Авторская программа "Сказочная страна – оригами"

Разделы: Начальная школа


Авторская программа «Сказочная страна - оригами» является общекультурной художественно-эстетической направленности.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Программа создана для проведения факультативных занятий по технологии.

Занятия проводятся с группой 1 час в неделю, т.е. 17 часов во втором полугодии.

Значение оригами для развития ребенка:

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.

Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, окружающего мира.

Цель программы: Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы:

Обучающие

  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы занятий: комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Учебно-тематический план 2 класс (II полугодие)


п/п
Наименование тем курса Общее кол-во уроков Формы и методы обучения Формы контроля
Лекции Практ. Семинар
1 Беседа по охране труда. Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка. 1 1      
2 «Матрёшка» 1   1   Тест
3 Базовая форма «Квадрат». Цветы к празднику 8 марта. Открытка «Букет гвоздичек». 1   1   Сам. работа
4 Бутоны роз. Композиция «Букет роз». 1   1    
5 «Подснежник». 1   1   Сам. работа
6 Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка. 1   1    
7 Головастик и жук. 1   1   Тест
8 Композиция «Островок в пруду». 1   1    
9-14 Изготовление сказочных героев к сказке «Колобок».« Домик», «Колобок», « Зайка», «Волк», «Медведь», «Лиса» 6   6   Сам. работа
15 Оформление выставки. Инсценировка сказки «Колобок». 1   1    
16 Клоун. Впереди – лето! 1   1   Сам. работа
17 Оформление выставки. Диагностика по итогам года. 1   1   Провер.работа
  Итого 17 1 16    

Предполагаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством оригами;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы фиксации результатов

  • Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
  • Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихся:
    – в классе
    – в школе
  • Участие в ежегодной городской выставке детского прикладного и технического творчества.

Методические рекомендации 2 класс. (2 полугодие)

Тема 1: Беседа по охране труда. Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка.

Цели: научить детей делать пароход, совершенствовать навыки детей в работе с бумагой, учить разворачивать полученные противоположные квадраты, поднимать боковые квадраты вверх, одновременно сгибая подделку пополам, развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев, воспитывать аккуратность в работе.

Понятия: инструкция. 

Тема 2: «Матрёшка»

Цели: научить делать матрешку, воспитывать аккуратность и старательность.

Понятия: композиция, инструкция. 

Тема 3: Базовая форма «Квадрат». Цветы к празднику 8 марта. Открытка «Букет гвоздичек».

Цели: познакомить с базовой формой «Квадрат».

Понятия: композиция, инструкция. 

Тема 4: Бутоны роз. Композиция «Букет роз».

Цели: формировать творческое воображение, эстетическое восприятие.

Понятия: композиция, инструкция. 

Тема 5: «Подснежник».

Цели: научить детей делать цветы подснежники, формировать умение навыки в работе с бумагой, воспитывать стремление доставлять радость к родным, изготовляя подделку своими руками.

Понятия: инструкция.

Тема 6: Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка.

Цели: научить детей делать рыбку и бабочку, учить детей делать «двойной треугольник» сгибая квадраты по диагонали, пополам, сгибание сторон внутрь, закреплять навыки работы с ножницами (вырезая хвост и плавники), развивать художественный вкус, украшая подделку аппликацией, расширять представление детей об окружающем мире.

Понятия: инструкция.

Тема 7: Головастик и жук.       

Цели: познакомить с базовой формой «Двойной треугольник»

Понятия: инструкция.

Тема 8: Композиция «Островок в пруду».

Цели: научить создавать композицию из полученных заготовок, выделять общие объекты, учить работать в группах в составе 2-6 человек.

Понятия: композиция, инструкция

Темы 9-14: Изготовление сказочных героев к сказке «Колобок», «Домик», «Колобок», « Зайка», «Волк», «Медведь» «Лиса»

Цели: научить детей делать сказочных героев, развивать интерес к творческому конструированию

Понятия: инструкция.

Тема 15: Оформление выставки. Инсценировка сказки «Колобок».

Цели: воспитывать желание доставлять радость, при показе театральной деятельности, героями сказки сделанные своими руками.

Понятия: инструкция.

Тема 16: Клоун. Впереди – лето!

Цели: научить детей делать клоуна, учить детей выделять части подделки, соединяя между собой, развивать самостоятельность, терпение, умение доводить начатое до конца, воспитывать положительное отношение к работам товарища, формировать эстетические чувства.

Понятия: инструкция.

Тема 17: Оформление выставки. Диагностика по итогам года.

Цели: защита проекта

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

  • Высокий уровень – делает самостоятельно,
  • Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
  • Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

  • Высокий уровень – делает самостоятельно,
  • Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
  • Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

  • Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
  • Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
  • Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

  • Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
  • Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
  • Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Оцениваются умения:

  • организовать свое рабочее место,
  • рационально использовать необходимые материалы,
  • аккуратность выполнения работы.

Приложение