Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (413 кБ)


I. ЛЕЙКОЦИТЫ – БЕЛЫЕ КЛЕТКИ КРОВИ

А) Место образования лейкоцитов:

  • Красный костный мозг
  • Селезёнка
  • Лимфатические узлы
  • Тимус

Б) Место гибели лейкоцитов: всюду

В) Характеристика лейкоцитов: Форма клетки: амебовидная, округлая

Размер: Ø от 6,5 мкм до 20 мкм

Число - N: ≈ 4-9 тыс./мм³

Г) Строение лейкоцитов:

ЕСТЬ:

1. Ядро => делится
2. Ложноножки
псевдоподии
=> – изменяют форму,
– передвигаются,
– захватывают антиген
3. Много ферментов => внутриклеточное пищеварения

II. Классификация лейкоцитов

(содержание гиперссылок к схеме)

ЛИМФОЦИТЫ

Механизм действия лимфоцитов:

Антиген + лимфоцит = лимфоцит, способный вырабатывать антитела. т.е. Уничтожают инфекцию и начинают вырабатывать антитела.

АНТИГЕН – это инфекция (бактерии, вирус), чужеродные клетки и вещества(токсины)

АНТИТЕЛА – это вещества белковой природы. Каждое антитело распознаёт и нейтрализует свой антиген

В-лимфоциты: получают информацию от Т-лимфоцитов и начинают выделять определённые антитела.

Т-лимфоциты: распознают антиген и дают информацию В-лимфоцитам

Макрофаги-моноциты:

  • Фиксированы в тканях печени, селезёнки, лимфатических узлов, кожи, слизистой поверхности;
  • Ø 20 мкм;
  • первые сталкиваются с инфекцией.

ФАГОЦИТЫ

Механизм действия фагоцитов: антиген + фагоцит = гной, т.е. Уничтожают инфекцию и гибнут сами

Микрофаги: Нейтрофилы 60-70%, Эозинофилы 3-5%, Базофилы 0-1%.

  • Это амебовидные клетки, которые могут проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать в места повреждения клеток и тканей;
  • Ø 9-12 мкм;
  • Приходят на помощь макрофагам.

III. ИММУНИТЕТ – это способность организма избавляться от чужеродных тел и химических соединений.

Историческая справка: Слово «иммунитет» от латинского слова immunitas, что означало в Древнем Риме относительную независимость, «устойчивость» гражданина к ряду государственных повинностей.

Илья Ильич Мечников: В 1908 году была присуждена Нобелевская премия за создание клеточной теории иммунитета, которая сохранилась и до настоящего времени.

ВРОЖДЁННЫЙ иммунитет (пассивный): наследуется ребёнком от матери (люди с рождения имеют в крови антитела). Например: защищает от чумы животных.

ПРИОБРЕТЁННЫЙ иммунитет (активный): появляется после попадания в кровь чужеродных белков. Например: после перенесения инфекционных заболеваний: корь, ветрянка, оспа и т.д.

АКТИВНЫЙ иммунитет появляется после прививки. Прививка – это введение убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцины)

Историческая справка
Эдуард Дженнер – первый создатель противооспенной вакцины (vaccus – это корова) из пустул коровьей оспы в 1798 году
В 1880 году Луи Пастер выдерживал возбудителя сибирской язвы в термостате, этим «ослаблял» возбудителя, оставляя их живыми

ПАССИВНЫЙ иммунитет появляется при действии лечебной сыворотки. Сыворотка – это необходимые антитела, полученные из плазмы крови болевших животных или людей.

Историческая справка
В 1890 году Эмиль Беринг и Пауль Эрлих создали антитоксические сыворотки против дифтерии, так как в некоторых случаях болезнь вызывает не сам микроб, а выработанный им токсин 

ФАГОЦИТОЗ – это способность клеток захватывать и переваривать чужеродные тела

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ иммунитет действует на все клетки, вещества и микроорганизмы, независимо от их химической природы.

СПЕЦИФИЧЕСКИЙ иммунитет – это способность организма распознавать клетки и вещества, отличные от клеток и тканей организма, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Вопросы к кинофильму:

  1. За каким животным наблюдал И.И. Мечников, когда обнаружил фагоцитоз?
  2. Какие фагоциты первыми сталкиваются с инфекцией?
  3. Что делают антитела с антигенами?
  4. Какие клетки гибнут при СПИДе?
  5. О каких видах иммунитета не говорилось в фильме?

V. Домашнее задание.

ВЫВОДЫ.

На данном уроке прослеживается системный подход при изучении следующих понятий:

Биологические системы:

  • Клетка – лейкоциты.
  • Ткани – кровь.
  • Органы – селезёнка, красный костный мозг, печень, лимфатические узлы.
  • Организм – иммунитет.

Взаимосвязи биологической системы:

  • Связь строения с выполняемой функцией;
  • Связь с другими биологическими системами.

Библиография:

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс – Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений –М.: Вентана –Граф, 2008 – 272с..
  2. Сухова Т.С. Системный подход как условия развивающего обучения в курсе биологии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006
  3. РязановаЕ.А. Антонова И.П. Резанов А.А. Биология человека. В таблицах и схемах. М.: «Издат – школа 2000» - 208с.