Из опыта работы над пособием "Дневник моего роста"

Разделы: Начальная школа


Дневник – не только современная эффективная форма отслеживания роста развития и формирования учебных универсальных действий первоклассника в адаптационный период, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющие:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию;
  • поощрять активность и самостоятельность;
  • формирование умения учиться.

С «Дневником моего роста» в прогимназии начинаем работать с первых дней учебы первоклассников. На первом родительском собрании договариваемся о необходимости заполнения дневника самостоятельно ребенком.

Приложение. Слайд №1

Цель работы с дневником – формирование контрольно-оценочной деятельности.

В пособие существуют три пространства:

  1. Поле, где оценивает ученик.
  2. Поле, где оценивает учитель.
  3. Согласование, где учитель и ученик вырабатывают программу решения и устранения ошибок и недочетов.

Слайд №2

Основные задачи дневника тесно связаны с требованиями и задачами стандартов второго поколения:

  • Создание ситуации успеха для каждого ученика.
  • Повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
  • Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.
  • Развитие познавательных качеств личности.
  • Приобретение навыков саморефлексии.
  • Формирование и развитие самостоятельной деятельности, инициативы.

Слайд №3

В состав дневника включаются результаты достигнутые и фиксированные малышами в адаптационный период: в ходе учебной деятельности, творческой, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках учебного времени так и во внеурочной. И работая с дневником, нужно придерживать следующих принципов:

  • Принцип возврата.
  • Принцип обязательности/необязательности.
  • Принцип открытости.
  • Принцип нелинейности.
  • Принцип конструктора.

Слайды №5-6

Дневник состоит из трех разделов. Первый «вводный раздел» – первые сведения о малыше его окружении, в первые дни школьной жизни. Здесь происходит разведение предметных областей и введение социальных областей – сотрудничества, знакомство с учениками и учителями класса. Такие страницы: «Мои учителя», «Это я и мои друзья».

Слайд №7

Второй раздел – «Презентация самого себя». Для заполнения и работы над этими листами мы начинаем работать на уроке обучения грамоте добукварный период. УМК «Начальная школа 21 века», с урока №8-9, 10-11. Работаем с иллюстрациями, по сюжетным картинка «Моя семья», затем малыши рисуют свою семью и рассказывают соседу, классу о своих любимых.

Слайд №8

На уроках обучения грамоте №12-13. играем по картинкам «Моя любимая игрушка» и оформляем странички: «Моя любимая игрушка», «Мои увлечения», «мои друзья».

Слайд №9

На уроках математики (учебник Б. Гейдмана) с №12-14 по темам на пространственные понятия рисуем, используя заранее продуманные условные обозначения страницы по теме «Я в школе»: «Мой класс в школе», «Мое место в школе».

Слайд №10

Далее ученики рассказывают о своем расписании занятий как в школе, так и в не ее. Вводятся первые режимные моменты на странице «Лента времени».

Слайд №11

Работа с листом «Правила школьной жизни» ребята работают на уроках окружающего мира и классных часах. Все проходит в игровой, познавательной деятельности.

Слайд №12

Третий раздел дневника – «Проба пера».

  • Задания для текущей работы.
  • Задания на итоговый контроль усвоения знаний и умений по стандарту.
  • Задания, нацеленные на диагностику и формирование контрольно-оценочных действий.

Слайды №13-14

Диагностические работы по математике и обучению грамоте выполняются в начале адаптационного периода, где ребята по «волшебной линеечки» оценивают себя, смотрят что они еще не знают и к чему надо стремится, затем в конце четверти, учебного года все задания исправляются и результаты фиксируются в «Листах индивидуального достижения».

Слайд №15

Листы самооценки разработаны в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Включают в себя:

  • Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу.
  • Общие умения, навыки и способы деятельности.
  • Формирование и проектирование учебных универсальных действий.

Работая с учащимися над «Дневником моего роста» можно сказать, как прошел адаптационный период, проследить развитие каждого ученика, показать, что не успешных в нашем классе нет, развить высокую учебную мотивацию и контрольно-оценочную деятельность ребенка.