Урок кубановедения "Грибы: съедобные и несъедобные"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: путешествие с опорой на мультимедийный проектор

Задачи урока: формировать представление о съедобных и несъедобных грибах, их особенностях, научить различать грибы.

Цели урока:

  • Обучающая: сформировать у учащихся представление о грибах, научить различать съедобные и несъедобные грибы.
  • Развивающая: развивать познавательную активность детей,  умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
  • Воспитывающая: воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

II. Основная  часть

Ведьма суп  варить  решила.
Змей сушеных покрошила,
Развела большой костер
И поставила  котел.
Между сосен и  полянок
Собрала ведро поганок
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор
Супчик вышел-то, что надо:
Целых двадцать литров яда!

– Скажите, ребята, вам хотелось бы попробовать этого супчика? Почему? (Ответы детей).
– Как вы уже поняли  тема  нашего урока: «Грибы съедобные и несъедобные». Из урока природоведения,  мы знаем, что грибы – это не растения, а отдельная группа. Конечно, многие из вас  знают не только названия грибов, но могут отличить  разные грибы друг от друга.
– Кто из вас вместе с родителями с удовольствием  собирали  грибы в лесу? Та часть гриба, которая находится  на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб  спрятан в почве. Состоит он  из белых тонких  ветвящихся нитей – грибницы
Размножаются  грибы  спорами. Грибы – очень  нужны лесу, так как  нити грибницы срастаются   с корнями  деревьев, кустарников,   трав и помогают всасывать  им  из почвы  воду с растворенными в ней  солями.  Еще грибами питаются и лечатся  некоторые животные. Около  ста тысяч грибов  растет  на нашей планете. Всем нам известные  грибы имеют ножку и шляпку. Они часто  напоминают зонтики. Но есть грибы  похожие на цветы.
Многие грибы  очень дружат с определенными деревьями  и кустарниками, и обычно селятся под ними. Размеры грибов тоже  самые различные. Есть грибы- великаны. Диаметр их 1,5 метра. А у грибов малюток – всего 1 миллиметр
– В нашем крае грибы в основном  растут летом и осенью.  Их можно встретить в лесу и в поле. Но  как узнать съедобные они или нет?
В крае много опят. Они растут на пеньках, поэтому так  и называются. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

Белый гриб – самая желанная находка грибника. Красивый, вкусный, изумительно ароматный. Белый гриб растет у дубов и елей. (Приложение 1, слайд 1)

Подосиновики наиболее часто обитают совместно с осиной и тополем, реже с ивой. (Приложение 1, слайд 2)

Маслята обычно растут в хвойных лесах и посадках, часто на опушках и местах без подлеска, на хорошо освещённых солнечных полянках и прогалинах, располагаются семьями, редко – поодиночке. Масленок получил название из-за слизистой, словно смазанной маслом, клейкой шляпки. (Приложение 1, слайд 3)

Рыжики растут с июля по октябрь в еловых и других лесах с примесью ели , особенно часто встречается в молодых ельниках. Рыжик получил название за свой цвет. Если отломим кусочек гриба, увидим оранжево-желтый млечный сок. (Приложение 1, слайд 4)

В буково-грабовых и грабово-буковых лесах встречается цезарский гриб. (Приложение 1, слайд 5)

В предгорных и горных районах растет гриб-синяк, гриб-баран (Приложение 1, слайды 6, 7).

В августе, сентябре начинает расти гриб-каштановик (Апшеронский район) (Приложение 1, слайд 8).

Но не все грибы можно употреблять в пищу.В лесах можно встретить  такие грибы как мухомор, бледную поганку, ложные опята. Это ядовитые грибы.

Мухомор. Он встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах. Он растет, например, в Южной Америке. Во многих европейских языках название этого гриба происходит от старинного его способа применения — в качестве средства против мух. (Приложение 1, слайд 9)

Бледная поганка –  смертельно ядовита. Особенная опасность гриба заключается в том, что признаки отравления не проявляются в течение длительного времени. Симптомы могут не проявляться на протяжении первых 6-24 и более часов, в течение которых, тем не менее, уже происходит отравление организма и нанесение ему непоправимого ущерба. После проявления симптомов смертность очень высока и какое-либо лечение часто оказывается  бесполезным. (Приложение 1, слайд 10)

Ложная опята  – ядовитый гриб. Иногда по ошибке его собирают вместе с летним опенком. (Приложение 1, слайд 11)

Будьте очень  внимательны не перепутайте эти грибы!
Какие же грибы можно смело брать на жаркое?
Это опята, шампиньоны, рыжики, вешенки, белый гриб,  подосиновик.
Будьте внимательны  при сборе грибов!  Кладите в корзинку только те, которые вы хорошо знаете.

III. Закрепление

1. Игра

– Колобок пошел за грибами, помогите собрать ему съедобные гриб. Разгадайте загадки (по мере отгадывания к корзине прикрепляются изображения соответствующих грибов).  Узнайте, что это за гриб?

Стоит в шапке дед.                                       Он в лесу стоял,
Дождя давно нет,                                          Никто его, не брал –   
А  шапка мокра,                                            В красной шапке модной,
Как рыбья икра,                                            Никуда не годный.  (Мухомор)
А снизу вся в дырках. (Масленок)

Что за ребятки на пеньках                           Под деревом, под осинкой
Столпились тесной кучкой?                        Стоит  мальчик с пальчик.
И держат зонтики в руках,                           На нем серый кафтанчик,
Застигнутые тучкой (Опята)                        Красная шапочка (Подосиновик)

Рыжие ушки ,                                                 Зашел мужик в сосняк,
Лысые макушки                                            Нашел слизняк.
В  траве лежат –                                            Бросить  жалко,
Для малых ежат. (Лисички)                         Съесть  сыро. (Груздь)

Стоит мальчонка –
Рыжая шапчонка. (Рыжик)

2. Правила  сбора грибов

Нельзя допустить, чтобы оскудели наши грибные богатства, поэтому при сборе грибов нужно соблюдать следующие правила.  (Приложение 1, слайд 12)

3. И в конце урока  послушайте народные приметы, связанные со сбором грибов:

  1. Много мошек – готовь лукошек.
  2. Первый туман лета – грибная примета.
  3. Затянулись дождем – груздей не жди.
  4. Надо раньше встать, чтобы грибов набрать.

IV. Итог  урока

V. Домашнее задание

Составить мини-энциклопедию съедобных грибов.