Как люди научились считать!

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Проблема введения материала по истории развития науки достаточно остро стоит для многих предметов, преподаваемых в школе, в том числе для математики. С одной стороны, никто не отрицает необходимость введения исторических сведений, с другой стороны, в связи с уменьшением количества часов, которые выделяются на преподавание математики, времени на введение такого материала практически не остается.

Ученикам, которые приходят из начальной школы в среднюю кажется, что математика – это свод правил, выполняя которые можно добиться хороших результатов. Кроме того, дети, не изучавшие историю, считают, что эти правила были всегда и если менялись, то несильно.

В современных учебниках для 5-6-го класса включены статьи, из которых можно узнать некоторые исторические сведения, но если ребенок нелюбопытен, а учитель не акцентирует внимание на этом материале, то эти сведения остаются не востребованными.

Обычно сведения по истории вводятся во время конкретных уроков в форме доклада и не носят системного характера. В результате, у учеников не создается представления о науке как о постоянно развивающемся организме. А объяснить ученикам этот тезис очень важно для того, чтобы в последствии они не потеряли интереса к учебе. Кроме того важна форма подачи такого материала.

В течение ряда лет в качестве такой формы я использую урок-спектакль с последующей работой в группе по закреплению представленного в спектакле материала.

В 5-м классе мной в сценарии к спектаклю обобщается материал, который рассказывает о пути, который прошло человечество, прежде чем пришло к современным правилам сложения, вычитания, умножения и деления. Главные герои спектакля котята Гиппократ и Геродот путешествуют во времени и знакомятся с историей возникновения счета. В это путешествие их отправляет гид-поисковик по Интернету – Шишок компьютерный, а помогают ему родители котят – кот Пифагор и кошка Гипотенуза, сокращенно Гипа.

Герои пьесы попадают сначала в нору кроликов, где убеждаются в том, что животные умеют сравнивать предметы. Затем они попадают в пещеру древнего человека и наблюдают за тем, как древний мальчик сравнивает предметы, раскладывая их парами. Потом герои отправляются к древним скотоводам и замечают, что они уже используют для сравнения специальные предметы.

После этого Шишок компьютерный отправляет котят сначала в Египет, а потом в древний Вавилон, где они знакомятся с местными способами записи чисел. Из-за наводнения малышам приходится вернуться домой, где любящие родители продолжают знакомить их с различными способами записи чисел, с необходимостью введения нуля, со старыми способами вычислений.

После завершения путешествия герои пьесы задают ученикам вопросы по материалу спектакля.

Так как с учениками 5-го класса постановку такого спектакля осуществить достаточно сложно, его поставили ученики 7-го класса. Параллельно с текстом спектакля использовалась презентация. “Актеры” с удовольствием исполняли свои роли, а “зрители” с интересом следили за ходом спектакля, а потом с азартом отвечали на вопросы.

В результате, в ходе спектакля был решен как ряд образовательных задач (знакомство учеников с этапами возникновения счета), так и различные развивающие и воспитывающие задачи (показ взаимосвязи разделов математики, и математики с другими разделами естествознания, воспитание любви к математике, внимательности, любознательности, взаимопомощи и товарищеских отношений между учащимися) и др.

Текст спектакля и презентация приведены в приложении.

Приложение