Число 10

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • изучение числа 10, состава числа 10, счет в пределах 10;
    • решение задач и уравнений, сравнение чисел и выражений, сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
  2. Воспитательные: формирование умения работать в паре, воспитывать интерес к учебному предмету.
  3. Развивающие: развивать познавательные процессы: память, логическое мышление, воображение и речь.

Оборудование: интерактивная доска, геометрический материал

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приложение. Слайд 1)

Ты проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно стоят?
Все внимательно глядят?

- Здравствуйте, садитесь.

- Сделаем глубокий вздох, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех.

- Итак, урок математики. А нужно ли нам знать математику? Зачем? (Ответы учащихся.)

II. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке нам предстоит встретиться с одним сказочным героем. А кто это, вы узнаете, если внимательно послушаете загадку:

Что за странный,
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? Бу-ра-ти-но!

(Слайды 2-3)

- Верно. А кто знает, как звали его учительницу? (Мальвина.) Cегодня Буратино будет учиться вместе с нами.

- А вы, хотите помочь Буратино ключик найти? А помочь ему могут те, кто знает математику. А вы, знаете математику?

- Сейчас проверим.

а) Устный счет.

(Слайд 4)

Восстанови порядок на числовом луче:

  1. Сосчитайте от 1 до 10; от 10 до 1;
  2. Какое число следует в натуральном ряду чисел за числом 9?
  3. На сколько 9 меньше 10?
  4. На сколько 10 больше 9?
  5. Какое число левее 10 на 2 единицы?
  6. На сколько 8 меньше 10?
  7. Какое число надо увеличить на 3, чтобы получить 10?
  8. Сколько единиц дополняет число 6 до 10?
  9. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 10?

б) Практическая работа – работа в парах. Открытие нового знания.

Каждой группе раздается конверт с большим по размеру треугольником и 10 кружками 2-х цветов определенного количества.

- Выложите кружки на треугольнике.

(Слайд 5)

  1. 9 + 1 = 10
  2. 8 + 2 = 10
  3. 7 + 3 = 10
  4. 6 + 4 = 10
  5. 5 + 5 = 10
 
  1. Что заметили?
  2. Сколько всего кружков?
  3. Какого цвета? (Разного.)
  4. У тебя сколько?
  5. А у тебя?

III. Определение темы урока. Постановка целей.

- Проанализируйте выполненные задания.

- Попробуйте определить тему урока.

- Какие цели поставим на сегодняшний урок? Чему будем учиться?

- Верно. Тема урока. Число 10.

(Слайд 6)

- Проверим наши предположения, откроем учебники стр.38.

- Прочитайте тему: Десять.

а) Вопросы:

  1. Что вы можете рассказать о числе 10? (В натуральном ряду чисел стоит на 10-ом месте.)
  2. Назовите соседей числа 10?
  3. Чем число 10 отличается от остальных? (При записи используется два знака 1 и 0.)

б) Чистописание. Работа в учебнике стр. 39 в клеточках (1 строчка).

IV. Первичное закрепление.

1. Продолжение знакомства с числом 10.

а) Демонстрационное табло. Помоги Буратино.

- Где на числовом отрезке находится число 10?

- Посчитайте, сколько рыбок?

б) Что означает запись Х? (Х – римская цифра, графическое изображение числа 10.)

в) Какой вариант состава 10 показан с помощью игровых костей домино?

Минутка для отдыха.

(Слайд 7)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

2. Состав числа 10.

а) Страница 38 № 1. Прочитайте выражения?

- По какому признаку разбиты данные множества? (По форме. По размеру. По цвету.)

3 + 7 – по форме.
2 + 8 – по размеру.
5 + 5 – по цвету.

- Молодцы и с этим заданием справились.

б) Страница 38 № 2. Что нужно сделать? Объясните?

- С помощью рисунка-чертежа составить суммы, равные 10, используя натуральный ряд чисел.

(Слайд 9)

«Лотос»

1 + 9
3 + 7
4 + 6
2 + 8
5 + 5

в) Страница 38 № 3. Что нужно сделать? Какие числа вставить? Почему?

(Слайд 10) «Засели домик».

- Что записано в клеточках справа?

- Какую взаимосвязь используем? (Взаимосвязь между частью и целым.)

- Прокомментируйте решение, указывая часть и целое и способ нахождения.

(Слайд 11)

4 + 6 = 10
6 + 4 = 10
10 – 4 = 6
10 – 6 = 4

г) Конверт.

(Слайд 12)

- Чтобы перейти к следующему испытанию, надо вскрыть конверт. Давайте посмотрим, что там?

- Что это?

(Слайд 13)

На доске различные схемы. Алгоритм решения задач.

  1.  У Буратино было 4 тетради. Он купил себе еще 6 тетрадей. Сколько тетрадей стало у Буратино?
  2. У Буратино было 10 конфет. 2 конфеты он дал Мальвине. Сколько конфет осталось у Буратино?

- Проверим, умеете ли выработать со схемами и решать задачи. Буратино испытывал трудности.

Физкультурная минутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим (подтянитесь на носочках).
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!

V. Закрепление полученных знаний.

Самостоятельная работа с последующей проверкой на интерактивной доске.

а) Страница 39 № 5.

(Слайд 14)

«Поставь знаки >, <, =»

10 ... 8
7 ... 10  
  10 + 2 ... 10 – 0
10 – 2 ... 10 – 5
  3 + 7 ... 2 + 8
1 + 9 ... 5 – 5

б) Начертим отрезок 10 см.

(Слайд 15)

в) Выполним задание на смекалку.

- Куда войдет больше воды: в трехлитровый чайник или трехлитровый самовар?

(Слайд 16)

V. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)

- Достигли мы целей урока?

- Оцените свою работу на уроке.

- Какой вывод мы можем с вами сделать? (Меры масс, измеренных одинаковыми мерками, можно сравнивать, складывать и вычитать.)

- Спасибо всем за урок.

(Слайд 17)