Интегрированный урок (математика + трудовое обучение) по теме "Табличные случаи умножения и деления. Круг. Окружность. Прихватка"

Разделы: Коррекционная педагогика


Математика: Табличные случаи умножения и деления. Круг. Окружность.

Трудовое обучение: Изготовление прихватки. Обработка закругленного среза.

Цель:

  • Закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки по темам: "Табличные случаи умножения и деления", "Круг", "Окружность", построения круга и окружности, определять сходства и различия круга и окружности.
  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения петельного стежка, техническими условиями, необходимого для обработки среза прихватки, со способом пришивания петли.
  • Развивать взаимосвязь между знаниями, полученными на уроках математики, геометрии и трудового обучения.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Воспитывать самооценку, самоконтроль, аккуратность в работе, прививать эстетический вкус.
  • Наглядные пособия: карточки-подсказки, снежинки, волшебная "8", плакат с числами, пословица с числами, плакат с кругом и окружностью, образец изделия, поузловая обработка изделия, рисунки с изображением прихваток, схема петельного стежка, детали кроя, "Проверка качества".

Оборудование: ножницы, цветные нитки, ручные иглы, шаблоны с единицами измерения длины.

Словарь: снежинка, сшили, круг, окружность, прихватка, петельный стежок, сметочный стежок.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Стоя).

Что это зима без снега? (читает учитель)
Это вовсе не зима!
Мы возьмем снежинки в руки
И устроим снегопад.

(Сдуть снежинку с ладони, которая находится на уровне глаз).

- Глубокий вдох через нос, выдох через рот тонкой струей воздуха.

Вы слышали, как опустились снежинки? Так же тихо и вы опуститесь на стул. Спина прямая, ноги вместе, руки на парте.

- Что-то в классе от снегопада стало холодно. Что необходимо помнить с наступлением зимы? (Тепло одеваться, не есть снег). Необходимо согреться, начнём с упражнения для глаз.

II. Упражнения для глаз.

"Волшебная 8."

- Правильно выполнив это упражнение, мы сможем перейти к устному счету.

III. Устный счет.

Эти снежинки волшебные, так как весь урок они будут внимательно следить за вашими ответами и за вашими письменными работами. А в конце урока они выставят вам оценку.

Давайте, ребята учиться считать,
Делить, умножать, складывать, вычитать.
Запомните, что без устного счета
Не сдвинется с места работа.

1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

а) Игра "числовая карусель".

Цель: актуализация знаний о последовательности натурального ряда чисел; вычислительные приемы сложения, вычитания, умножения и деления.

На доске плакат:

- Назовите числа, запомните их.

- Закройте глаза. (Одно число закрыто.) Какого числа не хватает?

- Какое число лишнее? (3)

- Почему? (Нечетное.)

- Кому что напоминают числа? (Дни рождения, 8 Марта, возраст родителей и т.д.)

- Покажи число. (По хлопкам.)

- Расположите числа в порядке убывания. Если числа расположены правильно, то мы можем причитать пословицу:

По работе и работника знают.

- Обьясни смысл пословицы.

б) Найди произведение.

img3.gif (590 bytes)

(Верхняя черта - это умножить, нижняя черта - разделить.)

в) "Заколдованный круг"

По радиусу на глаз определить круг:

9 см-окружность, 4 см-круг

- Чем похожи круг и окружность?

- Чем отличаются?

- Назови предметы из жизни, имеющие форму круга или окружности.

IV. Работа с циркулем.

- Построить с помощью циркуля окружность. (Вывесить плакат на доску.)

  • Катя, Артем - 8 см.
  • Павел, Сергей - 30 мм.

Виктор, Константин - на 15 мм меньше, чем у Павла и Сергея.

- Укажите центр и радиус.

V. Физминутка "Близнецы".

Мы устали чуточку.
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Прямо спину ты держи,
На соседа не смотри.
Обними себя руками, пожалей.
Пожелай себе удачи поскорей.

VI. Работа в тетрадях.

- Вырезав полученные окружности, мы получим детали одного предмета, необходимого маме на кухне, и о котором мы будем решать задачу.

Задача.

В швейной мастерской учащиеся 4 класса шили прихватки. 5 девочек сшили по 3 прихватки, а 3 мальчика - по 2 прихватки. Сколько прихваток сшили учащиеся 4 класса?

(Слабым раздаются карточки-подсказки.)

5 д. - по 3 пр.

3м. - по 2 пр.

Всего - ?

1) :.х:.=

2):.х:.=

3):.+:.=

5д. - по :.пр

3м. - по :.пр.

Всего - ?

1):.х:.

2):.х:.

3):.+:.

- О чем идет речь в задаче? (Показ прихваток.)

- Сколько девочек? По сколько сшили они прихваток?

- Что можно узнать? (Сколько прихваток сшили 5 девочек.)

- Каким действием? (х)

- Сколько мальчиков? По сколько прихваток сшили?

- Что можно узнать?

- Каким действием? (х)

- Зная сколько прихваток сшили девочки и мальчики, сможем ли мы ответить на вопрос задачи? (Да)

- Как это сделать? (Сложить.)

- Как называют людей, которые на фабрике или на дому шьют? (Швея)

Закончив Алексеевское или Борисовское училища, девочки тоже смогут стать швеями профессионально шить разные изделия как для себя, так и для других.

А сегодня нам предстоит совершить экскурсию в швейную мастерскую, где встретит вас мастер своего дела Куприянова Г.Н.

VII. Повторение пройденного материала (беседа).

1. Какие математические знания мы использовали, чтобы приготовить прихватку?

Ответ: единицы измерения длины: см, мм, построение окружности.

2. От какого слова произошло слово "прихватка"?

Ответ: ухват. (Показ уч-ся ухвата.)

3. Сколько деталей имеет прихватка?

Ответ: 3 детали: 2 основные, 1 прокладка

4. Формы каких геометрических фигур имеют прихватки?

Ответ: квадрата, овала, прямоугольника, круга.

5. Какую форму имеет ваша прихватка?

Ответ: круга.

6. Каким ручным стежком вы соединяли детали вместе? Какова ширина стежка?

Ответ: сметочным; 1см.

7. Каким стежком обрабатывают срез детали? Какова величина стежка?

Ответ: петельным; 5мм.

Промежуточная оценка уч-ся.

Игровой момент "Перепутаница" при повторении плана пошива прихватки.

План пошива прихватки.

1. Сколоть детали.

2. Соединить детали сметочным стежком.

3. Обработать срез прихватки петельным стежком.

4. Пришить петлю.

На доске план пошива прихватки выставлен не по порядку. Необходимо ученикам правильно расположить карточки с текстом.

Вопрос уч-ся: "На каком пункте плана мы остановились при изготовлении прихватки?"

(Показать этот узел на технологической карте (поузловая обработка).

VIII. Практическая работа.

а) Коррекционное задание на развитие зрительной памяти. Показать уч-ся рисунок с изображениями инструментов и приспособлений, убрать. Вопрос : "Назовите, что изображено на рисунке? Эти инструменты и приспособления нам нужны сегодня на уроке?" Ответ: "Да".

б) Игровой момент: "Пчелиный улей" при повторении техники безопасности.

1. Перед началом и после окончания работы, что необходимо делать? (Мыть руки).

2. Где хранятся ручные иглы? (В игольнице).

3. С какой стороны лежат ножницы от работающего? (С правой стороны).

4. Как передают ножницы? (Кольцами в перед).

5. Расстояние от изделия до глаз? (35 см)

6. Как нужно сидеть на стуле? (Прямо, чуть наклонив голову вперед).

7. Что предохраняет палец от укола иглы? (Наперсток).

Промежуточная оценка уч-ся.

в) Обработка уч-ся закругленного среза прихватки петельным стежком. Показ уч-ся схемы петельного стежка, рисунка прихватки и обрабатываемого узла на технологической карте.

г) Напомнить уч-ся о подборе и экономии ниток.

д) Напомнить уч-ся об ошибках во время выполнения работы и как их избежать. (Применение шаблона с единицами измерения длины.)

IX . Физминутка ( упражнения, направленные на формирование правильной осанки, расслабление мышц).

Упражнения выполняются сидя:

1. Закрыть глаза, опустить голову вниз, руки вдоль туловища, расслабить кисти рук.

2. Движение плечами: 1 - плечи верх, 2 - вниз, 3 - вперед, 4 - назад.

3. Прогнуться в пояснице, запрокинув голову назад, руки скрестить за спинкой стула.

4 Глубокий вдох, полный выдох.

X. Продолжение практической работы.

а) Пришивание петли. Показ образца и способа пришивания петли.

б) Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролируя правильность и качество обработки среза изделия, пришивания петли, соблюдения правил безопасной работы.

XI. Индивидуальная работа (работа с тестовыми заданиями).

1. Из каких тканей шьют прихватки?

  • Тонких.
  • Прочных.
  • Толстых.

2. Каким ручным стежком вы соединяли детали кроя прихватки?

  • Сметочным.
  • Петельным.

3. Какова ширина сметочного стежка?

  • 3 см
  • 1 см

4. Сколько деталей имеет прихватка?

  • 3
  • 5

5. Каким стежком обрабатывают срез прихватки?

  • Петельным.
  • Сметочным.

XII. Итог урока.

1. Экспресс-выставка.

По окончанию практической работы проводится выставка выполненных работ и обсуждение по следующим вопросам:

- Оцените качество выполненных работ, опираясь на "Проверку качества". У каждого из вас к одежде прикреплен круг с вашим именем, снимите его и на обратной стороне поставьте себе оценку и прикрепите к своему изделию.

- Какое изделие можно считать лучшим и почему?

2. Выставление оценок и их аргументация.

XIII. Рефлексия. Ученикам в конце урока оценивают урок, ставя знак + на выбранной им ступени.