Домашнее чтение как важное средство формирования навыков устной речи учащихся с учетом перспектив развития ЕГЭ на ближайшее будущее

Разделы: Иностранные языки


В современном обществе трудно переоценить значимость умения устно общаться на иностранном языке. Поэтому и в образовательном процессе по иностранным языкам на первый план в настоящее время выходит обучение устноречевому общению в целом и говорению как его основополагающей части. Умения учащихся в данном виде речевой деятельности могут и должны формироваться и оцениваться через задания, стимулирующие соответствующий вид деятельности, т.е. говорение. Именно этим обусловлено присутствие в перспективе в Едином государственном экзамене по иностранным языкам устной части (раздел «Говорение»). В соответствии с российскими образовательными стандартами ЕГЭ по английскому языку может включать задания, оценивающие умения продуктивной устной речи в развернутых устных диалогических и монологических высказываниях разных видов: диалоге этикетного характера; диалоге – расспросе; диалоге – побуждении к действию; диалоге – обмене мнениями, сообщениями; в самостоятельном монологическом высказывании с использованием описания, рассуждения, повествования и т.д. (см. кодификатор элементов содержания, проверяемых заданиями ЕГЭ)

Одной из самых действенных и эффективных форм развития навыков как монологической, так и диалогической устной речи является урок внеклассного чтения. Где как не здесь, во время активного заинтересованного обсуждения художественного произведения, появляется реальная возможность формирования у учащихся навыков подготовленного или спонтанного устного речевого высказывания. Домашнее чтение произведений художественной литературы страны изучаемого языка является важным этапом на пути накопления активного лексического запаса, обогащения устной речи, а также воспитывает вкус к настоящей литературе.

Современные пособия по домашнему чтению, как отечественных, так и зарубежных издательств, отличает яркая и занимательная фабула текстов, эмоциональность и образность изложения. Они предоставляют большие возможности для формирования критического, творческого мышления, гуманистических ценностей в процессе знакомства с лучшими литературными произведениями зарубежной литературы.

Однако, каждый отдельный учитель ставит перед собой индивидуальные задачи в зависимости от желаемых результатов. Поэтому, учебные пособия в процессе работы с ними дополняются необходимыми заданиями. Так, при работе с пособием по домашнему чтению Книга Джунглей Р.Киплинга, адаптированной для уровня Elementary, необходимо было провести контроль усвоения содержания текста, который помог бы осмыслению событий и той обстановки, в которой протекают события, описанные в тексте, раскрытию характеров действующих лиц.

При подготовке к урокам домашнего чтения необходимо было обратить внимание на трудности, с которыми обычно сталкиваются учащиеся (особенно если это ученики 6 класса) в процессе работы с текстом: незнание значений многих слов, недостаточная сформированность механизмов чтения.

При обсуждении книги с предварительными заданиями необходимо было заранее подготовить упражнения, нацеленные на снятие этих трудностей. Лексические упражнения содержали задания на словообразование, отработку устойчивых словоcочетаний. Вопросы, касались основных событийных и этических моментов произведения, чтобы во время чтения учащиеся самостоятельно думали, приходили к собственным выводам, а во время обсуждения в классе учились аргументировать свои высказывания, отстаивать свое мнение, выслушивать и уважать противоположную точку зрения.

Примерные упражнения к пособию по домашнему чтению

Rudyard Kipling The Jungle Book (Elementary )серия Английский клуб Издательство Айрис Пресс 2010

RIKKI-TIKKI-TAVI

Part 1 (pp 113-121)

1. FIND WORDS AND EXPRESSIONS IN THE TEXT

Ласка, мех, ершик для мытья бутылок, начался дождь, проникнуть внутрь норы, испугать, испугаться, бояться, любопытство, любопытный, согреться, оглядеться, подружиться, дикое существо, найти (обнаружить), посмотреть на, заглянуть под, ветка, выпасть из (гнезда), пять футов длиной, от головы (языка) до хвоста,  злые глаза, очковая отметина, невозможно, живая кобра, рано или поздно, так высоко, как только можно, атака кобры, исчезнуть, промахнуться,   преследовать, одновременно, избежать удара, приносить вред людям, покраснеть, спасти от смерти

2. WRITE PAST TENSE OF THE VERBS AND TRANSLATE THEM

Fight –
See –
Put –
Forget –
Find –
Meet –
Hear –
Fall –
Eat –
Rise –
Know –
Mean –
Can –
Feel –
Grow –

3. АNSWER THE FOLLOWING QUESTIONS

1. How did Rikki-Tikki-Tavi look like?
2. Why did he appear in the house?
3. What are mongooses like? (p.115-116)
4. Who was Darzee? Why was he unhappy when he met with R.T.T.?
5. Was R.T.T. frightened when he saw Nag? Was Nag afraid of R.T.T.?
6. Who was Nagaina? Where was she at the moment?
7. What did R.T.T. understand after his first fight with the snakes?
8. How did R.T.T. save Teddy’s life?

Part II (pp.121-131)

1. FIND THE ENGLISH EQUIVALENTS IN THE TEXT

Р.121 помнить, воинственный клич, время от времени, вежливый, как только, заснуть;
р.122 чуть не плача, принять (перепутать), малейшая опасность, удивленный, двоюродный брат (сестра), Тихо! повсюду;
р.123 хотя, на улице (снаружи), в лунном свете, тихий (тихо);
р.124 следовать за, размер, вверх-вниз, круг, укус, хвост, сбросить, держаться, крепко (сильно), грохот (выстрел);
р.125 проснуться, выстрелить из ружья, слабый, уставший, чувствовать себя довольным, О, боже мой! Схватить за голову, аккуратно (внимательно), победная песня;
р.126 безопасный, ужасный, во второй раз, держать (хранить), собираться делать что-то, притвориться, крыло, быть сломанным (сломаться);
р.127 быть уверенным, покрытый, земля, опоздать, внутри, наконец, за столом;
р.128 быть готовым, немного подождать, низкий голос,   обернуться, не двигайся, цена, плечо (схватить за плечо);
р.129 исчезнуть, крысиная нора;
р.130 темный, поблагодарить, гордиться собой

2. WRITE THE SECOND FORM OF THE VERBS

Укусить, видеть, сломать(разбить), держать, чувствовать, поймать(схватить), хранить, прятать, бросать, лежать, петь, спать

3. ANSWER THE QUESTIONS

– Why did the mongoose have such a name?
– What plans did Nag and Nagaina have? Who was cleverer – Nag or Nagaina? Why?
– What was Rikki’s plan? How did he act?
– Why wasn’t Rikki glad to hear Darzee’s song of Triumph?
– Why were the snake’s eggs dangerous for those who lived in the house and in the garden? What did Rikki decide to do? Who helped him?
– What did Rikki see when he ran into the house? What happened there?
– Why didn’t Rikki let Nagaina go?

TOOMAI OF THE ELEPHANTS

Part 1 (pp137-146)

1 .FIND WORDS AND EXPRESSIONS IN THE TEXT

Нести; палатки и ружья; попасть в ловушку; бивни; погонщик слонов; согласиться; связать; сбить врага с ног; наступить на; кроме; нога – ноги; стареть; глава; повиноваться; злой человек; дрессированные животные; живые существа; поднять кого-либо; закрыть лицо руками; дыни; смеяться; проводить время дома; поляна; танцевальный зал; хвастаться своей храбростью; быть сердитым на кого-либо; чувствовать свою важность; плохо управлять слоном; сделать ошибку; холм; равнина;

2. ANSWER THE FOLLOWING QUESTIONS

– How old was Kala Nag?
– How did K.N. serve people?
– What was K.N. famous for?
– What was Big Toomai’s job?
– What was Little Toomai going to become when he grew up? What did his father think about it?
– What happened to an elephant like Kala Nag when he couldn’t work any longer?
– What was so special for L.T. about camp-life? Why did he love it?
– L.T was very helpful for elephant-catchers, wasn’t he? In what way?
– Who was Petersen Sahib?
– What did he say when the elephant-catchers told him about the boy?
– What did P.S. mean by the elephants’ dance?