Открытое занятие. Прогулка младших школьников со сложной структурой дефекта

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Дорогие ребята, сегодня наша прогулка будет интересной тем, что мы побудем разведчиками, и посмотрим, на признаки природы наступившего времени года, которые изменили окружающий нас мир.

А сначала вы скажите мне, какое время года сегодня? (Весна). Сколько месяцев весны, и какие мы с вами учили? Какой сегодня весенний месяц, и какой он по счету?

Да, середина весны, Теплая и ласковая весна - она где-то слегка задержалась, но мы знаем, что она придет все равно в своей красоте. Посмотрите, почки еще не тронулись и только вот здесь, где давно сошел снег, проснулась зеленая трава и нам уже радостно, что звенит капель, улыбается нам уже не зимнее солнце.

А почему весну называют голубой? (Ответы детей). Потому, что такого голубого неба, как весной, не бывает больше никогда!

Но вот, что нам портит весеннее настроение: посмотрите вокруг, здесь поломаны ветки кустарника, а здесь сломана ветка сосны, на которой катался не самый послушный ученик Дима. А вот здесь полно осеннего мусора из опавших листьев. Это придется записать в жалобную книгу природы. Волнуется природа неспроста. Что же мы можем сделать доброго, как залечить эти раны? (Ответы детей) Прежде всего, отрезать поломанные ветки и самим не повторять подобные жестокости, собрать прошлогодний мусор. И вот уже мы маленькие участники дел на экологической тропе выполняем работу: мальчики выносят мусор, девочки обрезают ветки.

Дети, а как ведут себя весной животные, которые обитают в наших краях, и которые, среди множества других, поселились в нашем школьном музее. Об этих обитателях мы подробно узнали во время наших экскурсий в музей (Приложение. Фото. 1), который открылся впервые в нашей стране в нашей общеобразовательной школе-интернате III, IV видов № 33 г. Новочеркасска, и в котором представлены представители флоры и фауны нашего региона. Кто из них уже проснулся в природе, радуется весне, а кто вышел из своих зимних убежищ в поисках корма? (Ответы детей). Давайте во время завтрашней прогулки совершим рейд и положим в разных местах близлежащей рощи орешки для белочки, яблоко для ежа.

И вот уж совсем скоро прилетят птицы. Отгадайте, кто прилетит первым?

Что за весенняя, черная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Кто там за плугом носится вскач? (Грач)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины? (Ласточка)

Он выступает перед нами,
Как молодой весны гонец.
Он рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут его... (Скворец)

Волнуется природа неспроста.
Не существует лишнего в природе,
Природа гармонична и сложна,
И если изменения на подходе,
Волнуется природа неспроста.

В свое время я объясняла вам, что такое экология. Кто ответит? (Экология – это взаимосвязь человека и природы). Когда мы выходили на экологическую тропу, то кто-то из вас сказал, что экология – это когда люди улыбаются. И я согласилась с вами. А если это так, то после излечения ран, нанесенных природе, подарим людям и всему живому улыбку, а это значит, увеличим в окружающем нас мире количество добра, снимем с души что-то тревожное или злое, сделаем еще один шажок к гармонии всего живого на земле. Для этого давайте откроем “окно радости”. Сейчас очень распространена настенная живопись. Вот и мы продолжим это начинание. В это окно мы будем наблюдать за дальнейшим приходом матушки - весны. Распишем окно веселыми красками [Приложение. Фото 2] и, встретим весну русским танцем веселым и незабываемым. (Дети в костюмах танцуют перепляс).

В детстве Илья Репин, будущий великий художник, точно также расписывал окошко в своем доме на удивление прохожим, и из этого окна он наблюдал за изменениями в природе. А что весеннего мы увидели сегодня? Конечно, снег совсем растаял, совсем по - другому греет солнышко, оно пригревает теплее и теплее, уже появились зеленые травинки и совсем скоро мы принесем в класс свои маленькие солнышки из одуванчиков.

Ребята, а какие стихи о весне вы знаете?

Читает Дима:

А. Толстой

Вот уж снег последний в поле тает.
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Читает Галя:

Е.Баратынский

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурею живой слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Читает Ирина:

А.Плещеев:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Читает Виктория:

Ф.И.Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Дети, а что бывает после летней грозы? (Ответы детей). Свежесть и еще радуга – эта разноцветная, сказочная дуга перекидывается словно ворота в небе.

Откуда они (ворота) взялись, кто их построил так быстро и красиво?

Оказывается луч солнца, и дождевые капли.

Радуга – это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, как сквозь призмы. Мы видели с вами на уроке математики призму. (Ответы детей: я знаю, что призма – это трехгранная геометрическая фигура). Она лежит рядом с нами. Выполнена призма из прозрачного материала, т.е. она пропускает солнечные лучи, как капля дождя. Луч солнца, проходя через капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной разноцветной дуги. С помощью призмы мы прямо сейчас можем пронаблюдать, как раскрашивается солнечный луч. (Дети рассматривают). Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Теперь вы знаете, откуда появляется это чудо природы яркое и сказочное.

А вот у нас с вами своя импровизированная радуга и тоже из семи цветов, как в природе. Цвета эти выложены дугой из карточек со скороговорками [1], у которых нет конца.

Радуга рождается на противоположной стороне неба, вот и мы с вами перенесем нашу радугу на противоположную сторону стадиона, но при этом чуть-чуть поработаем: разделимся на две команды каждый член команды снимет с “радуги” скороговорку без конца, закончит ее и только после этого побежит на другую сторону беговой дорожки, повесит “каплю” радуги там, на щите и снова вернется, передавая эстафету своей команде. Цель игры - побольше радужных капель перенести для построения радуги. Побеждает тот, у кого больше капель подвешено (весело и задорно проходит игра).

Вот и закончена наша игра, в которой мы все победили, потому что нам было радостно. Вы все поработали просто замечательно! А сейчас подарим нашим гостям на память о нашей встрече шары цвета радуги.

А теперь поиграем в хорошо знакомую нам игры: “Три стихии” (вода, воздух, земля) и “Запрещенное движение” [2].

Три стихии. Играющие дети образуют круг, а водящий становится посредине с волейбольным мячом в руках. Руководитель говорит одно из трех слов: “земля”, “вода”, “воздух” и бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч возвращает его руководителю, называя птицу, рыбу или животное в соответствии с заданным словом. Например, руководитель сказал “вода”. Играющий может назвать любую рыбу: щука, карась, карп, окунь и т.д. При слове “земля” играющий называет любое животное: корова, собака, кошка и т.д. По сигналу “воздух” следует сказать одно из названий птиц: орел, ласточка, воробей, ворона и т.д. Игрок, который нарушил условия игры (не правильно ответил, не поймал мяч), получает штрафное очко. [3].

Запрещенное движение: Играющие дети образуют круг. Руководитель заранее условливается с детьми, какое движение нельзя выполнят, например, приседать, хлопать в ладоши и так далее. Затем руководитель начинает показывать различные движения (и озвучивать их для детей частично видящих) которые играющие должны в точности повторять, кроме запрещенного движения. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко, и игра продолжается

Литература

1. Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, изд. “Академия развития”, 1996.

2. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников. М.”, Физкультура и спорт”, 1985.

3. Мали Л.Д., Арямова О.С. Речевое развитие младших школьников. - Пенза, 1995.