Урок русского языка во 2-м классе по теме "Предложение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Образовательные: обобщить знания обучающихся по теме “Предложение”; формировать умение распознавать в предложении подлежащее и сказуемое, восстанавливать деформированное предложение;

2. Развивающие: развивать устную и письменную речь, познавательный интерес, орфографическую зоркость, расширять словарный запас обучающихся.

3. Воспитательные: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент:

Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Любознательные детки
Знать хотят про всё на свете!

II. Сообщение темы и целей урока:

(Звучит песня “Голубой вагон”)

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок русского языка. Дело в том, что мы вместе отправимся в путь на весёлом паровозике в чудесный город Предложений. Цель нашей поездки – повторение пройденного о предложении. А для того, чтобы наше путешествие было удачным, нужно постараться быть внимательными, правильно выполнять задания проводника и не тревожить остальных пассажиров.

Прежде чем отправиться в дорогу, скажем волшебные слова:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Пыхтит паровоз,
Кряхтит паровоз,
Он в город чудесный
Ребяток повёз!

Уважаемые пассажиры, прошу занять вас места в вагоне.

III. Чистописание.

Учитель: Наше путешествие только что началось, а впереди у нас полянка Чистописания. Травка на ней свежая и вся поляна покрыта ярким ковром цветом.

Прежде чем такие же красивые полянки появятся в ваших тетрадях, мы подготовим пальчики к работе:

Это кто такой ползёт,
Домик на себе несёт?
Проползёт ещё немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползёт улитка. (Дети изображают движения улитки)

Учитель: Запишите в тетрадях: Фф, Рр.

Учитель: Теперь у всех в тетрадях я вижу чистые полянки.

IV. Работа по теме урока:

1. Учитель: Продолжаем наш путь. Что это впереди? Мы у ручейка Пропущенных слов. Плывут по воде кораблики и не знают, к какому берегу причалить. Давайте поможем им и вставим в предложения подходящие по смыслу слова. (На корабликах написаны слова: ребята, ягоды, лисица, вдруг, сорока)

Текст:

В солнечный день пришли в лес. Зреют на солнышке душистые . Выглядывает из норы хитрая . в кустах что-то затрещало. А это всего лишь .

Учитель: Какие слова мы вставили? (Слова с непроверяемой орфограммой в корне)

Запишем слова в тетрадь, обозначим орфограмму.

2. Учитель: Мы благополучно миновали ручеёк и продолжаем наше путешествие. Весёлый паровозик прибывает на станцию Здоровья.

Здесь немного отдохнём,
Физминутку проведём.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп, немного отдохнём
И пешком домой пойдём.

3. Учитель: Молодцы! Занимаем места в вагоне. Настало время приобрести билеты. Но в нашем необычном поезде и билеты не совсем обычные. Для того чтобы получить билет, нужно выполнить задание: составить предложение из слов. Но сначала вспомним, что называют предложением? (Ответы детей)

(Каждый ребёнок получает карточку с заданием: восстановить деформированное предложение. Дети восстанавливают предложения и записывают в тетрадь)

4. Учитель: Все ребята успешно справились с заданием, и мы продолжаем путь с билетами. А вот и станция Главночленово. На этой станции пассажирам I вагона нужно вспомнить, что называют подлежащим. Пассажиры II вагона, скажите, что такое сказуемое? (Ответы детей)

Найдите подлежащее и сказуемое в составленных предложениях. Подчеркните главные члены. Молодцы!

5. Учитель: Совсем скоро мы прибудем в город Предложений. Прислушайтесь! Вы не слышите, как квакают лягушки? Это болото Неразделённое. Знаки препинания затянуло в вязкую трясину. Поможем им? Нам предстоит нелёгкая работа – найти начало и конец предложений.

Текст: Мелькают над водой быстрые стрекозы лягушка греется на листе кувшинки уж затаился в камышах рыбки весело плещутся в тёплой воде как красиво кругом

Учитель: Сколько предложений получилось?

В письменной речи мы обозначаем конец предложения знаками препинания. А как обозначить конец предложения в устной речи? (Ответы детей)

6. Учитель: Впереди роща Рассказов. Здесь нас встречают весёлые зайчата.

Они приглашают нас отдохнуть:

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Раз, два.
Раз, два.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз, два.
Раз, два.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Раз, два.
Раз, два.
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка - прыг, и убежал.

Учитель: Зайчата убежали, но оставили для нас письмо. А в письме задание для нас: составить текст из 3 предложений, используя слова:

I вагон: гроза, тучи, гром, ливень.

II вагон: солнышко, земляника, кузнечики, берёзки.

(Дети составляют предложения и читают получившийся текст)

V. Итог урока.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Благодаря нашим знаниям паровозик прибывает в город Предложений. Что мы узнали в пути о предложении? (Ответы детей)

Желаю вам счастливого пути во всех путешествиях по чудесной стране Знаний!