Спортивно-массовое мероприятие "Олимпийское воспитание"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: создать представление о зарождении Олимпийских игр в древности и приобщение детей к участию в спортивно-массовых мероприятиях, посвященных этим играм.

Задачи:

  • Расширить знания о спорте, познакомить с историей древнего и современного Олимпийского движения;
  • Закрепление знаний и умений, полученных в результате занятий;
  • Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
  • Укрепление здоровья и организация досуга, как способа активного отдыха;

Мероприятие проводится в два этапа: теоретический и практический.

Этап первый, теоретический: "Олимпийский урок".

Проводится с каждой группой отдельно в методическом кабинете. Дети садятся на стулья перед телевизором и тренер-преподаватель начинает свой рассказ: "Традиция проведения олимпийских игр зародилась в Греции более 3000 лет назад. Участвовать в играх могли только свободные греки (юноши до 20 лет). Участников состязаний называли атлетами, т.е. людьми красивого и крепкого телосложения. Олимпийские игры длились пять дней и проходили каждые четыре года, всегда летом. В течение всего месяца на территории Эллады объявлялся священный мир. Главным принципом состязаний была честность. Для греков Олимпия, где проходили Олимпийские игры, была священным местом. В центре ее находился храм, в котором стояла огромная статуя Зевса. На торжественном открытии участники давали присягу. Большинство соревнований проводилось на стадионе, который имел продолговатую форму. Одна из торжественных традиций соблюдается и в настоящее время - это зажжение Олимпийского огня. Олимпийский огонь зажигают девушки в белых одеждах древних гречанок возле разрушенного храма Зевса в Олимпии, когда взойдет солнце. Увеличительной линзой они ловят первые солнечные лучи, зажигают факел и передают его спортсменам, которые несут этот факел к месту проведения соревнований. Затем, под звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпурных плащах и с венком на голове. За ними шли атлеты из всех городов Греции. По окончании игр, на пятый день, перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости, на нем лежали венки из оливкового дерева. Эти венки возлагали на головы победителям, затем устраивали торжественное шествие. Впереди шли судьи, за ними победители - олимпионики. В настоящее время Олимпийские игры проводятся и летом, и зимой. Олимпийский символ изображается на белом полотнище в виде пяти переплетенных колец и олицетворяет единство пяти континентов: голубое - Европе, желтое - Азии, зеленое - Австралии, красное - Америке, черное - Африке ( тренер-преподаватель показывает изображение колец на флаге, который будет использоваться во время праздника и стилизованную карту мира, где каждый континент окрашен в соответствующий цвет и подписано его название). Олимпийский девиз: "Быстрее! Выше! Сильнее!" выражает устремление Олимпийского движения и волю к достижению более высоких результатов в спорте. Перед проведением Игр произносятся торжественные клятвы судьями соревнований и спортсменом той страны, в которой проводятся Игры.

Затем предлагается просмотр мульфильма "Большая эстафета" о зарождении Олимпийских игр, о том, как и откуда взялся символ и огонь Олимпиады, и как он добрался к 20-м Олимпийским играм в Советский Союз (продолжительность 10 минут).

После просмотра мультфильма тренер-преподаватель обсуждает с детьми увиденный материал, выявляет, насколько дети усвоили его содержание, отвечает на вопросы, возникшие у детей, а затем продолжает свой рассказ: "В 1980 году 20-е летние Олимпийские игры проходили в Советском Союзе в Москве, талисманом Олимпиады был "Олимпийский мишка", характерные атрибуты "мишки" были: широкий пояс, окрашенный в олимпийские цвета и пряжка в виде пяти колец. Совсем скоро свой старт возьмет 22 зимняя Олимпиада, которая будет проводиться в городе Сочи. Талисманами ее будут "леопард", "белый медведь" и "зайка" (показывает изображения талисманов Олимпиад). А сейчас мы посмотрим шуточный мульфильм "А Баба-Яга против!" про Бабу-Ягу и Олимпийского мишку, которые противостояли друг другу в возможности стать олимпийским талисманом (продолжительность 26 минут).

После просмотра мультфильма детям предлагается нарисовать запомнившихся и полюбившихся им героев, события, талисманы или символы Олимпийских игр. А затем в фойе ДЮСШ на стенде устраивается выставка детских рисунков, выполненных всеми воспитанниками, с которыми проводился этот урок.

Этап второй, практический: Спортивно-массовое мероприятие "Олимпийское воспитание".

Мероприятие проводится в большом спортивном зале, оформленном в соответствии с тематикой мероприятия. Участие принимают воспитанники 8-10 лет, разделенных на пять команд по 6 человек. Название команд - названия пяти континентов, участники одеты в футболки тех цветов, что и цвета их континента. Команды входят в зал под торжественный марш "Добро пожаловать в Москву, Олимпиада" и выстраиваются перед судьями соревнований. Ведущий приветствует участников соревнований и объявляет, что сегодня проводятся соревнования, посвященные Олимпийским играм.

Ведущий:

Мечтает быть каждый, конечно, здоровым
Но в климате нашем довольно суровом
Надо немало труда приложить
Чтоб без болезней лет двести прожить.
Пять колец, пять кругов - знак пяти материков,
Знак, который означает то, что спорт как общий друг,
Все народы приглашает в свой всемирный мирный круг.
Ну, а пять материков, как доверенных послов,
шлют спортивные отряды на призыв Олимпиады.

Представление команд

Ведущий берет в руки голубой обруч:

Из Европы дружбы тропы к нам спешат - препятствий нет!
А какой же цвет Европы? Голубой Европы цвет!

(Дети приветствуют команду, команда выстраивается на свое стартовое место, ведущий вешает голубой обруч на стену, для составления символа Олимпийских игр).

Берет черный обруч:

Знают все, что черный цвет - знойной Африки привет!

(Дети приветствуют команду, команда выстраивается на свое стартовое место, ведущий вешает черный обруч на стену).

Берет красный обруч:

И Америке негоже быть без собственных примет,
И Америке достался олимпийский красный цвет!

(Дети приветствуют команду, команда выстраивается на свое стартовое место, ведущий вешает красный обруч на стену).

Берет желтый обруч:

Солнце из-за океана поднимается в зенит,
На Востоке рано-рано солнце окна золотит
Потому что желтый цвет - это Азии привет!

(Дети приветствуют команду, команда выстраивается на свое стартовое место, ведущий вешает желтый обруч на стену).

Берет зеленый обруч:
Цвет травы - зеленый цвет, из Австралии привет!

(Дети приветствуют команду, команда выстраивается на свое стартовое место, ведущий вешает зеленый обруч на стену).

Ведущий: И так, дети, вот у нас с вами получился символ Олимпийских игр - переплетенные Олимпийские кольца, которые символизируют также дружбу и сплоченность народов этих материков.

Ведущий: А сейчас один из капитанов команд зачитает торжественную клятву участников соревнований, которая впервые была произнесена на Олимпиаде 1920 года:

"От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих соревнованиях, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд" (произносит участник).

Ведущий: Кто с ветром проворным может сравниться?

Дети: Мы, Олимпийцы!

Ведущий: Кто верит в победу, преград не боится?

Дети: Мы, Олимпийцы!

Ведущий: Клянемся быть честными, к победе стремиться,

Рекордов высоких клянемся добиться!

Дети: Клянемся!Клянемся!Клянемся!

Ведущий: "А теперь будет произнесена клятва судей соревнований":

"От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши функции во время этих соревнований со всей беспристрастностью, соблюдая правила и сохраняя преданность принципам настоящего спортивного духа" (произносит один из судей).

Ведущий: А теперь начинаем соревнования, посвященные Олимпийским играм и первое, что мы сделаем, это зажжем олимпийский огонь, поддерживая традицию начала Олимпийских игр:

Торжественное зажжение олимпийского огня

Участники команд распределены по длине всей дистанции на расстоянии 5 метров друг от друга. Последний участник каждой команды получает горящую свечу, помещенную в стакан. Участник, получивший свечу, проходит 5 метров и передает ее второму участнику, возвращается на место, второй передает третьему и т.д. По завершении эстафеты пять свечей помещают в чашу и устанавливают на возвышение, покрытое белым полотнищем, с надписью "Олимп" и от свечей зажигается большая бенгальская свеча, символизируя олимпийский огонь (звучит "Ода на зажжение огня").

1) Эстафета "Передача олимпийского огня"

Команды встают в середине зала, наподобие спиц колеса, повернувшись левым боком к центру круга. Участники, стоящие крайними от центра круга, держат в руке "олимпийский огонь" (нарисованное пламя прикреплено к деревянной палочке длиной 25см.). По сигналу участники, у которых в руках "олимпийский огонь", бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных команд к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю участнику, после чего встают в начало своей шеренги (ближе к центру). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету также оббегает круг и передает ее третьему номеру и т.д. Когда начинавший эстафету окажется с края и ему принесут "огонь", он поднимет его вверх, возвещая об окончании эстафеты командой.

2) Эстафета "Олимпийские кольца"

Первые номера встают напротив своих команд на расстоянии 15-20м на контрольной линии. Остальные пять участников стоят с обручами на линии старта. По сигналу "Марш!" первые номера подбегают ко вторым - направляющим в колоннах, затем вместе с ними, держась за руки, бегут к контрольной линии. Вторые номера с обручами остаются на ней. Затем первые номера бегут за третьими, и т.д. Когда все участники соберутся на контрольной линии, команда составляет из пяти обручей олимпийский символ. Учитывается не только быстрота выполнения задания, но и правильность составления символики.

3) Эстафета "Окольцованные"

По длине дистанции разложены пять обручей. Первый участник подбегает к первому обручу и одевает его через голову на себя, кладет на место, подбегает к следующему обручу и проделывает то же самое, оббегает ориентир на конце дистанции и возвращается назад по прямой без задания.

4) Эстафета "Олимпийский флаг"

Первые номера бегут до разворотного флажка, оббегают его, потом возвращаются к своей команде и вместе со вторыми номерами, взявшись за руки, добегают до разворотного флажка. Первые номера остаются там, а вторые бегут за третьими и т.д. Команда, которая первой соберется у своего флажка, получает право поднять олимпийский флаг под музыку (используется гимн на поднятие флага).

5) Эстафета "Быстрее, выше, сильнее!"

этапы эстафеты:

- первый - ведение баскетбольного мяча "змейкой" вокруг ориентиров (конусы - 4 шт.), положить мяч в обруч;

- второй - прыжки через барьеры (3 шт.);

- третий - поднятие гантелей на конце дистанции (3 раза).

Возвращаясь назад, выполнить задания в обратном порядке, передать эстафету следующему участнику.

6) Эстафета "Самый ловкий и сильный"

Прыжки до ориентира с зажатым между коленями мячом, положить мяч в обруч, взять боксерскую перчатку, одеть ее на руку, добежать до капитана, который стоит у дальнего ориентира и ударить его три раза по перчатке, одетой на левую руку. Затем вернуться к обручу, положить боксерскую перчатку, взять мяч и бежать назад по прямой, передать эстафету следующему участнику.

Ведущий: А теперь мы проведем самое любимое и захватывающее зрелище Олимпийских игр древности:

7) Эстафета "Гонки на колесницах"

Участники становятся в пары, первый "лошадь", второй "наездник". На "лошадь" одета узда (сделана из ремней, на груди изображение лошадиной головы), сзади "наездник", который держит его за вожжи. Движение по прямой в парах бегом до ориентира и обратно, передать вожжи и эстафету следующей паре.

На время подведения итогов дети выходят из зала для торжественного построения.

Подведение итогов

Дети заходят в зал под песню "Пять колец" и выстраиваются на награждение в одну шеренгу. Судьи награждают участников грамотами и подарками, а капитаны команд - победителей встают на пьедестал (звучат героико-эпические фанфары), им надеваются лавровые венки на голову (имитация из цветной бумаги).

Ведущий: "А сейчас прозвучит гимн страны-победителя, а так как мы с вами все россияне, поэтому звучит гимн России". После этого, капитанам команд предоставляется право опустить Олимпийский флаг и закрыть соревнования. Затем дети перестраиваются в колонну и под песню "До свидания, Москва!" выходят из зала.

Список использованной литературы.

  1. В.И. Усаков "К Олимпийским вершинам - с детства", 1995г.
  2. Француаза Перруден "Цивилизации древнего мира", 2005г.
  3. М.Ю. Карпушина "Быть здоровыми хотим", 2003г.
  4. "Спорт в школе" № 23, 2010г. " Олимпийские кольца Деда Мороза" Е.Егорова, О.Кузнецова
  5. "Спорт в школе" № 24, 2010г. "Традиция длиной в 3000 лет" А.Семенова