Интегрированный урок русского языка и развития речи "Дом без книги, что без окон". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Способствовать обогащению речи учащихся русскими народными пословицами, поговорками, загадками; активизировать словарь учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование у детей орфографической памяти, умения проверять написанное, при списывании предложения с предварительной подготовкой;
  • формирование у младших школьников орфографической зоркости при записи предложения под диктовку с предварительным выявлением орфограмм;
  • обогащение словарного запаса детей.

Развивающие:

  • развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
  • продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания.

Воспитывающие:

  • содействовать воспитанию у детей любви к родному языку, интереса к слову, потребности в чтении, получении знаний из книг.

Оборудование: рисунок по мотивам русской народной сказки “Волк и семеро Козлят”; карточки с пословицами, для работы в парах; пропись №4, памятка №1 “Как списывать”.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Доброе утро друзья! Я очень рада встрече с вами. И, конечно, жду той минуты, когда мы приступим к работе. А вы этого желаете?

Дети:

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь придти!

Учитель: В таком случае – в добрый путь, друзья!

II. Объявление темы урока

Учитель:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И все, что в памяти у нас, –
Означено словами.

Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами!
Сегодня на уроке русского языка мы больше узнаем о творчестве русского народа, познакомимся с пословицами, поговорками, загадками, вспомним сказки.

III. Работа по теме урока

Учитель:

Начнём наш урок с загадок.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Дети: Книга.

Учитель:

Листами магазин зарос –
Не страшен той листве мороз!

Дети: Книга.

Учитель:

Консервированные мысли
За три века не прокисли!

Дети: Книга.

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о книгах, в конце урока Вы постараетесь объяснить смысл пословицы “Дом без книги, что без окон”. Вы любите сказки?

Дети: Да!

Учитель: Откройте пропись на странице 53, о каких сказках здесь идёт речь?

Дети: Это русские народные сказки “Волк и семеро козлят” и “Царевна-лягушка”.

Учитель: Правильно. Эти сказки дошли до нас из глубины веков только благодаря книгам. Когда люди ещё не умели писать, они рассказывали сказки, передовая их из уст в уста от поколения, к поколению. Когда же люди научились печатать книги, они записали народные сказки и напечатали. Так они сохранились и дошли до нашего времени. А с иллюстрациями художников эти сказки стали ещё более интересными Вам для самостоятельного чтения.

Списывание предложения с предварительной подготовкой.

Учитель: Прочитайте предложение: Это русские народные сказки. Это предложение мы спишем, пользуясь нашей памяткой.

(На доску вывешивается памятка: “Как списывать?”)

1. Прочитайте предложение, чтобы запомнить.
2. Отметьте “опасные места” в этом предложении.

Дети: Большая буква в начале предложения.

– Все слова пишутся раздельно.
– В конце предложения ставится точка.
– В слове русские: удвоенные согласные, безударные гласные И, Е.
– В слове народные: безударные гласные А, Ы, Е, парная звонкая согласная Д, перед другой согласной – оглушается.

Учитель: Подберите родственное слово, к слову народные, чтобы звук Д слышался чётко.

Дети: Народом (великим), народами, народец.

Учитель: Молодцы!

Дети: В слове сказки: безударная гласная И, парная звонкая согласная З, перед другой согласной – оглушается.

Учитель: Подберите родственное слово, к слову сказки, чтобы звук З слышался чётко.

Дети: Сказочка, сказочник.

Учитель: Молодцы.

3. Прочитайте предложение вслух так, как оно написано.
4. Не глядя на запись, повторите так, как только что говорили.
5. А теперь закройте предложение, запишите его по памяти, диктуя себе, как оно было написано. Отмечайте “опасные места”.
6. Проверьте написанное, сверяя “опасные места” с написанными Вами буквами.

Учитель: Кто не допустил ошибок при списывании?

(Дети поднимают руки.)

– Кто допустил 1 ошибку? Две ошибки? Три ошибки? Четыре ошибки? (Таких детей не оказалось.) Отложите пропись на край парты.

Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите на рисунок, герои какой сказки перед нами?

Дети: Русская народная сказка “Волк и семеро козлят”.

Учитель: Что происходит лесной избушке?

Дети: Мама–Коза читает книгу Козлятам. Пять Козлят внимательно слушают, а два Козлёнка заняты другим делом.

Учитель: Как Вы думаете, что интереснее – слушать сказку или смотреть мультфильм?

Дети: Когда дома мама или бабушка, и они мне читают сказку, то мне интереснее слушать. Но когда их дома нет, или они заняты делом – я смотрю мультфильм.

Дети: А я люблю, когда мама читает мне сказку на ночь.

Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Как сделать так, чтобы двое Козлят тоже полюбили слушать и читать книжки?

Дети: Я думаю, что если козлята больше узнают о том, как много в книгах интересного, то они захотят сами научиться читать и писать, полюбят книги.

Учитель: Поможем Козлятам узнать, что интересного нам может рассказать книга? Давайте вспомним, что мы знаем о книгах. Где, с древних времён, люди собирают и хранят книги?

Дети: В библиотеках. Об этом говорилось в третьей загадке о книгах.

Учитель: Правильно, молодец! Что Вы узнали о профессии библиотекаря, во время экскурсии в библиотеку?

Дети: Профессия библиотекаря очень интересная и почётная, библиотекарь помогает выбрать книги, знает много книг, аккуратен, любит и бережёт книги.

Дети: В библиотеке есть два зала: читальный, где люди читают, и абонементный, в котором выдают книги домой.

Учитель: Говорят, что сейчас можно обойтись без библиотек – есть компьютер? Вы согласны?

Дети: Я не согласна. Конечно, многую информацию можно получить быстро с помощью компьютера, но не все книги можно прочитать по нему.

– Я тоже считаю, что нельзя заменить книгу компьютером, т. к. сидя за монитором – устают глаза, портится зрение.

– А мне папа рассказывал, что для слепых людей специальные книги печатают и взять их можно в библиотеках. Как же без них?

Учитель: Да, ребята, я полностью с Вами согласна: библиотеку не сможет полностью заменить компьютер. А какие правила поведения в библиотеке Вы запомнили?

Дети: Без спроса книги не брать.

– Книгу взял – скажи “спасибо”.
Книги рвать и пачкать нельзя.
– В библиотеке не толкаться и не шуметь.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

Висела шишка у всех на виду. (взгляд вправо, взгляд влево)
Шишка на всех глядела
И тихонько висела. (круговые движения глазами)
Лось сказал, что низко, (взгляд вниз)
А зайчонок – высоко. (взгляд вверх)
Белочка сказала – близко, (посмотреть на нос)
А ежонок – далеко. (посмотреть перед собой)

Запись предложения под диктовку.

Учитель: Молодцы, ребята. За то время, пока Вы учитесь в школе, Вы не только много нового и интересного узнали из книг, но и научились читать и писать. Давайте покажем Козлятам, как Вы научились писать под диктовку. Сегодня мы запишем пословицу о книге. Откройте прописи. Найдите пустую строчку. Внимательно прослушайте предложение.

(Учитель читает орфоэпически предложение, дети слушают, запоминают).

Книжка мала, а ум дала.

1. Диктуя себе, дети записывают предложение схематически, подчёркивают “опасные места”, требующие применения известных правил (о раздельном написании слов, о большой букве в начале предложения, точки в конце предложения).
2. Снова диктуют себе предложение и записывают каждое слово слоговыми дугами.
3. Ещё раз произносят по схеме каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги.
4. Точками или чёрточками указывают под дугами все “опасные места” среди гласных и согласных.

Учитель: Учитель читает предложение ещё раз – орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в словах: книжка, дала, где буква отличается от звука, проговаривает о необходимости запятой.

5. Дети, слушая и следя по модели, в этих местах над сигналами “опасности” вписывают в дугу нужную букву.
6. Под орфографическую самодиктовку дети записывают предложение и отмечают “опасные места, обращая внимание на буквы-подсказки.
7. Под диктовку учителя (частично орфографическую), ведя карандашом по слогам, ученики проверяют свою запись.

Учитель: Молодцы, справились с этим сложным заданием. Отложите тетради на край парты. Как Вы объясните смысл этой пословицы?

Дети: Не важно, какая – толстая или тонкая книга, даже из самой маленькой мы получаем нужную нам информацию.

Физкультминутка (двигательная)

Ходит важный носорог. (ходьба на месте)
Слышен всюду топот ног. (топот ног)
Вертит он огромным рогом (поворот головы влево, вправо)
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой, (топнули правой ногой)
А теперь удар другой. (топнули левой ногой)
Тяжело шагает он. (ходьба на месте)
Очень толст он и силён. (изобразить толстого носорога)

Работа в парах.

Учитель: Возьмите конверты, достаньте содержимое и из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

С книгой жить – лучший друг.
Книга подобна воде: что птица без крыльев.
Хорошая книга – век не тужить.
Ум без книги – пробьёт дорогу везде.

(Работая в парах дети собирают пословицы, выкладывая их на партах. Затем, читая вслух, собирают эти пословицы у доски, объясняя их смысл.)

Учитель: Молодцы, ребята! Мне кажется, Вы сумели помочь двум Козлятам понять, как много интересного можно узнать из книг, и они просят Вас помочь решить их спор: кого больше любит Книга: девочку или мальчика?

(Ребята показывают заранее подготовленную сценку. Ученица выносит муляж книги в “плохом” состоянии. Проговаривая свои слова, девочка показывает её листы. Ученик выносит художественную книгу большого формата. Проговаривая свои слова, показывает страницы сказки А.Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”.)

Девочка:

– слюнявит страницы книг;
– часто роняет книги на пол;
– салатом измазала учебник;
– загибает листы книг;
– забыла книгу на лавочке в сквере;
– так и не нашла её.

Мальчик:

– ремонтирует книги;
– хранит их на книжной полке;
– когда читает – не кушает;
– аккуратно листает страницы;
– помнит и любит книги;
– дал почитать книгу лучшему другу.

Дети: Конечно, Книга больше любит мальчика.

Я думаю, что в нашем классе нет и не будет таких как эта девочка.

Мальчик: Кто может назвать автора этой книги и её название?

Дети: Автор этой книги – А. Толстой, а называется она: “Золотой ключик или приключения Буратино”

Мальчик: Правильно. Я взял эту книгу из нашей классной библиотечки. Советую вам её прочитать.

Учитель: Возьмите пропись. На странице 52 написаны герои этой сказки. Допишите недостающие слоги, обведите слова.

(Один ученик выполняет подобную работу с обратной стороны доски, где ему так же надо вставить недостающие слоги.)

Учитель: Давайте проверим, что у Вас получилось.

(Дети сверяют получившиеся слова у себя в тетрадях, со словами на доске, исправляют ошибки, если они возникли.)

Учитель: Кто сможет назвать: как звали черепаху и собаку из этого произведения?

Дети: Черепаху звали Тартила, а пёс – Артемон.

Итог урока

Учитель: Как Вы теперь сможете объяснить пословицу “Дом без книги, что без окон”, ставшую темой нашего урока?

Дети: Как в доме без окон темно, так и без книг мы как в темноте – без знаний.

Учитель: Молодцы, ребята. Я уверена – вы сумели помочь Маме-Козе сделать так, что бы два её козлёнка полюбили книги.

– Если урок вам понравился, встаньте, когда я покажу вам человечка улыбающегося.
– Если не очень – спокойное выражение.
– Если вам было неинтересно, скучно – грустное выражение лица.

Учитель: Спасибо за урок!