Цели занятия:
- Уточнение понятия о предложении, дифференциация предложения от набора слов и словосочетаний.
- Развитие языкового анализа.
- Обогащение и активизация словаря.
- Совершенствование навыков распространения предложений.
- Закрепление понятия о грамматическом оформлении предложений.
Оборудование: ПО: стандартные приложения ОС, Microsoft Office 7, мультимедийное оборудование, экран, тетради.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Логопед
- Какое сейчас время года? (зима)
Зимой холодно, потрите ручки, потрите ладошки. Теперь погладим лицо. Согрелись?
-Какой праздник мы встречаем зимой?
Дети:
- Новый год.
2. Понятие о предложении.
Логопед
- К нам пришел новогодний гость. Кто это? (Снеговик). Это не простой Снеговик, а почтовик. Он приносит письма Деду Морозу, а сегодня решил написать письмо сам.
Слайд № 2 «ёлка снег подарок зима»
- Увидела письмо Снегурочка (появляется фигурка) и удивилась – разве это письмо? Ребята, а почему удивилась Снегурочка?
Дети
- Письма пишут предложениями.
-А что такое предложения? – спросил Снеговик.
Логопед
- Ребята, что такое предложения?
Дети
- Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу и выражает законченную мысль.
Логопед (Снеговик)
- Но ведь мои слова связаны по смыслу, они же все зимние! Почему же это не предложение?
Дети (с помощью логопеда)
- Потому что нет законченной мысли. О чем говорится в предложении? Что говорится о снеге? О зиме, подарках? Непонятно. Значит это не предложение, это набор слов-предметов.
Слайд № 2 (появляются запятые)
Логопед
- Выбери, снеговик одно слово и составь предложение с ним. Ребята, как вы думаете, какое слово выберет Снеговик?
(подвести к слову «снег»)
Это слово – предмет и отвечает на вопрос «что?»
- Давайте придумаем слово-действие. Что делает снег?
(идет, падает, сыплет, кружится, летит, валит и т.д.)
- Составим предложение «Снег идет», запишем его в тетрадь.
3. Грамматическое оформление предложения.
Логопед
- Снеговик тоже записал предложение. Посмотрите как:
Слайд № 3 «снег идет»
- Как вы думаете, правильно предложение записано? (нет точки и большой буквы)
Надо исправить (на слайде) Проверьте, никто не допустил ошибку Снеговика?
ФИЗМИНУТКА Слайд № 4
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
4. Дифференциация предложения - от словосочетания.
Логопед (Снегурочка и Снеговик)
- Понял, Снеговик? - спросила Снегурочка? Вот тебе упражнение:
- Ну-ка, найди, где здесь предложение.
Слайд № 5 «Красивые снежинки».
«Падают Снежинки».
(выделяется словосочетание «красивые снежинки»)
- Они же красивые – сказал Снеговик
- Ребята, прав Снеговик? Мысль закончена? Снежинки что делают? – падают, а может, тают?
- Как это тают - испугался Снеговик – они ПАДАЮТ
Дети
(объясняют Снеговику, почему он ошибся и где настоящее предложение)
ПАЛЬМИНГ Слайд № 6
Дети сидят за партами. Локти опираются на стол. Глаза закрываются веками и прикрываются нагретыми ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу. Сидеть спокойно около минуты.
- Теперь закроем глаза и представим, как падают снежинки (по щелчку включить музыку).
5. Работа в тетради.
Логопед
- О чем говорилось в предложении? (о снежинках)
- Что говорилось о снежинках? (они падают)
- Давайте запишем в тетрадь предложение.
- Назовите слово, обозначающее предмет, подчеркните его одной чертой
- Назовите действие (подчеркивается двумя чертами)
Слайд № 7 (Выделяется основа)
6. Определение границ предложения.
Логопед
- Напоследок Снегурочка дала Снеговику еще одно задание Слайд № 8
(детям раздаются карточки с напечатанным текстом: «пришла зима выпал снег»)
- Помогите Снеговику его выполнить.
(разобрать устно, исправить на карточке, записать в тетрадь).
7. Итог занятия.
Логопед
- Давайте повторим, что такое предложение (ответ детей), и позовем Снеговика прийти к нам еще раз.
- Ребята, какое упражнение вам понравилось больше всего?
- Какое упражнение было самым трудным?
Слайд № 9