Сюжетно-ролевая игра как средство формирования дружеских отношений

Разделы: Школьная психологическая служба


Дружба - (англ.friendsheep) - отношения между детьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии. За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями. Дружеские отношения в раннем возрасте зачастую хрупки; они быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Тем не менее, даже у дошкольников может быть крепкая дружба.

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Некая другая деятельность, даже самые совершенные и методические отношения занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.

Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольного возраста. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека ("Я - космонавт", "Я - мама", "Я - доктор"), а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с обществом.

Эта работа начинается с того, что детей приучают бережно, с уважением относиться к сюжетно-ролевой игре, товарищам. Ребенок построили домик, долго трудился, чтобы сделать его красивым. Воспитатель обращает внимание всех детей на постройку, предлагает осторожно ее обходить, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример. Если хочется получить игрушку, которую видеть в рамках других, отнять ее нельзя, следует ее вежливо попросить: "Дай, пожалуйста, когда закончишь играть".

Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Иногда мотивом помощи другим бывает стремление показать себя выше всех заслужить похвалу взрослых. В таком случае надо показать ребенку, что и другие не хуже его умеют строить, придумывать сюжетно-ролевую игру. Доброжелательное отношение к товарищам должно стать привычным, обязательным, и совсем не нужно за всякий товарищей поступок хвалить ребенка не проявляет, в этом виноваты взрослые, которые не понимают его, находят к нему правильного подхода.

Лучшим средством воспитания организаторов оказалось длительные сюжетно-ролевые игры, в которых постоянно поддерживается "перспектива радости завтрашнего дня". В этих играх не только "главному", но каждому на своем участке требуется организаторские умения. Организатор не противопоставляется коллективу, все вопросы решаются совместно, каждый отвечает за порученное дело.

Итак, общение и сюжетно-ролевая игра дошкольников тесно связаны. Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем, или совершенствуем игровую деятельность детей. Организуя игру (предлагая детям новые игры), мы способствуем развитию их общения. Сюжетно-ролевые игры содержат богатые возможности для создания самых высоких форм коллективных взаимоотношений. Отношения, которые формируются в ходе сюжетно-ролевой игры, не утрачиваются, а переносятся, на другие действия становятся навыком ребенка. Становление ребенка как личности происходит в сюжетно-ролевых играх, где моделируются человеческие отношения.

Первый блок - это "Педагогический коллектив ОУ (воспитатели)". Воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой и добротой. Вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Он устраивает всевозможные игры, танцы, занятия, представления, читает замечательные книжки, рассказывает сказки и т.д. Он выступает в качестве последней инстанции в решении детских конфликтов, устанавливает правила, он все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может и незаметно, отругать или оттолкнуть.

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений.

Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.

- Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников. Это необходимо учитывать это в своей работе.

- Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

- Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

- Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

- Проводить с детьми беседы о дружбе, например "Добро не требует награды", "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др.

Следующий блок - "Дети". С детьми проводятся сюжетно - ролевые игры на формирование дружеских отношений со сверстниками.

Взаимодействия между детьми, объединяющимися на основе интереса друг к другу, личной симпатии, является наиболее устойчивым и благоприятным для развития игр. Если ребята дружат, то их отношения не исчерпываются только игрой. Они продолжают быть внимательными друг к другу и в повседневной жизни. Дружеские отношения способствуют становлению способности понимать, оценивать себя. При этом самопознание осуществляется не через выявление своих возможностей в практической деятельности, что возникает значительно раньше, а через раскрытие отношений к другим детям. Это более высокий уровень.

Блок - "Родители" предполагает работу всех структур учреждения с родителями. Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы познакомить родителей с основами формирования дружеских отношений у детей в разные возрастные периоды, помочь осмыслить необходимость развития навыков обучения.

Встречи с родителями организуются один раз в два месяца на базе учреждения.

Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, сконструированная модель формирования дружеских отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры и составленный комплекс сюжетно-ролевых игр по данной теме, позволил выявить эффективность работы по формированию дружеских отношений с дошкольниками.

Для формирования дружеских отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры была сконструирована модель и разработан комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие дружеских отношений дошкольников; осуществлена апробация внедрения модели и комплекса сюжетно-ролевых игр, выявлена их эффективность. В сюжетно-ролевых играх внимание уделялось умению считаться с коллективом, согласовывать свои действия друг с другом, обращаться к воспитателю и друг другу с вопросами и просьбами.

Приложение 1.

Приложение 2.

Литература

1. Бирюков Б. В. Моделирование / Философский энциклопедический словарь. [Текст] - М.: Сов. энциклопедия, 1989.

2. Бирюков Б. В. Модель / Философский энциклопедический словарь. [Текст] - М.: Сов. энциклопедия, 1989.

3. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Мещеряков Б., Зинченко В. [Текст] - Снкт-Пб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.

4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. [Текст] - М.: Просвещение, 1983.

5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. [Текст] - М.: Просвещение, 1988.

6. Виноградова Н. Учимся играть. [Текст] - Семья и школа, 2000, № 1/ 2, с.14.

7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. институтов / Под ред. А.В. Петровского. [Текст] - М.: Просвещение, 1979.

8. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до 7 лет. [Текст] - М.: Просвещение 1992.

9. Голицыова Н., Касвин Г. Игры в детском саду. [Текст] - М.: Просвещение, 1966.

10. Григорьев В. М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы. [Текст] - Педагогика, 1996,№1, с. 10.

11. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядэшко В. И., Сохина Ф.А. [Текст].- М.: Просвещение, 1978.

12. Детский сад и семья / Под ред. Марковой Г. А. [Текст] - М.: Просвещение, 1986.

13. Зверева О. Сюжетно - ролевая игра. [Текст]. - Игра и дети, 2003, №6, с.16.

14. Зверев А. Г. Экологические игры. [Текст]. - М.: Просвещение, 1998.

15. Зворыгина Е. Педагогические условия формирования сюжетно - ролевой игры. [Текст]. - Дошкольное воспитание, 1989, № 5, с. 31.

16. Игра дошкольника /Под ред. Новоселовой А. Г.. [Текст]. - М.: Просвещение, 1989.

17. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. [Текст]. - Дошкольное воспитание, 1990, № 7, с. 23.

18. Клименко О. Игра как азбука общения. [Текст].-/ Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 7.

19. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. [Текст] - М.: Издательский центр " Академия ", 2002.

20. Кулагина И. Ю., Колицкий В. М. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] - М.: ТЦ " Сфера", 2001.

21. Левин - Щирина Ф. С., Менджерицкая Д. В. Воспитание и обучение детей трех - семи лет. [Текст] - М.: Просвещение, 1975.

22. Леонова З. Игра как средство формирования коллектива. [Текст]. - Воспитание школьников, 1986, № 3, с. 48.

23. Лидак Л. Сюжетно - ролевая игра в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. [Текст]. - Дошкольное воспитание, 1990, № 7. с. 18.

24. Люблинская А. А. Детская психология. [Текст]. - М.: Просвещение, 1971.

25. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике. [Текст]. - М.: Высшая школа, 1987.

26. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. / Под ред. Марковой Т.А. [Текст]. - М.: Просвещение, 1982.

27. Мухина В. С. Детская психология [Текст]. - М.: Просвещение, 1985.

28. Немов Р. С. Психология: 4- е изд. [Текст].- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

29. Николаева А. Об особенностях сопереживания сверстниками. [Текст]. - Дошкольное воспитание. 1984, № 4, с. 30.

30. Островская Л. Игра - школа правильного поведения. [Текст]. - Дошкольное воспитание, 1985, № 12, с. 70.

31. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши. [Текст]. - Дошкольное воспитание, 1997, № 12, с. 86.