Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка

Разделы: Русский язык


Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми, к сожалению, в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого развития способности анализировать, а возможно и потому, что современное образование не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Эта система лишь диктует ребенку условия, не оставляя места и времени для его вопросов. Поэтому наши дети перестают их задавать и теряют интерес к обучению.

Уже несколько лет я работаю над темой «Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка». В результате поиска на волнующий нас вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета.

Стремясь обучить своих учеников русскому языку, мы с вами пытаемся заинтересовать их своим предметом, а для этого ищем новые приемы, методы и способы подачи нового материала.

Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать.

При выполнении учащимися такого рода заданий учитель сталкивается с объективным показателем уровня познавательной активности учащихся (это стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, самостоятельность при решении учебных задач). Это все дало выделить 4 уровня проявления активности: нулевой, относительно- активный, исполнительно-активный и творческий. Учителю необходимо это учитывать при планировании нестандартных заданий. Ведь иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной части ребят оно бывает недоступно. Интерес к уроку мгновенно пропадает. Т.о. при определении сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников.

Например.

Ребята получили задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем». На доске висели репродукции картин осенней тематики других художников. Задания были разными.

Ребята нулевого уровня подбирали прилагательные к данным мною существительным и составляли с ними 3 предложения.

Ребята относительно-активного уровня должны были придумать словосочетания и распространить их так, чтобы получилось 5 интересных предложений по данной картине.

Следующий уровень - исполнительно-активный, здесь ребята получили задание написать мини-сочинение из 5-6 предложений. А творчески работающие дети должны были сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему.

Т.о. одновременно с обучением на таком уроке ребята показали свои творческие способности и получили эстетическое наслаждение.

На уроках нужна такая эмоциональная атмосфера, которая настраивала бы школьников всех уровней проявления активности на учебный процесс. Тогда получится цепочка:

И если вы создадите для себя такую цепочку, то ваш предмет будет в числе уважаемых и даже любимых. Это наша с вами цель, а в достижении ее большую роль играют нестандартные задания: учебно-поисковые и исследовательские. Особенный интерес вызывают последние задания. Интерес к ним рождается под влиянием предполагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью, оригинальностью. Ученику предлагается вести расследование.

Например.

В 7 классе при изучении причастий даются задания:

  1. Почему и как одни части речи могут переходить в другие?
  2. Какие слова могут употребляться и в значении причастия и в значении прилагательного? Приведите примеры из данного текста.

Или на игре Брейн-ринг, проводимой на неделе русского языка между 7 классами один из вопросов был посвящен языковому явлению:

Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта XIX в. Э. Минаева? Дайте значения выделенных слов.

В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где, на сене,
Лежа, слушал песню Сени:
«Ах вы, сени, мои сени!»

Интерес у ребят вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на «открытие» ими уже познанного, открытого в науке. Это проблемные задания, которые могут быть с элементами занимательности.

Например:

В 5 классе на итоговом уроке «Словообразование», который проходил в форме игры «Звездный Час», были даны слова, надо было установить непрерывность цепи, т.е. словообразовательную цепочку: учу, учительница, выучит, учитель.

Еще задание: придумать смешные фамилии, имена и отчества для:

  • хвастуна
  • грубияна
  • плаксы
  • выскочки
  • врунишки

Ребята должны были выявить словообразовательные элементы. В следующем задании ребятам было предложено переделать неправильно образованные слова и подумать, почему маленькие дети именно так образовали:

  • махучий хвост
  • раздавитая муха
  • клевчий петух
  • исчезлая собака
  • лопнутая бутылка
  • слепитые конфеты

По лексике было дано задание иного плана. Надо было определить значение слов: весна, даль, десна, роман, лист. И ответить на вопрос, какой смысл приобретут эти слова, если их написать с большой буквы? Составьте предложение с каждым словом.

Почему же подобные проблемные задания вызывают интерес у учащихся?

Потому что учебно-поисковые задания предполагают, что источник интереса к языку полностью формируется на лингвистическом уровне:

  • Дается анализ слов с точки зрения состава.
  • Анализ лексического значения каждого слова.
  • Необходимо сделать самостоятельный вывод.

Мне нравится, когда в классе царит эмоциональное оживление; часто оно помогает при объяснении нового материала, - сразу видишь, поняли ли ребята эту тему. Чтобы мои дети заинтересовались изучением русского языка, относились с симпатией к этому предмету, стараюсь проводить уроки по-разному. Но при всем разнообразии уроков некоторые моменты остаются неизменными.

Каждый урок начинаю с фронтального опроса ранее изученных правил, ребята отвечают по конспекту. Этот фрагмент урока взяла из методики Шаталова. Вообще конспектам и алгоритмам надо отдать должное. Минимум времени и усилий на объяснение нового материала. Но в эти фрагменты можно и нужно вносить элементы детского творчества: ребята оформляют новое правило цветными рисунками.

Неизбежным элементом нашей работы является словарная работа. Но если это однообразно, то не дает нужного эффекта. Ребятам больше нравится слушать передачу «Радио - няня», записывать под ее музыку новые слова, нравится писать словарные диктанты с самопроверками и взаимопроверками. Часто даю значения слов, а ребята определяют, какое это слово, идет работа с толковыми и орфографическими словарями. Во время словарной работы использую изображения каких-то предметов, провожу диктант-цепочку (диктую по 3 слова через определенный промежуток времени).

Они любят, когда провожу диктанты - молчанки.

Например:

Когда я объяснению роль приставок в 5 классе, я для наглядности переливаю воду из графина в стаканы, а ребята должны образовать однокоренные слова с помощью приставок к слову лью, а потом они должны доказать, что это не формы слова, а родственные слова.

Интересно диктант - молчанка проходит в 6 классе, когда изучаем правописание приставок «пре» и «при». Ребята должны подобрать глаголы с данными приставками, а я в это время совершаю действия: прибиваю гвоздь, привинчиваю лампочку, пришиваю пуговицу, причесываюсь, прикручиваю гайку, приседаю и т.д. Эффект потрясающий. Ошибок на правописание данных приставок почти не бывает.

Ученикам, какого бы они возраста ни были, нравится смена деятельности. Очень хорошо помогают переключать внимание средства наглядности и технические средства.
Большим спросом пользуются перфокарты. Ребятам очень нравится вставлять нужные буквы и делать морфологические разборы. Ребята старшего возраста предпочитают тестовую работу.

В среднем звене упрощенная форма (ставим +), в старших классах по типу 3-ий лишний.

Например:

Дается 10 групп слов (в каждой по 3 слова) выбираешь нужное слово.
Так же ребятам нравится работать со схемой

Пишем 10 слов, затем идет самопроверка или взаимопроверка. Часто на уроках русского языка использую музыку. В основном это произведения Чайковского, Бетховена, классические этюды. Очень часто пишем мини - сочинения и мини - изложения под «Времена года» Чайковского. Темы сочинений рождаются сами собой. Зимой, когда темная пора, мы с ребятами часто зажигаем свечи, включаем проигрыватель, и уже под первые аккорды музыки кто-то придумывает темы сочинений: «Если бы я была снежинка», «Что можно сделать из снега?», «Почему снег белый?» и т.д.

Уделяю большое внимание мини - изложениям, т.к. именно этот вид письменной работы, на мой взгляд, формирует у учащихся пунктуационные, орфографические навыки связной речи.

Разнообразие форм позволяет включаться в работу на уроке то зрительной памяти, то слуховой, то моторной. Т.о. происходит сменяемость эмоций, и это придает внутреннюю динамичность уроку.

Ребятам любого возраста нравится новизна урока, его необычность. В этом нам помогают разные занимательные задания:

  1. групповые и индивидуальные турниры по орфографии и пунктуации.
  2. Конкурсы на лучший ответ, на лучший вопрос, на лучшего учителя.

Различные игры - загадки, игры - сценки, рассказы о языке, включающие элементы фантастики, диалоги занимательного характера типа А.Шибаева «Несуразные вещи». Помощниками учителя русского языка и литературы могут стать рассказы К.И.Чуковского «От двух до пяти», Григория Остера «Вредные советы», Б.Заходера «Песенки Винни Пуха», Э.Успенского «Девочка - учительница».

Т.е. любому виду учебной деятельности можно придать игровую форму.

Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение.

В этом нам помогает ТРИЗ (теория и решение изобретательских задач). ТРИЗ учит детей не бояться фантазировать, помогает смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения, вызывает интерес к предмету.

Например:

Когда проходили в 5 классе правило правописания -ЧК-, -ЧН- самостоятельно подбирали слова на эти правила и зашифровывали их.

Все эти игры, нестандартные задания - не просто развлечения, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания, заставляют напряженно мыслить, что нам, учителям, и надо. Ведь обучая, мы воспитываем ученика, как всесторонне развитую личность, активизируем его интерес к окружающему миру, к другим предметам.

Интересными для меня были данные моих опросов об отношении детей к русскому языку.

На самом 1 уроке русского языка в 5 классе прошу на листе бумаги изобразить свое отношение к русскому языку, как к предмету, используя яркие и темные тона красок. Результат, как правило, неутешительный.

1/3 класса изобразила черным и темно-синим цветом, 1/3 класса -красным и оранжевым цветом, а остальные ребята закрасили зеленым, фиолетовым, желтым и т.д., объяснив при этом, что этот предмет просто нужно изучать.

В конце 1 полугодия я повторила своеобразное анкетирование. Из 25 человек 1 мальчик нарисовал обложку учебника темно-синим цветом, 17 учеников — красным и оранжевым, а остальные - зеленым, желтым и голубым. Причем отметили при этом, что им нравятся уроки по русскому.

Психологи утверждают, что именно эти краски говорят нам о радостном восприятии материала.

Это все распространяется не только на учеников младшего и среднего звена, но, что особенно важно, этот интерес есть у ребят старших классов. Положительным моментом в своей работе считаю, что ученики в своих анкетах отмечают, что им нравится русский язык.

Подводя итог всему вышесказанному, я считаю, что нестандартные задания - один из способов решения данной проблемы, они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это результат моих поисков и размышлений. Этот материал, который помогает делать обучение более радостным и интересным.

Библиография

  1. И.М.Подгаецкая «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка». М., «Просвещение», 1985 г.
  2. Е.А. Евлампиева «Занимательные задания на уроках русского языка». Чебоксары, 1997 г.
  3. Занимательное азбуковедение. М.,1980 г.
  4. Н.Ф. Александрович «Занимательная грамматика». М., 1964 г.
  5. В.А. Иванова, Э.А. Потиха, Д.З. Розенталь «Занимательно о русском языке». Л., «Просвещение№, 1990 г.
  6. Б.Т. Панов «Типы и структура уроков русского языка». М., «Просвещение», 1986 г.
  7. А.О. Орг «Олимпиады по русскому языку», М.., «Просвещение», 1994 г.
  8. З.Н. Люстрова, Я.И. Скворцов, В.Я. Дерягин «Беседы о русском слове». М., «Знание», 1978 г.
  9. Т.В. Шклярова «Справочное пособие для начальных классов». Рязань, 1996г.
  10. В.Я. Булохов «100 разновидностей диктанта». Красноярск, 1994 г.
  11. Л.А. Введенская, Р.Я. Саакьян «Наш родной язык». М., «Просвещение», 1971 г.
  12. Г.А. Богданова «Опрос на уроках русского языка». М., «Просвещение», 1989 г.
  13. Е.В. Коротаева «Стимулирование творческой деятельности учащихся». РЯШ 1995 г. №5, с3-8.
  14. Е.В. Коротаева «Уровни познавательной активности». РЯШ 1996г.№4,с3-8.
  15. Ю.В. Кулеша «Развитие интереса к урокам русского языка в б классе». РЯШ 1997 г. №6, с32-34.
  16. М.И. Крупенникова «Эффективные методы и приемы организации урока». РЯШ 1997 г. №4, с9-15.
  17. Гизатуллина Д.Х. «Русский язык в играх». С.-П., «Акцидент», 1996 г.