Детская языковая интуиция и ее использование на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Наблюдения за детской речью свидетельствуют, что за 3-5 лет сознательной жизни ребенок может усвоить - без всяких учебников и квалифицированных учителей, без помощи лингафонных кабинетов и т. п. - любой язык в его основных системных характеристиках. В тоже время, как известно, взрослый и целеустремленный молодой человек на факультете иностранных языков (а ранее - много лет в школе) должен упорно, ежедневно учиться, под руководством специально обученных преподавателей и специальных средств, чтобы за 4-5 лет достичь желанной цели. Но даже отличник-выпускник специального факультета не всегда обнаруживает то чувство языка, ту безошибочную способность ориентироваться в его хитросплетениях, как это делает пятилетний ребенок, освоивший свой родной язык. Почему? Надо честно сказать, что здесь не все до конца выяснено учеными. Но нет сомнений в том, что свою роль здесь сыграла языковая интуиция.

Содержание и механизмы языковой интуиции получают разные определения, систематизировать которые довольно трудно. Предполагается, что в ее основе лежат ассоциативные связи различных признаков языковых явлений или совокупности признаков, обобщения, которые имеют эмоциональный характер и выраженные черты неосознанного знания; установка, определяющая стратегию отбора ребенком лингвистической информации.

Следует отметить, что языковая интуиция на этапе начального обучения квалифицируется как узнавание и классификация учеником морфологических явлений до их специального изучения и усвоения, а также решение орфографических задач до знакомства с правилами правописания.

Наблюдения за детьми позволяют прийти к выводу о том, что управление процессом формирования способностей к языкам наиболее оптимально в возрасте от четырех до десяти лет.

Начиная с двух лет, всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти - шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, такое изощренное чутье языка притупляется, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту, ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка.

Но сама языковая интуиция " бессрочна " и формируется не только в детстве и не только в родном языке. Это универсальная способность человека.

Что же обуславливает языковую интуицию ребенка? В чем же проявляется этот феномен? В первую очередь это так называемый закон аналогии. Дети, опираясь на свой небольшой языковой опыт, конструируют новые языковые единицы.

Одним из проявлений языковой интуиции является детское словотворчество.

Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться, возможно, внимательнее к сложной системе тех, методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно является одним из величайших чудес детской психической жизни.

Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком слету, и, когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа.

Вот еще один пример. Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге:

- Мама, мама, какой ползук!

И этим суффиксом -ук- великолепно выразила свое паническое отношение к чудовищу. Не ползеныш, не ползушка, не ползунчик, не ползатель. А непременно ползук конечно, этот ползук не изобретен ребенком. Тут подражание таким словам, как жук, и паук.

О чем бы мы ни говорили с ребенком, мы не должны забывать, что он, жадно впитывает нашу речь и не прощает нам ни малейших ее нарушений.

В тех взрослых, которые окружают ребенка, он, естественно, видит непогрешимых учителей языка. Он учится у них с младенческих лет, старательно копируя их речь.

Неотъемлемым фактором развития языковой интуиции является языковая среда. Языковая среда - это речь, которую слышит от окружающих и запоминает "впитывает" непроизвольно растущий человек (в семье, в школе на всех уроках, " на улице ", в кино, а также читая книги). Качества этой речи, ее обучающие, развивающие возможности называются развивающим потенциалом языковой среды.

Очень важно, чтобы языковая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была правильной, культурной. Если ребенок развивается в мире диалектной речи или в просторечной среде, то он обязательно усвоит соответствующую лексику, фонетику, грамматику на уровне языковой интуиции: перестроить усвоенную систему бывает очень трудно, а при некоторых особенностях фонетики - невозможно; русского-южанина выдаст фрикативный, северянина - оканье.

В школьной методике обучения языкам фактор языковой среды используется в чтении образцовой литературы, в соблюдении режима культуры речи, в высоких требованиях к речи учителя. Изучение языковой теории тоже могло бы содействовать укреплению языкового чутья, но оно включается слишком поздно, когда нежелательные языковые влияния (если они были) уже сделали свое дело. Поэтому изучение языковой теории выполняет функции, отличные от функций речевой среды.

И всё же в современной методике преподавания русского языка в начальной школе можно и нужно использовать детскую языковую интуицию, с целью повышения качества образования.

Итак, какими же должны быть упражнения, основанные на языковой интуиции ребенка? Это такие упражнения, в которых ребенок для решения определенной лингвистической задачи использует не направленно полученные ранее знания, правила, рекомендации, а языковую интуицию, свой языковой опыт.

На наш взгляд, к упражнениям, использующим и развивающим языковую интуицию, можно отнести следующие группы заданий:

а) Работа по составлению текста.

- Составь рассказ.

- Составь рассказ по картинкам. Какова его основная мысль? Как ты его озаглавишь? Почему?

-Сочини загадку.

- Расскажи, как ты собираешься в школу. Кто тебе помогает? Кому ты помогаешь?

- Рассмотри рисунок. Когда и где происходит действие? Кто нарисован? Что нарисовано? Напиши ответы.

- Дома или на улице понаблюдай за повадками какого-нибудь животного. Подготовь рассказ по своим наблюдениям. Озаглавь его и напиши текст.

- Рассмотрите рисунки к рассказу. Озаглавьте их. Составьте текст - повествование. Напишите, используя опорные слова.

- Рассмотрите репродукцию картины. Составьте текст-описание. (Это задание можно использовать на примере картины И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу".)

б) Работа с предложением.

- Составь из слов два предложения и напиши текст.

я, дереве, дятла, на, увидел

долбил, крепким, он, клювом, осину

(Смысл этого задания в том, что дети на основе своего языкового опыта составляют предложения, ставя слова в нужные формы.)

- Раздели текст на предложения и спиши.

Витя и Юра - друзья они помогают друг другу мальчики любят играть в шашки

Сколько предложений в тексте? Докажи.

- Прочитай.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

Подчеркни в предложениях главные члены.

(Само понятие " главные члены " нигде конкретно не объясняется. Однако дети довольно быстро усваивают, что подлежащее связано с субъектом действия, а сказуемое называет само действие.)

- Что надо сделать, чтобы из слов составить предложение? Составь и напиши два предложения.

Она, сплела, травы, колыбельку, себе, из. Девочка, под, повесила, ее, лопухом.

(Дети, не зная правил грамматики, падежей, легко справляются с такими заданиями.)

- Прочитай.

Улыбнулось из-за тучи солнышко. Затих теплый дождь. С берез падают тяжелые капли. В лесу запели птицы.

Измени каждое предложение так, чтобы в нем были только главные члены.

- Дополни предложения подходящими по смыслу словами.

Летом ребята жили в палатках на берегу реки. Девочки собирали в лесу сладкую:. Мальчики : рыбу.

Рядом была деревня. Школьники часто ходили туда. Они охотно работали в :

Напиши предложения. Проверь.

в) Задания на правописание родовых окончаний существительных (до прохождения темы).

- Прочитай.

Солнце по небу гуля (ло, ла)

И за тучку убежа (ло, ла)

Спиши, добавляя в слова нужные слоги.

Многие темы, которые дети проходят на уроках русского языка, не требуют глубокого теоретизирования. Необходимо использовать детское интуитивное владение языком. Так, например, нет необходимости объяснять детям на первичном этапе, что к ж.р. относятся существительные с окончаниями -а/-я в Им. п., ед.ч., а также существительные с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный, т. к. дети и так прекрасно знают, что, скажем, существительное трава ж.р., а папа м.р. Именно потому целесообразны задания, до прохождения темы "Род имен существительных".

г) Задания на использование согласованности существительного и прилагательного в роде числе и падеже (до прохождения темы)

- Подберите по одному прилагательному к каждому существительному.

Роща, платок, день, улица, небо, малина, клюква, рябина, смородина, лимон, редька.

д) Задания с определением вида глаголов.

(В начальной школе нет темы вид глагола, эта тема может быть введена исподволь)

- Напишите по образцу.

Выпекать хлеб - выпечь хлеб.

Подстригать волосы - :

Подсекать рыбу - :

Зажигать лампу - :

Подстерегать - :

Уберегать - :

- Прочитайте слова. Распределите глаголы в две группы. Выпишите глаголы I спряжения.

Пашу, тяну, валю, зацеплю, скучаю, пишу, отпилю, понимаю, брожу, крикну, объявлю, отвечу, роняю, встряхиваю, натираю, выбираю.

Здесь есть глагол " зацеплю''. Правильно определить спряжение глагола и соответственно записать его личное окончание, можно лишь верно определив инфинитив, не цеплять, а зацепить (II спр.)

е) Изменение существительных по падежам (до прохождения темы).

- Измени по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чем? существительное земля. Напиши. Выдели окончания.

Приведённые выше упражнения должны быть самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, включать наглядность.

Таким образом, хорошая речь достигается не только через осознание языковой системы. Важную роль играет языковая интуиция ребенка. В той или иной мере она присуща любому носителю языка, а у ребенка, как, правило, развита в немалой степени. Используя этот резерв на уроках родного языка, и учителю и ребёнку будет проще и комфортнее добиться желаемого результата.