеленую карточку. Если это вредит здоровью - покажите красную карточку. Если к этому нужно относиться осторожно - покажите желтую карточку.

- Я думаю, что вы всегда будете помнить о том, что полезно для здоровья, будем вести здоровый образ жизни. Ведь когда мы здоровы, и настроение у нас отличное.

3. Физкультминутка.

- Как живешь?

- Вот так! (Большой палец вверх)

- Как идешь?

- Вот так! (Имитация шага)

- Как бежишь?

- Вот так! (Имитация бега) -А как спишь?

- Вот так! (Руку под голову)

- Как грозишь?

- Вот так! (Пальцем)

- Как шалишь?

- Вот так!

III. Сообщение темы урока, постановка целей.

- Дети, сегодня мы продолжаем разговор о здоровье, о нашем организме.

Тема нашего урока: “Твои помощники - органы чувств”

- Дети, кто знает, что такое органы? (Ответы детей).

- Послушайте, что об этом говорится в толковом словаре Ожегова: “Орган - часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение”.

- С помощью каких органов мы получаем информацию из окружающего мира? (Ответы детей).

Слайд № 3. Презентация

- Информацию из окружающего мира человек получает с помощью пяти органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.

- Дети, вы согласны с этим утверждением?

- У кого другое мнение? (Ответы детей).

- Итак, мы предполагаем, что органы чувств - наши помощники. Наша цель: исследовать путем проведения опытов, как органы чувств помогают (или не помогают) получать информацию из окружающего мира.

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа о глазах - органе зрения.

- Проделаем небольшой опыт:

- Что у меня в руке? (Шар)

- Какой он формы? (Круглой)

- Какого размера? (Большой)

- Какого цвета? (Красный)

- Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (глаза)

- Какой вывод можно сделать? (Глаза помогают нам видеть).

Слайд № 4

Глаза - орган зрения.

Глаза - самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Глазами мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время, именно глаза больше всего говорят о человеке.

Слайд № 5

Информация, которую мы получаем с помощью зрения, называется зрительной.

2. Беседа об ушах - органе слуха.

- Проведем следующий опыт: закройте глаза.

(Учитель хлопает в ладоши)

- Что произошло? (Хлопок)

- Продолжаем опыт. (Учитель рвет бумагу)

- Что произошло сейчас? (Порвали бумагу)

- Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты? (Услышали)

- Какой орган вам в этом помог? (Уши)

- Какой вывод можно сделать? (Уши помогают нам слышать)

Слайд № 6

Уши - орган слуха. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.

Слайд № 7

Информация, которую мы получаем с помощью слуха, называется звуковой. (Звучит музыка)

3. Физкультминутка.

- Используя звуковую информацию, мы немного отдохнем. (Танцевальные движения под музыку)

4. Беседа о языке - органе вкуса.

- Проведем опыт: на столе у вас стоят стаканы с водой (сладкая, соленая, простая).

- Можете ли вы, используя орган зрения и слуха, определить, в каком стакане вода сладкая, соленая или простая? (Нет)

- А что для этого нужно сделать? (Надо попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? (Язык). (Дети пробуют воду и определяют вкус)

- Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус)

Слайд № 8

Язык - орган вкуса. Органы вкуса находятся на языке. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета - сладкая, соль - соленая.

Слайд № 9

Информация, полученная с помощью языка, называется вкусовой.

5. Беседа о носе - органе обоняния.

- Проведем опыт: на тарелке у вас лежат дольки апельсина и лимона.

Сможете ли вы почувствовать их запах с помощью изученных органов чувств: слуха, зрения, вкуса? (Нет)

- А какой орган чувств помогает вам почувствовать запах? (Нос)

(Дети нюхают апельсин, лимон)

- Какой вывод можно сделать? (Нос помогает чувствовать запах)

Слайд № 10

Нос - орган обоняния. Обоняние - способность чувствовать запахи.

Слайд №11

Информация, полученная с помощью носа, называется обонятельной.

6. Беседа о коже - органе осязания.

- Проведем опыт (вызываются по очереди ученики).

Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, ложку, шишку.

- Какой орган чувств помог вам определить предметы? (Кожа)

- Какой вывод можно сделать? (Кожа помогает, прикоснувшись, определить предмет)

Слайд № 12

Кожа - орган осязания. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхность, к которой прикасаемся, угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Слайд № 13

Информация, которую мы получаем, прикоснувшись к чему-либо, называется осязательной.

Слайд № 14

V. Релаксация.

- Полюбуйтесь красотой природы, послушайте звуки. И пусть ваши органы чувств вас никогда не подводят.

VI. Подведение итогов урока.

- С какими органами чувств мы познакомились?

- Можем ли мы назвать органы чувств нашими помощниками?

- Подтвердилась ли наша гипотеза, выдвинутая в начале урока?

- Дети, к органам чувств нужно относиться очень бережно. О правилах гигиены органов чувств мы поговорим на следующем уроке.

VII. Рефлексия.

- Если вам урок понравился, поднимите рисунок солнышка, если нет - рисунок тучки.

А мне понравились вы, мои ученики. Вы были настоящими исследователями.

Урок окончен! Спасибо за внимание!

Музыкальное приложение 1, 2, 3, 4