Работа с мотивированными детьми во время проведения декады иностранных языков

Разделы: Иностранные языки


Ни для кого не является секретом тот факт, что к 7-8-му классу у ребят наблюдается некоторое снижение интереса к изучению иностранного языка, ибо элемент новизны исчезает, появляется осознание того, что изучение иностранного языка – это не только интересное, но и трудное дело.

С другой стороны, у многих школьников появляется осознанное стремление к углубленному изучению отдельных предметов.

В наше время, когда знание иностранных языков по праву занимает одно из важных мест в оценке человека как профессионала, все больше учащихся выбирают иностранный язык для углубленного изучения. Именно в этот момент очень важно помочь ребенку реализовать себя, дать ему возможность проявить свою инициативу, заинтересовать его. Большая роль в этом отводится декаде по иностранным языкам, которая, как известно, способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к предмету, повышает уровень их практических навыков говорения, расширяет кругозор. Декада дает возможность мотивированным детям творчески проявить свои способности.

В декаде принимают участие дети разных возрастов. Естественно, учитывая возрастные особенности детей, для каждой параллели подбираются различные мероприятия, иногда с учетом пожеланий самих учащихся.

Гарантия успеха любого мероприятия – тщательная, вплоть до мелочей продуманная подготовка. Сами ребята принимают в этом активное участие: одни готовят сообщения, подбирают необходимый материал, другие – рисуют газеты, плакаты, декорации к спектаклям. С каждой новой декадой все больше и больше детей вовлекаются в организацию и проведение мероприятий в рамках декады. И даже те дети, которые ранее были пассивными наблюдателями, становятся активными участниками.

Традиционно во время декады проводятся следующие мероприятия:

  • Предметные олимпиады.
  • Викторины и конкурсы.
  • Конкурсы чтецов.
  • Конкурс презентации.
  • Вечера поэзии.
  • Заочные путешествия по странам изучаемого языка с показом слайдов (использованием ИКТ).
  • Просмотр художественных фильмов на иностранных языках.
  • Театрализованные инсценировки.

Так, например, олимпиада по иностранным языкам дает возможность проверить свои знания по иностранному языку, оценить свой уровень владения языком и является стимулом к дальнейшему совершенствованию и более глубокому изучению предмета.

Викторина, на мой взгляд, обладает большими возможностями, которые необходимо использовать во внеурочное время по созданию благоприятных условий для раскрытия личного потенциала ребят, повышению мотивации и положительного отношения к предмету, развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию. Наличие элемента игры – соревнования в викторине отвечает потребностям разных возрастных групп учащихся: для младших школьников – в коллективных игровых сопереживаниях, для учеников среднего школьного возраста – в самоутверждении и самовыражении, для старшеклассников в установлении положительных межличностных отношений и приобретении личностно-значимых знаний. Проведение викторин повышает интерес учащихся к предмету, развивают внимание, интерес быстроту реакции, догадку. Викторины по страноведению дают возможность использовать знания, полученные на уроках истории, географии, литературы и мировой художественной культуры. Таким образом, осуществляются межпредметные связи. Так конкурс пословиц позволяет изучать глубже фольклор той или иной страны, способствует воспитанию моральных качеств ребенка, показывает отличие характера жителей страны изучаемого языка.

Тематические или страноведческие викторины включают в себя вопросы по истории, географии, культуре, традициях и обычаях, знаменитых людях и национальных героях страны изучаемого языка. Здесь можно говорить о межпредметных связях. Участвуя в таких викторинах, дети показывают разносторонние знания по другим предметам, их профессиональные склонности, интерес к различным областям знаний, проявляется творческих подход.

Развлекательно-развивающие викторины способствуют развитию сообразительности, находчивости, гибкости и логики. При проведении таких викторин дети используют кроссворды, чайнворды.

Конкурс пословиц и загадок. Пословицы и загадки дошли до нас из глубины веков. В них – народная мудрость, остроумие и фантазия. Они будят воображение, позволяют увидеть необычное в обыденном, обогащают связи ребенка с окружающим миром, развивают наблюдательность и парадоксальность мышления. Этот вид работы приобщает ребят к изучению фольклора не только своей страны, но и стран изучаемого языка, способствует воспитанию моральных качеств. Конкурсы и викторины позволяют систематизировать знания, полученные на уроках, активизировать их в речи, а также создают непринужденную атмосферу общения на иностранном языке.

Во время подготовительного этапа мы стараемся включать в работу всех мотивированных детей. Ребята с удовольствием готовят дидактические материалы, рисуют наглядные пособия, придумывают эмблемы команды, пишут заголовки, подбирают музыкальные произведения. Главный итог состоит в том, что учащиеся самостоятельно повторяют или добывают знания, дополняют информацию, найденную другими. В процессе тесного общения со своими сверстниками дети получают возможность показать свою полезность, проявить инициативу и творческий подход. Это имеет место при проведении наших традиционных праздников таких как Halloween, Christmas, St. Valentine’s Day. Обычно такие внеклассные мероприятия проводят ученики старших классов для учеников младших классов. Здесь можно говорить о воспитательном моменте, так как они сами составляют программу, сами ее проводят и таким образом пробуют свои силы в проведении различных мероприятий.

Коммуникативный подход к преподаванию английского языка требует создания реальных ситуаций человеческого общения, вот здесь на помощь приходит искусство театра. Именно ролевые игры, разыгрывание диалогов, инсценировки применяются для мотивации речевой деятельности. Как известно, все дети любят играть и фантазировать и именно театр развивает творческую фантазию и выдумку. Мало кто из ребят остается равнодушным перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.

Школьный театр – это, пожалуй, один из самых действенных мотивов к изучению иностранного языка, так как инсценировки, спектакли и тематические вечера способствуют расширению кругозора, повышению интереса к изучению языка, создают языковую среду, приближенную к естественной. Большим преимуществом театра является массовый охват учащихся, а не только “исключительно одаренных звезд”, совершенствование памяти, внимания, расширения словарного запаса, закрепление грамматических навыков, развитие логического мышления, улучшение темпа речи, интонации, мелодики. Кроме того, воспитывается чувство ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, постепенно исчезает боязнь у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Каждый преподаватель кафедры иностранных языков нашего методобъединения попробовал себя в роли режиссера, как на уроке, так и во внеурочное время.

В настоящее время особое внимание уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий в методике и процессе преподавания иностранных языков в школе. Традиционно во время декады проводятся конкурсы компьютерных презентаций по заявленным ранее темам.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ слайд-фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе или на персональный компьютер для каждого учащегося.

Использование компьютерной презентации во время проведения декад иностранного языка позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся;
  • вовлечь мотивированных учащихся в самостоятельный процесс познания, что особенно важно для развития их общеучебных и информационно-коммуникационных навыков.

Наиболее удачные, на мой взгляд, презентации по теме “Моя любимая книга” (Daddy Long-Legs и The Picture Of Dorian Gray) прикреплены в данной работе.

Приложение