Обобщение знаний о составе слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


(Слайд 1). Презентация

Цель урока: создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова.

Задачи.

1. Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и значимых частях слова, повторение орфограмм.

2. Развивать умение разбирать слова по составу, логическое мышление, развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, монологической речи третьеклассников.

3. Учить детей общению в парах и группах.

4. Воспитывать чувство прекрасного и любовь к родному языку.

Ход урока

1. Оргмомент

- Все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из капель, лес - из деревьев, речь – из предложений, предложения из слов. Слова сделаны из своего “строительного материала”. Каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. Самая главная из них – корень. И сегодня мы будем совершенствовать знания об однокоренных словах и разбирать слова по составу.

2. Словарная работа. (Слайд 2)

- На экране слова: сапоги, дубинка, ведра, простачок, прорубь, Емелюшка.?

- На какие две группы по можно разделить слова?

- Выполните задание. Выделите корень и суффикс, где это возможно.

Проверка.

(Слайд 3)

сапоги

ведра

прорубь

дубинка

простачок

Емелюшка

- Из какой сказки эти слова? Кто главный герой? (Емеля, сказка “По щучьему велению…”)

- Сегодня Емеля пришел, а вернее приехал к нам на урок. На чем он ездил? (На печи)

“Очень долго я к вам добирался, - говорит Емеля. Привез вам много заданий по русскому языку. С одним вы уже справились и можно развязать один узелок на моем платке. Узелки я завязал на память, но все равно забыл, как выполняются задания. Вы мне поможете?

3. Письмо по памяти. Работа со словарем. (Слайд 4)

- Какое слово лишнее в первом столбике? (Сапоги – слово из словарика)

- Напишите по памяти.

Сапоги, сапожки бегут по дорожке. Какие виды орфограмм здесь встретились? (Парные согласные, безударные гласные, предлог) С помощью чего образованы слова “сапожки”, “дорожки”? Что означает здесь этот суффикс? Как проверить? (Взаимопроверка).

(Слайд 5 )

- Когда так говорят? Два сапога – пара? (О двух людях, подходящих друг к другу, в особенности по своим недостаткам)

Сапоги каши просят? (Износились, продырявились, требуют починки)

4. Нахождение корня в родственных словах

- Молодцы, ребята! Еще один узелок развязан. (Слайд 6)

- Ребята, Емеля сообщает нам, что в одном произведении К. Паустовского описан лесник, который любил “разбирать” слова. Вот, например, как он размышлял над словом “родник”:

“Родник родит речку, а она течет через всю Родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой”.

- Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. (Родник, родина, народ, родня)

- Что у них общего? (Смысл и общая часть “род”)

- Что же такое корень? (Общая часть всех родственных слов)

5. Загадка-шутка. (Слайд 7)

Емеля по дороге встретил гуся и спросил:

- Вы кто такие?

- Я – гусь, это – гусыня, а это – наши гусята.

- А ты кто?

- А я их родственница – тетя Гусеница. (Права ли гусеница? Докажите)

5. Выборочное списывание слов с приставкой. (Слайд 8 )

Ехал-ехал Емеля, вдруг видит – огромный камень.

На камне слова: отрезать, отеплить, отколоть, отучить, отчизна, отбить.

- Чтобы дальше двинуться в путь, нужно выполнить задания:

1) Выписать слова с приставкой от. (Работа в парах)

Обобщение: Что такое приставка, и какую роль играет приставка?

6. Работа в группах. (Слайд 9)

2) Логическое задание: Найдите лишнее слово, докажи.

Подоконник, пододеяльник, подорожник.

7. Образование слов при помощи суффикса. (Слайд 10)

- Развязали еще один узелок. А там свиток. – Что такое свиток?

Найдите значение в толковом словаре.

- Кто нам его передал? Сестрица Аленушка и братец Иванушка. (Слайд 11)

- Почему говорится сестрица, а не сестра? Аленушка, а не Алена? (Автор называет их ласково, с любовью)

- Выясним, какая часть слова передает это ласковое отношение?

Сестра
Сестрица
Алена
Аленушка
брат
братец
Иван
Иванушка

Правильно, суффикс. Давайте, развернем свиток. Что там?

(Слайд 12 ) Образуйте при помощи суффикса слова с корнем -дом- и запишите их в тетрадь. Составьте с одним из слов предложение. (Проверка)

-ишк- -ов- -ик- - ищ-                 Домик – домишко

- В чем разница? - Что такое суффикс и для чего он нужен?

8. Физминутка

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем проявлять.
Проявить ты можешь сам
Cвое внимание к словам.

9. Работа с учебником

Внимание поможет вам справиться с упражнением 173 на с. 67 учебника.

– Прочитайте задание. (Проверка, оценка)

10. Обобщение

- Молодцы, ребята! Остался один-единственный узелок. Это ваш полный ответ по плану: (Слайд 13)

Приставка                          Суффикс

1. Это… …

2. Пишется… …

3. Служит… …

- В чем сходство и различие?

11. Итоги урока

- Развязывается последний узелок.

- Что же в платке? (Слайд 14 )

Пословица: Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.

- Объясните смысл пословицы.

- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным?

12. Домашнее задание: упр. 178. (Списать текст)

(Дополнительное задание дается только в том случае, если останется время на уроке)

13. Но Емеля нам привез еще и дополнительное задание: это шарады, которые вы любите:

а) Корень мой найдешь в цене,
В окончании найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

б) Корень тот же, что в слове сказка,
Суффикс тот же, что в слове извозчик.
Приставка та же, что в слове расход. (Рассказчик)